Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Юрий Дударенко, январь 2013 г.
Отдыхать – не работать, как говорится. И в этом мы с Оличкой большие молодцы. Можно сказать – у нас талант на отдых. Не каждый, как ни странно, умеет отдыхать и путешествовать с душой и выдумкой :))) Вообще надо признаться, что в этом году впервые за много лет мне очень долго не хотелось никуда ехать на новогодние праздники. Разве что (неожиданно!) в Тюмень к теплой мужской компании. Вот такое было настроение. Но Тюмень для Оли и Черчилля по понятным причинам была не вариант, и как-то даже непонятно откуда всплыла идея поехать в Польшу. Именно так: сначала появилась идея, и только в процессе ее реализации я понял, что, в общем-то, я совсем не прочь покинуть город-офис и отправиться в путь.
В принципе, логику можно проследить:
Определив, таким образом, все пожелания вырисовалась поездка на авто: и бюджетно, и с собакой можно. А в качестве точки назначения – юг Польши, потому что и относительно недалеко, и уже Европа, и есть горы, чтобы возобновить традицию новогоднего сноубордига, и там же рядом средневековый Краков, для культурной составляющей поездки.
О том, как мы получали все разрешительные бумажки для вывоза Черчилля за рубеж см. в конце этой статьи. Скажу только, что по уровню запутанности и обилию порой противоречивой информации проще, по-моему, вывезти картину Айвазовского какого-нибудь, чем маленькую собачку! Буду рад, если эта информация кому-то пригодится в будущем!
В процессе подготовки, кстати, и родился наш маленький внутрисемейный мэм: Черчилль едет в Краков. Который, впоследствии, мы обсмеяли и просклоняли на все лады. А все дело в том, что Черчилль, когда мы поздно возвращаемся, издает такие смешные горловые звуки… нечто среднее между завыванием и рычанием, что как-то раз нам показалось очень похожим на попытку произнести слово «крааакоооов». Ну с тех пор и повелось.
На этот раз я буду перемежать впечатления и фактическую информацию, потому что, положа руку на сердце, не такое уж большое дело – съездить в польские Татры. Для бывшей жительницы Калиниграда, переехавшей в Москву, так и вообще почти зазорное))) Потому Оличка прятала глаза, только завидев очередную машину с 39-ми номерами. А их там было оооочень много! Ну и опять же для пользы дела: может для кого-то этот пост сэкономит время и деньги в аналогичной поездке, либо в отказе от таковой)))
Итак, закрыв год, упаковав вещи и поспав 4 часа, утром 30 декабря мы двинулись в путь. Я уже, кажется, признавался в любви к своему пусть и не новому, но выглядящему вполне себе актуально, Рено Эспейс. Тогда это будет продолжение оды) Приобретение этой машины – этот тот самый случай, когда каждый раз радуешься, что купил именно ее. И так уже который месяц. Да, он бывало ломался, и он не нов, и в нем нет MP3, но каждый раз, когда я смотрю на топорные Шараны и прожористые Вояджеры, мое сердце ликует :)
Самое же главное – это пространство. И его здесь много. Оставив в салоне всего одно сиденье (и то не понятно – зачем), мы с легкостью разместили там два сноуборда с вместительными чехлами, большой чемодан, ящик со всякими нужными автомелочами, еду и лежанку для Черчилля. Всем хватило места, и еще осталось!
Путь наш лежал по Минскому шоссе в сторону Бреста, а это без малого 1050 км. Но это не пугало, потому что Минское шоссе на всей своей протяженности (то есть как раз эти 1050 км) представляет собой образцовое полотно по две полосы в каждый сторону. Я ездил по всем трассам, выходящим из Москвы, и нигде нет ему аналога, как бы дико это не звучало.
Выезд из Москвы как всегда был немного суетным, с обилием населенных пунктов и дерганьем скоростей, но уже через 100 км дизелек на заправках немного подешевел, и, залив полный бак, я поставил на круиз-контроле законные 120. Круиз-контроль на этой трассе – это отдельный кайф, и его можно почувствовать только тут)))
Границу с Республикой Беларусь теперь проезжаешь без остановки, лишь слегка сбавив ход, и это тоже приятно. Сразу же бросается в глаза, что как по мановению волшебной палочки цены на топливо на тех же кровавых «Лукоиле» и «Газпром нефти» падают на 4 рубля за литр. Не сомневаюсь, что за бензином сюда мотаются даже из Смоленска, а почему бы и нет?
