Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Южное Прионежье, или
Там, где кончается Мегафон
Велики и необъятны просторы нашей Родины. Не перевелись еще в стране места нехоженные и нетронутые настоящей и современной цивилизацией или тем, что мы понимаем под этим термином. На этих территориях, где нет и следов хозяйственной деятельности человека, легко могут поместиться целые страны. Но это все лирика для школяра из учебника «Наш родной край».
В реальности, далеко ли, долго ли надо отъехать от крупного мегаполиса, коих в России два (Москва и Санкт-Петербург), чтобы попасть в глушь несусветную, где и Мегафона нет, и надо для ориентации пользоваться GPS-навигатором даже на проезжей дороге? Нет, не совсем далеко, всего 250 километров от Санкт-Петербурга в Южное Прионежье, забытое властями и иными, кто должен проявлять заботу и земле и людях, на ней живущих. Впрочем, и в Новгородской области есть болотистые пространства протяженностью до 300 км. Это треугольник Кириши–Будогощь–В. Новгород, например, болото «Большой мох» — неубиенный объект показа на экскурсиях в Киришах времен туризма советской эпохи (57 групп туристов в день). Это еще ближе к Санкт-Петербургу. Крае, где все-таки как-то живут, точнее существуют, люди (граждане) и куда стремятся неорганизованные туристы, рыбаки, охотники и водники по сезону (рыбному, грибному, ягодному, или просто теплому времени с палаткой). Последняя туристская братия — все понятно — на пару-тройку дней или неделю в глушь и скорее обратно в цивилизованный город к горячей воде, метро и троллейбусу, магазину у подъезда в пределах шаговой доступности. А вот первые… Впрочем дачники в этой глуши кое-где были, их легко вычислить по одежде, несвойственной местным жителям исходно и по понятию. Ну, кто из местных аборигенов с голым пупком ходить будет? Им такое неприемлемо.
Это там и кончается асфальт даже на трассе, обозначенной на солидной карте, как асфальтированная и территориального (регионального) значения. Видимо, вероятнее всего так и есть, составители (картографы) там никогда не были, иначе бы обозначили дорогу как лесную тропинку — пунктиром. Кончается не только асфальт, но и километровые столбы, а также дорожные знаки. Указатель говорит, что далее «всего» 90 км до желанного пункта, где, наверное, есть асфальт и АЗС. Но эти 90 км надо ехать минимум четыре-пять часов, если (а) любить свою машину, (б) не пожелать себе поломки транспортного средства (а мы таких видели по дороге и не одного, удрученно изучавшего техническое состояние своей «антилопы гну», не выдержавшей дорожной гребенки ухабов).
Надо сказать, что этот край подспудно всегда привлекал меня как туриста, но чаще я посещал Карелию, хотя указатель в Лодейном Поле «на Подпорожье» каждый раз вызывал синдром загадочности неизвестного. И вот, случилась надобность прибыть в Вытегру по служебным делам, и рискнули поехать активной группой на мероприятие на своей (а не служебной) автомашине, впрочем, как оказалось, не мы одни. Следом за нами дорогу бороздил гендиректор «Водохода».
Изучая маршрут поездки и способы, которыми можно добраться до желанной Вытегры, мы выяснили, что ходит по этому маршруту рейсовый автобус, который отправляется вечером из Санкт-Петербурга от автобусного вокзала на Обводном и прибывает на конечный пункт Вологодчины после ночного рейса в 6 или в 7 утра в Вытегру. Однако перспектива провести две ночи в автобусе нас не устроила, и мы решили рискнуть самостийным автопробегом.
Обводная асфальтированная дорога от Подпорожья идет в некотором отдалении от обжитого побережья реки Свирь и каскада Свирских ГЭС. У истока Свири и устья Онежского обводного канала — важный речной порт Вознесенье, где сходятся водные пути из Москвы, Поволжья и Белого моря в Балтику. Это ключевой пункт для всех речных круизных маршрутов Северо-Запада. Вознесенье (Ленобласть) связано автобусным сообщением: с левого берега – грунтовой дорогой через пос. Ошта с городом Вытегра (Вологодская область), а с правого также грунтовой (в большей части трассы) дорогой — с Петрозаводском (Республика Карелия).
