Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Забытые музеи и усадьбы Волховского, Подпорожского и Лодейнопольского районов Ленинградской области
Русинова Ольга, руководитель проектов издательства «Невский Фонд»
с 30 мая по 1 июня 2008 года информационно-туристский центр Ленинградской области специально для директоров туристских фирм, экскурсоводов и журналистов организовал автобусную поездку по северо-востоку Ленинградской области. За три дня мы проехали почти тысячу километров и увидели как всем известные музеи и крепости, так и уникальные, мало посещаемые туристами, но при этом не менее интересные объекты: деревянные церкви и погосты (наподобие тех, что собраны в Карелии в Кижах). Часть этих церквей находится на своем историческом месте; к ним ведут старые дороги, вокруг стоят полузаброшенные дома с покосившими заборами. Такое ощущение, что время здесь остановилось примерно полтора века назад. Чувствуется влияние Онежского озера: в то время, когда в Санкт-Петербурге уже давно началось лето, здесь же еще цветет черемуха и только зацветают яблони.
Наш автобус перевезли на пароме через реку Свирь в ее устье, после чего мы приехали в самую северо-восточную точку области — село Гимрека. Жили мы в самой лучшей подпорожской гостинице «У Максимыча», сам хозяин провожал наш автобус. В этом гостиничном комплексе есть сауна, ресторан, магазин. Особо любознательные вечером отправились на экскурсию на Верхне-Свирскую ГЭС, посещение которой не было предусмотрено в программе семинара.
Питание и экскурсионная программа были организованы на высшем уровне. Не успевали мы проголодаться, как наступало время снова что-то есть: одним словом, голодными мы не были. Почти все время в пути нам кто-то из экскурсоводов что-то рассказывал интересное об истории Ленинградской области и тех мест, которые мы в данный момент проезжали. Наверное, если бы за выступающими записывать в блокнотик, можно было бы тут же написать отличную книгу-путеводитель. На местах же нас передавали в заботливые руки местных гидов; которые, обрадовавшись такому наплыву туристов, с интересом рассказывали нам про тот или иной объект. Как обычно, время в таких поездках на вес золота, но мне всегда удавалось и экскурсию послушать, и сделать несколько интересных кадров, и внимательно изучить местный растительный мир: люблю я растения, особенно весной.
Только однажды меня подвела моя рассеянность: увлекшись фотосъемкой, я посадила батарейки в моей фотокамере. Мне повезло, что на следующей же остановке мне удалось купить комплект батареек в местном магазине, где, наверное, можно купить все, что угодно, начиная от продуктов питания и напитков, заканчивая одеждой и сувенирами. Отправляясь в фотопутешествие, следует внимательнее относиться к таким мелочам и заранее приготовить запасное питание для фотокамеры: не везде есть такие чудо-магазинчики.
С погодой нам очень повезло: было и не жарко, и не холодно: такая ясная погода очень помогает творческой фотосъемке. Ниже предлагаю мой небольшой фотоотчет о нашей поездке. Все фото сделаны на Olympus SP500UZ.
Старая Ладога (Ладога до 1704 г.) — древний русский город, один из важнейших международных центров евразийской торговли и судоходства на вековых торговых путях: «из варяг в греки», «из варяг в хазары», «из варяг в арабы»; столица северных племен и народов, самый северный порт Руси. Первые славянские поселения возникли здесь в VII–VIII вв. Грабительские набеги скандинавов объединили ранее разрозненные славянские племена. Ладога стала политическим центром. Сюда на княжение был приглашен варяг Рюрик – основатель первой российской царской династии.
Ладожский мыс хранит следы трех крепостей. Первая построена Вещим Олегом на рубеже IX–X вв. В 997 г. была взята штурмом и разрушена норвежским войском во главе с ярлом Эриком. Вторую возвел новгородский князь – Мстислав Великий в 1114 г. Третья – называемая в народе «Рюриковым замком» – построена в XV–XVI вв. из местного камня с мощными бастионами и высокими неприступными стенами, пятью башнями. Толщина стен достигает семи метров при высоте до двенадцати метров. Пушечные башни – трехъярусные до 16 м высотой при основании в 16-24 м.
В 1164 г. Ладога выдержала осаду шведских войск; призвав на помощь новгородцев, ладожане отогнали врага и в устье реки Воронеги полностью разгромили его. По преданию, в память об этой победе под защитой крепостных стен был поставлен храм Св. Георгия-Победоносца. Изображение св. Георгия помещено в храме на почетном месте и освещено особым оконным проемом. Имеется фреска «Чудо св. Георгия о змие». К настоящему времени часть стеновой росписи утрачена, однако сохранившиеся фрагменты (примерно пятая часть фресок) представляют собой всемирно признанные шедевры средневековой монументальной росписи.