Еще один нюанс: два участка трассы на белорусской территории судя по всему скоро станут платными. Сейчас уже стоят оборудованные пункты пропуска со шлагбаумами, но работают вхолостую. Видимо, в тестовом режиме. И опять же весьма логично и закономерно, всячески поддерживаю. За качественную дорогу (на территории РБ шоссе уложено заметно лучше, чем у нас) можно и нужно платить.
Досвистев таким образом до границы с Польшей, ближе к ночи мы встали в весьма немногочисленную очередь. Опять же хочу обратить внимание, что погран переходов у Белоруссии с Польшей много, но именно на пересечении Брест/Тересполь нет грузовиков. И это, по моим наблюдениям, существенно снижает трафик и вообще всеобщую нервенность на границе.
На все про все у нас ушло часа 2, с собачкой проблем не возникло, и мы въехали на территорию Евросоюза. Важно: в Польшу не пускают на шипованной резине! Просто разворачивают на какой-то ближайший карманный автосервис, где выдернут из колес шипы!) Наверняка, за немилосердный прайс!)
Дорога до горных куротов Закопане (название самого популярного из многих в том регионе) уже не такая хорошая, а расстояние – без малого 530 км от границы. Средняя скорость хорошо если 80 км/ч. Постоянно населенные пункты, дорог с разделением встречных полос очень мало. Но при движении туда в плюс играет разница во времени.
В зимнее время она составляем аж целых 3 часа с Москвой! Летом – два, соответственно, так как мы теперь не меняем время на зимнее и летнее. При таких относительно небольших расстояниях это выглядит немного странно. Непривычно еще и то, что основательно светлеет в Польше уже в 7 утра, а в 5 вечера на улице полностью темно. Почему так – не понятно. Итак, пока мы едем по извилистым польским дорогам, выдам ка я немного фактической информации о жилье в горных курортах польских Татр.
Как я уже говорил, самым знаменитым курортом тут является Закопане. И именно поэтому мой совет – ни в коем случае туда не соваться не только жить, но и вообще. Прежде всего потому, что это уже такой вполне себе город, со всеми вытекающими отсюда следами человеческой жизнедеятельности. А ведь всем нам известно, что чем меньше людей, тем лучше природа. Увы – это так.
Никаких проблем найти жилье заблаговременно по интернету и договорится о брони – нет. И даже не заблаговременно, а буквально за 4 дня до новогодних праздников нам это тоже удалось :) Письмо с запросом лучше, конечно, составить на польском (английский в Польше, как и в Испании, не любят и знают не особо), но тут гугл транслейт в помощь. Уверен, на скорость ответа это в любом случае скажется в положительную сторону.
Для поиска я пользовался единственным сайтом: www.zol.pl. Он тоже на польском, но интуитивно вполне понятен. Информация там представлена очень подробная с фото, видео и точными контактами. Основная арендуемая жилая единица – это pokoi или комната в небольшом доме, как правило с балконом и ванной. Кухня общая на первом этаже, тут же сушилка для лыжного оборудования. Холодильники и мойка на каждом этаже. Этажей в таком доме не больше 4, комнат в среднем 3 на этаж.
Стоимость в новогодние дни (или «на Сильвестра», как говорят поляки) от 45 до 120 злотых с человека за ночь (в Польше валюта не евро!). Разброс большой, но по фото вы всегда сможете выбрать себе что-то по вкусу и уровню. Могу сказать, что и за 45 злотых в клоповник вас точно не поселят. Интернет есть почти везде, парковка тоже, а кое-где за умеренную плату и покормят!
К слову о еде – тут с ней полный порядок!!! Смело идите в любую рестаурацию и корчму региональну. Гарантировано накормят до отвала и за смешные деньги. Мы, к примеру, днем столовались всегда у самих подъемников и выходило это нам ну максимум в 600 р. Это суп, второе и попить + десерт иногда. При таком раскладе объелись мы колбасами и рульками на год вперед) И везде с собакой пускают без вопросов, что характерно.