Не доезжая до Вознесенья 17 км от Подпорожья имеет место веселенький указатель в глухой, тяжелый, дремучий и сырой лес — «Вытегра 90 км». Тот, кто убоится риска ехать лесной дорогой, может выбрать маршрут через Вознесенье и далее мимо деревни Кипрушино на пос. Ошта. Это будет несколько лишних километров, но может быть, это оправдано лучшим состоянием дороги, по крайней мере, теоретически.
Сначала берут сомнения — нас предупредили, что дорога будет «немного» плохой, но мы и не подозревали, что настолько. Практически все 90 км приходится ехать по разбитой и малоухоженной грунтовке, хотя объявление о тех, кто ухаживает за дорогой есть — после сражения с гребенкой или рытвинами удается найти красочный плакат 2x2 метра с уведомлением, что данный участок дороги обслуживается таким-то управлением дорожной службы… Немедленно возникло желание жестко высказаться в адрес этого управления и его начальника — чтоб ему до конца своих дней ездить только по этой дороге, и, при этом, на личной автомашине. Очень жалко автобусных пассажиров, душу из которых вытрясают, да еще ночью по этой дороге. Вздремнуть в кресле автобуса пассажиру не удастся — это точно и безоговорочно.
Дорога, петляя вверх и вниз по тяжелому лесу, ведет в неизвестность для первопроходца. Попадаются предательские провалы полотна на пересекающих дорогу ручьях — завалиться в канаву — проблем нет, если зевнуть. Мобильной связи и дорожной навигации нет, и наш состав экипажа просто пропал в эфире на два дня. Лишь в самой Вытерге удалось дать о себе весточку — живы и здоровы, машина цела, трудности преодолеваем. Связь началась прямо на лукойловской АЗС при въезде в город. По дороге, усомнившись в направлении езды, остановили встречный лесовоз и осведомились — точно ли эта дорога ведет на Вытегру, и мрачный и грязный водитель устало кивнул с высоты кабины в стиле «танки грязи не боятся».
Однако ж даже в шесть утра попадались встречные автомашины и тяжелые грузовики, преимущественно с лесом, и легковушки с рисковыми водителями, не слишком жалеющими свое авто. Прикидывая плановое время на маршрут, мы прибавили пару часов на плохую дорогу, и просчитались еще на два часа (но на мероприятие успели). Дорога — чистый моральный удар водителю и пассажирам после 200 км езды по относительно приличному асфальту федеральной трассы Кола и территориальной трассы Лодейное Поле–Подпорожье–Вознесенье. Последняя АЗС была при въезде в Подпорожье в начале обводной трассы, далее оказалось, что есть АЗС только в Вознесенье, но оно осталось в стороне. Так, что запасные канистры с бензином и водой, возможно, не были совсем лишними.
В дорожном путеводителе «В гости к Деду Морозу» 2006 г. указана уверенная трасса от Петрозаводска через Вознесенье и Вытегру и далее, далеко, далеко в Великий Устюг. Небезынтересно, что западный берег Онеги оказался довольно обжитым, но дорога на север к Петрозаводску — грунтовая по Ленобласти 40 км и далее асфальт по Карелии. Есть рейсовый автобус, как местный, так и междугородний. Там часты прибрежные деревушки и каменоломни, замечательна деревянная церквушка в селе Шелейки, видимая хорошо даже с водной глади. В Вознесенье моста через реку Свирь нет, но есть паром, который соединяет дороги левого и правого берега и работает в навигацию с 7-00 утра до 21-00, совершая рейсы каждый час.
Трасса Р-19 Вознесенье-Ошта-Вытегра проходит частью по территории Ленинградской области и далее по Вологодской земле. Первый населенный пункт Ошта или Оштский погост (именно так и исторически именуются населенные пункты с мрачными полуразвалившимися домами три-пять хибар на хутор). Погост как наименование нынче отпал, и в пределах сел дорога со следами асфальта, проходящая через центр. Следующая АЗС только в Вытегре, автобус (теоретически) идет от Ошты два часа, если дорога позволит.