Близ церкви св. Георгия расположена деревянная церковь св. Дмитрия Солунского, который также почитался как покровитель воинов. Постройка примерно 1613 г., перестраивалась в 1731 г. и в 1901 г. Несмотря на время, церковь (кроме убранства) хорошо сохранилась и считается уникальным и редчайшим храмовым сооружением. Часть икон находится в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В XV веке рост ладожского посада продолжался: были построены храмы святого Петра, Симеона, Василия Кесарийского и Рождества Иоанна Предтечи. В тот же период крепость стала пятиугольной. Ее многоярусные башни имели толщину до семи метров. В крепость вел единственный вход через четырехугольную Воротную башню. В конце Ливонской войны Борис Годунов перестроил Ладогу. Крепость всегда привлекала внимание путешественников, туристов, художников, историков. Староладожская крепость не восстановлена полностью, до сих пор ведутся реставрационные работы. К настоящему времени воссозданы две башни — Климентовская и Воротная.
Волховский район, с. Колчаново. В 1865 г. Колчаново приобрел выходец из государственных крестьян M.P. Шарапов. Деревянный дом с фасадом, обращенным к р. Сясь, был построен в 1860-е годы. Благодаря разбивке фасадов, обшитых тесом, стойкам, выкрашенным в синий цвет, дом отдаленно напоминает фахверковое сооружение. Разнообразные выступы, балконы, эркеры, украшенные резьбой, и веранды с разноцветными стеклами придают сооружению романтичный вид. Одновременно со строительством усадебного дома был разбит парк, устроена плотина на ручье Выбице, построены мостики и каменная лестница. Дом пристроен к каменной башне маяка, существовавшего здесь с 1840-х гг., когда на р. Сясь открылось пароходное сообщение. Дом хорошо сохранился, как и кирпичная пятиглавая церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1854-1862). Неподалеку сохранились руины церкви Рождества Христова (1792).
Вознесенье — поселок городского типа, его основная часть расположена на левом берегу, на месте бывшего села Намойные Пески, в XVII веке состоявшего из нескольких домов и рыбацких избушек, разбросанных по берегам. Выгодное географическое положение села издревле способствовало развитию торговли и промыслов. В XVI веке на берегу реки был основан Вознесенский монастырь, упраздненный в 1764 году и преобразованный в погост. В 1852 году с завершением строительства Онежского обводного канала роль Вознесенье еще больше возросла. Сейчас у Вознесенской пристани швартуются грузовые теплоходы и пассажирские суда, курсирующие по Волго-Балтийскому водному пути.
Щелейки раскинулись на возвышенности примерно в километре от берега Онеги. Село Щелейки известно тем, что в нем расположена красивейшая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского). Построенная на мирские средства в 1783 году, эта церковь — уникальный памятник народного деревянного зодчества XVIII века. Она представляет собой многообъемную, вытянутую по продольной оси композицию, состоящую из шатровой колокольни типа «восьмерик на четверике». Трехрундучного крыльца и моста, соединяющих колокольню с выразительной по своему трехчастному силуэту церковью. Прямоугольный сруб церкви разделен на две части — низкую трапезную и высокий четверик собственно храма, к которому прирублен алтарь. Завершается церковь покрытием, имевшим широкое распространение в русском деревянном зодчестве, — так называемой крещатой бочкой Щипец каждой бочки увенчан главкой на барабане, а в центре перекрытия врублен глухой восьмерик, на котором стоит центральная глава.
В окрестностях села Щелейки есть одна интересная природная достопримечательность — скалистый уступ с перепадом высот до 65 метров. Горная порода, слагающая массив разбита на ряд ступеней, обращенных в сторону озера. Называется она габбро-норитом, и состоит из зеленоватого полевого шпата и черного пироксена.
Гиморецкий погост расположен в селе Гимрека, примерно в 4 километрах от границы с Карелией на дороге Петрозаводск — Вознесенье. Название «Гимрека» происходит от вепсского слова «хийм» — родня. Гимрека — это «родная река». Центральное положение внутри ограды занимает столпообразная шатровая Рождественская церковь (1659). Вся церковь украшена резными деревянными элементами. Колокольня «восьмерик на четверике» с шатровым покрытием во многом дополняет и обогащает силуэт ансамбля. План церкви представляет собой композицию из трех прямоугольных клетей — алтаря. Собственно церкви и трапезной. К трапезной с запада примыкает крыльцо.