Единственное, меню как правило все на польском, и большинство названий вам ни о чем не скажут, несмотря на кажущуюся похожесть наших языков. Так что тут можно или заранее поискать названия польских блюд и посмотреть, как они выглядят в google images, или уже на месте сфотографировать меню и дома уже посмотреть в тех же google images и сориентироваться.
Отдыхающие поляки почти все съезжают уже вечером 1 января, так что в домах становится существенно тише и просторнее. Зато в сам Новый год они отрываются по полной. У них, видимо, такая традиция, палить в эту ночь из фейерверков что есть мочи. Шум и гром стоит необычайный, зато какие виды!
О валюте – 1 злотый равен 10 рублям. То есть к любой цене прибавляем ноль и получаем стоимость в понятных нам единицах.
Теперь о катании. Лучшее место по моему вкусу – это курорт Bialka Tatrzanska (www.bialkatatrzanska.com). Сразу скажу, что не стоит ждать от польских Татр альпийского катания. Но это и не Волен со Степаново! А так для расслабленного катания или неспешной тренировки новых навыков и трюков – вполне подойдет. Подъемники тут все новые, работают быстро, очереди минимальные.
А еще тут термальные бани рядом (www.termabania.pl). Тоже не Австрия, но уже и не Андорра!) Так что сходить стоит!
Кроме того есть еще курорты в городке Jugrow (www.hawran.pl), Suche (www.skisuche.com) , Witow (www.witow-ski.pl: тут есть сноупарк, но как там – не знаю. Не доехали) и Male Ciche (www.maleciche.com). В последнем мы и жили, прямо у трассы. Стоимость подъемников есть на каждом сайте.
Это я к чему клоню? Жилье вполне можно выбирать вблизи понравившегося курорта. Чтобы не мучиться с выбором. Надо учитывать только один момент: на выходных на все курорты завозят прям автобусами народ из Украины и Белоруссии! У нашего скромного подъемника утром в пятницу мы насчитали 5 автобусов, а в большой Bialka Tatrzanska под 20 штук. На очередях сильно это вроде не сказалось, а вот в любимом кафе было уже не протолкнуться и вообще как-то не комфортно и немного быдловато. Так что если есть возможность срулить куда-то на выхи – это надо делать!
Зато по вечерам, когда народ разъезжается, на склоне можно немного подурить!
В целом, я остался очень доволен.
Прежде всего – катанием, ведь мы без проблем доезжали минут за 20 до любого из указанных выше склонов. И хотя по началу отсутствие естественного снега слегка напрягло, но уже через пару дней его навалило в достатке, что и видно на фото:
Свежим воздухом и долгими прогулками с Черчиллем. Надеюсь, он тоже по достоинству оценил дороги, чистые от адских химикатов, заснеженные поля, небольшие горные речки и даже трех косуль, которых мы неожиданно встретили на лесной тропе. Едой, которая тут вне всяких похвал на не сильно притязательный вкус. Пиво, наверное, тут тоже неплохое, но я не пью пиво. Я пью сидр :)
Спокойным таким семейным отдыхом, каким он и должен быть. Когда все рядом и все по карману и полное взаимопонимание. Тем более что впереди у нас было еще два дня в Кракове, вроде как культурная программа, без которой никуда!
Эти строки я по большому счету пишу только ради фотографий, которые у нас получились в Кракове. То есть мой рассказ будет прямой противоположностью предыдущему тексту, нашпигованному фактической информацией.
Не то чтобы мне нечего было сказать об этом городе, но цитировать википедию смысла не вижу, да и проведенных 4-5 часов в историческом центре мне явно не достаточно для формирования особенного мнения. Или для того чтобы поделиться найденными какими-то тайными ходами, уютными безлюдными кафешками и всем тем, ради чего действительно стоит писать отчет о посещенном месте.
Опять же, не май месяц, и даже любоваться классической средневековой архитектурой приходилось сквозь призму замерзающих рук и ног. Сложно было сконцентрироваться. Именно поэтому мне в последнее время полюбилось повторять свои визиты в новые города и каждый раз делать это чуть более вдумчиво. Этакая противоположность практике «галопом по европам».
И если единственный пока имеющийся у меня подобный опыт с Ригой верен в принципе, то значит уже к третьему посещению вам неожиданно становится тут уютно. Вы уже знаете куда и когда пойти, но при этом ваш взгляд еще не замылен, как у старожила. Вам не опостылели эти виды. И поймать это проходящее состояние – совсем новое ощущение для меня.
Жилье мы сняли традиционно уже через airbnb в приятном новом доме, примерно в четырех трамвайных остановках от центра. Учитывая, что трамвайные пути тут, в отличие от Москвы, не занимают ошалевшие от пробок автомобилисты, до самого центра города езды каких-нибудь 10-15 минут. И вы всегда найдете место, чтобы присесть, если пожелаете.
В историческом центре, точно как и в Риге, прослеживается влияние немецкой архитектуры. Да и ничего удивительного, Краков – точно такой же ганзейский город, как и столица Латвии.
Но все-таки здесь есть настоящий и хорошо сохранившийся замок, на холме перед рекой: все как полагается! И на нем легко найти следы многовековых перестроек по желанию каждого нового хозяина.
Здесь так же много больших католических храмов, что тоже неудивительно. Поляки очень верующие и очень гордятся, что предыдущий Папа Иоанн Павел II был их соотечественником. Его образ тут растиражирован на все лады.
Получилась, в общем, такая ни к чему не обязывающая прогулка и чувство удовлетворение, что ветер странствий занес нас сюда.
Из бонусов – совершенно неожиданна прогулка на карете, которая оказалась непривычно комфортной внутри. Естественно, по итогу фокус сместился на старину Черчилля, который взобрался на сиденья и с интересом смотрел по сторонам, чем безмерно веселил проходящий народ. Пес в карете, вот это история!
И даже мелькало на периферии сознания, что хорошо бы вернуться сюда еще и желательно летом. Хотя умом понимаешь, что просто так спонтанно тут оказаться не получится: слишком далеко от всего. С другой стороны и для отдельного путешествия тут все-таки недостаточная концентрация интересностей, поблизости тоже ничего нет такого особенного. Разве только небольшой авто тур сможет оправдать эту затею?:) Что-нибудь типа Краков – Будапешт – Вена – Прага? Мммм, есть над чем подумать!
Каждый развлекается по-своему. Святое дело – придумать себе трудновыполнимую задачу и торжественно решить ее, покрыв себя доблестью. Именно так выглядело наше решение взять с собой в новогоднюю поездку нашу собаку.
И поскольку у нас все получилось и прошло ровно и спокойно, но при этом в интернетах очень много противоречивой информации, этот пост будет конкретно и поэтапно про то, что нужно, чтобы вывезти собаку в Европу на автомобиле.
На самом деле все не так страшно, как может показаться при первом подходе к чтению форумов :)
Есть всего лишь 5 слагающих успеха и, преодолев все преграды, ваш питомец будет беззаботно резвиться в дружелюбных европейских городах. И эти 5 условий следующие:
1) Ваша собака должны быть обязательно чипирована, а запись с номером чипа должна быть внесена в паспорт животного (я думаю, что про необходимость наличия самого паспорта можно тут не упоминать)
2) Питомцу должна быть сделана вакцинация от бешенства. Делать ее надо минимум за 30 дней до предполагаемого выезда с территории Таможенного союза. Отметка в паспорте животного так же обязательна.
3) Не ранее чем за 5 дней (и не позднее чем за 24 часа) до предполагаемого выезда с территории Таможенного союза, надо оформить на питомца Ветеринарный сертификат. Этот документ потребуется на ветеринарном контроле на нашей стороне границы.
4) Так же не ранее чем за 5 дней (и не позднее чем за 24 часа) до предполагаемого выезда с территории Таможенного союза, надо оформить на питомца Евросправку. Этот документ потребуется на европейской стороне границы. И будет лучше, если справка будет на языке пограничной стороны.