На р. Свирь в 1956 г. построена мощная гидроэлектростанция — Верхне-Свирская ГЭС с плотиной, водосливным устройством и шлюзами для пропуска речных судов. Плотина подняла уровень воды в верхнем течении реки, затопила пороги, значимо препятствовавшие судоходству, и образовала Ивинский разлив с зеркалом 183 кв. км. Собственно ГЭС начали строить еще до войны 1941 г., но военные действия надолго прервали строительство, и гидростанция была построена и пущена только в 1956 г.
Этот объект хорошо наблюдается туристами при проходе речных круизных судов в сезон. Шлюзование обычно проходит в ночное время, хотя это в большой степени зависит от графика рейса. Тем не менее, многие туристы специально встают ночью, чтобы посмотреть процесс шлюзования судов, который весьма интересен. Далеко не многие видели раскрывающиеся двери (створы шлюзовых камер) высотой 60 м. По заказу возможны организованные экскурсии на ГЭС.
Поселок Люговичи, здесь родился художник Зенков. Сейчас здесь база отдыха «Золотая горка».
Музей центра возрождения ремесел.
Земли, на которых находилась усадьба, были приобретены в конце XVIII в. прадедом русского художника В.Д. Поленова. В 1855 г. был выстроен трехэтажный деревянный дом, при нем был парк с прудом и ветряной мельницей. Художник посещал имение до 1881 г.; он написал здесь 37 картин, ряд из них посвящен усадьбе Имоченицы и окрестностям: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Река Оять», «Горелый лес», «Северная изба», «Бабушкин сад», «Ванька с Акуловой горы», «Золотая осень», «Заросший пруд» и др. В гостях у Поленова бывали И.Е. Репин, И.И. Шишкин, Н.К. Рерих. На месте усадьбы Поленовых сохранились лишь кедры и лиственницы, посаженные художником. В настоящее время установлен памятный камень, восстанавливаются пруд и мельница. На месте сгоревшего усадебного дома, где жил и работал с 1855 по 1881 года художник В.Д. Поленов, стоит церковь Василия Великого, построенная между 2001 и 2004 годами.
Введено-Оятский Островский монастырь расположен на левом берегу р. Оять, в 40 км от г. Лодейное Поле. Предположительно он был основан учениками преподобного Александра Свирского в самом начале XVI в. В середине XVI в. монастырь пострадал во время Русско-Ливонской войны: «церкви пожгли немецкие люди и тово монастыря кельи и ограду, и около монастыря». Очевидно, большая часть иноков тогда мученически погибла.
До 1764 г. Оятский монастырь был приписан к Свято-Троицкому Александра Свирского мужскому монастырю, а после получил самостоятельный статус — «общежительного заштатного монастыря». Управлялся он архимандритом. Численность братии была невелика (изначально это был мужской монастырь).
В начале XX в. в обители было два храма. Первый – в честь Введения Пресвятой Богородицы – сохранился. Второй был двухэтажный, верхний предел его освящен в честь Богоявления Господня, а нижний – в честь Преображения. Здесь и находились могилы родителей Преподобного Александра Свирского – схимонаха Сергия и схимонахини Варвары. Этот двухэтажный храм, вместе с могилами был полностью уничтожен во время революции (сейчас на его месте находится крест). Большинство братии монастыря приняло мученическую смерть — их расстреливали, живьем закапывали в землю, замуровывали в стены; только теперь они погибали не от рук завоевателей, а от рук своих же, русских. В храме был устроен клуб, а монастырская колокольня стала водонапорной башней.
В 1991 г. обитель была передана Свято-Троицкому Измайловскому собору как подворское хозяйство. К этому времени она пришла в полное запустение. Восстановление началось лишь благодаря матушке Фекле, которая в течение года в одиночку приводила в порядок территорию монастыря. В 1992 г. Митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн благословил ее на устроение первой в епархии женской обители. Так в 1993 г. появился Введено-Оятский женский монастырь, и вскоре его настоятельницей была назначена монахиня Фекла.
Сегодня монастырский комплекс состоит из Введенского собора, колокольни и ряда хозяйственных и жилых построек. Крепостной стены вокруг монастыря нет. С 1997 г. функционирует святой источник с иодисто-радоновой насыщенно-минерализированной водой, не имеющей аналогов. Вода имеет чудодейственную силу, многие приезжают к источнику за исцелением.
* * *
Все фотографии в статье сделаны автором. © Русинова Ольга, 2008.
Все права защищены.
Если Вы хотите использовать данные фотографии в каких-либо целях, свяжитесь пожалуйста с автором.
Автор выражает бладодарность
ЛОГУ «Информационно-туристский центр Ленинградской области»
за отлично организованный познавательный семинар.
Дополнительная информация: http://www.lentravel.ru
Комментарии посетителей | |
---|---|
• • •
К данной статье еще нет ни одного комментария • • • |