5) В Евросправке должна быть отметка о проведении обработки животного против эхинококкоза (глистов, то есть). То же не ранее чем за 5 дней (и не позднее чем за 24 часа).
Звучит жутко, да?) Мы сами по началу напряглись. При том, что по официальной информации, которую еще попробуй найти, Вет сертификат можно сделать только в государственной Вет Клинике (четкий список которых в Москве я так и не нашел, по телефону никто ничего объяснить, как водится не может), а Евросправку при наличие Вет Сертификата подписывают (вроде как заполнять должен ты сам) в «Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям в аэропортах и Управлении Россельхознадзора по адресу: Проспект Маршала Жукова, д. 1». Где и когда и кем делается обработка от глистов вообще не ясно.
НО ЭТО ВСЕ, ДРУЗЬЯ МОИ, ФИГНЯ!
Я уже как-то писал, что на том месте, где государство из рук вон плохо и непонятно оказывает услуги, от которых нельзя отказаться, на свет появляются частный инициативы, который решают вопрос быстро, просто, но может быть чуть-чуть дороже.
И такой выход для нас нашелся и всем его советую не потому что это реклама, а потому что это реально снимает всю вашу головную боль и сэкономит вам кучу времени. Итак, где что делать по пунктам.
1) Чипирование можно делать в любой клинике, лишь бы внесли в паспорт данные.
2) Вакцинация от бешенства тоже может быть сделана в любой клинике, лишь бы сделали в паспорте соответствующую отметку. По срокам когда самое позднее надо сделать, я уже написал.
Пункты 3, 4 и 5 мы делали в одном месте. Это Первомайский ветеринарный центр (www.pvcentre.ru). Нашел случайно на одном из форумов и это нас без преувеличения спасло.
Вот как выглядела процедура. Сразу скажу, что все справки можно и нужно получать в один день. Вет Сертификаты начинают выдавать с 8 утра (что очень удобно для работающих). Очередей нами замечено не было. Собачке считывают чип, еще проводят ультрафиолетовой лампой (не спрашивайте - зачем) и проверяют паспорт на наличие отметок о чипировании и вакцинации от бешенства. Если все ок, печатают сертификат. Цена вопроса – 450 р, потраченное время: 15-20 минут.
Далее идем в другой подъезд здания, где выдают Евросправки. Тут была небольшая очередь, минут на 20. Сама процедура еще проще: собаку вообще не смотрят. Спрашивают, какая будет пограничная европейская страна, заполняют и распечатывают справку на нужном языке. Там же ставят отметку об обработке против эхинококкоза (если перевести с чиновничьего языка на русский – всего лишь дать собачке таблеточку). Цена вопроса – 800 р, потраченное время: 15-20 минут.
Все…. нет, не так: ВСЕЕЕЕ!!!!
Этих документов 100% достаточно для прохождения обеих границ. Главное, паспорт и само животное взять не забудьте)
И, напоследок, два важных нюанса:
1) На некоторых форумах пишут, что после получений Вет Сертификата его якобы надо обменять то ли на Вет Свидетельство, то ли на сертификат формы 5А на пограничных контрольных ветеринарных постах. Все это не верно. Указанных выше доков достаточно для прохождения обеих сторон границы.
2) При прохождении нашей стороны границы как туда, так и обратно, вставайте в красный коридор, так как вы будете декларировать собаку. Как это делать, по крайней мере белорусские пограничники нам четко объяснили. В двух словах – надо заполнять небольшую анкетку на двух сторона. С первой стороны данные владельца и транспортного средства, а с другой – данные питомца, который переписываются с вет сертификата. И указывается вес и примерная стоимость животного. Число, подпись.
Вот и все, счастливого пути!
Комментарии посетителей | |
---|---|
1) владиМИR : 07 февраля 2013 г. | |
2) ElenaSPb : 11 февраля 2013 г. | |
Спасибо! Интересно и информативно! | |
3) Аnna (Гость клуба) : 22 августа 2013 г. | |
Огромное спасибо за интересный и информативный рассказ! Отдельное ОГРОМНОЕ СПАСИБО за пункт про собаку!!! Едем через неделю в те же края и была полная путаница, что делать с нашей Дусей). Теперь все ясно! |