Погост — (1) сельский податный округ в Древней Руси. (2) Главное селение округа с церковью. Ныне обозначает церковь с кладбищем [Брокгауз и Ефронъ]. Однако на достаточно современных картах эти селенья означаются погостами (Оштский погост, Мегорский погост и т.д.), хотя церкви там нет, возможно, когда-то и была.
С картографией плохо. На разных картах селенья обозначены и поименованы по-разному, иных вовсе нет. Так, на одной карте пос. именуется Казаково, на другой Акулово. Указана деревня Нижнее Понизовье, но есть еще и Верхнее. На части карт селенья именуются погостами, на других слово «погост» убрано. Лучше всего пользоваться дорожным картографическим атласом по Вологодской области, он является наиболее точным.
Интересны дорожные знаки, которые кое-где и по непонятному принципу установлены. Например, предлагают внезапно ограничить скорость до 70 км в час (!?) — и это там, где и на 20 км/час не проехать и приходится тормозить и останавливаться у каждой лужи. Или каково запрещение обгона в месте, где и проезжая часть дороги отсутствует как таковая, а представляет собой ровный залитый грязью, глубиной сантиметров двадцать, участок территории, доступный для проезда крупнотоннажным грузовикам, плывущим по серо-желтой песчаной жиже как корабли, и джипам с метровыми колесами, весьма теоретически относимый по понятиям к дороге. Как рискуют ездить на обычных «Жигулях» и «Ладах» — непонятно, но таких смельчаков мы видели стоящими на обочине и сокрушенно изучавшими состояние подвески своего автомобиля. При детальном изучении вопроса удалось выяснить, что самая популярная автомашина у местного населения — старая «Нива», желательно с удлиненным кузовом — у пришлого и бизнес-элиты — джипы всех моделей. В зимнее время и распутицу — можно не сомневаться — грузовые машины и рейсовые автобусы тут тянут просто на тросе тракторами. В Вытегре я встретил человека родом из Ошты, что по пути — так он не может добраться до родного порога уже несколько лет — трудна часто непроезжая дорога. Все ничего, но в 40 км до Вытегры в районе Мегорского погоста (река Мегра) начинается классическое и бескрайнее болото, через которое проложена гать, усыпанная гравием с песком, и это километров на 15–20 между тремя погостами. Этот отрезок, вероятно, и является самым мерзким с позиций езды.
Интересно, что, как правило, относительно проезжей бывает другая (левая) полоса по ходу движения и поэтому постоянно чувствуешь себя британцем в условиях левостороннего движения. Полностью осознать принадлежность к нации не удается в связи с отсутствием килта. При необходимости разъехаться с редким встречным транспортом, следующим по своей полосе, приходится вежливо отъезжать в грязь и смиренно ждать свободной полосы и следовать далее, если сможешь выбраться сразу.
Обычно такое состояние автодорог имеет место на стыке границ областей, даже на трассах, где имеет место регулярное автобусное сообщение между районными центрами. Администрации областей клянутся, что в 2008 или 2009 г. дороги будут, идут проектно-изыскателькие работы, деньги на реконструкцию дорог выделены, точнее запланированы…. Очень хотелось бы рвануть на любимой автомашине к Деду, хотя бы в летнее время, говорят, что он и в несезон готов принимать гостей и даже это хорошо, поскольку таковых нет или мало.
В редких селеньях на тракте есть уникальные и соответственно сельские магазины, где ассортимент товаров чисто деревенский — на прилавке все одновременно, от резиновых сапог до колбасы и трусов, попадается плотницкий инструмент.
От границы Ленобласти до пос. Ошта всего 1,5 км. Справа от развилки дорог стоит памятник «Здесь был остановлен враг». В войну была в поселке разрушена церковь, стоявшая в деревне Ошта, которая несколько раз была занята противником со всеми вытекающими последствиями и для строений и для населения. После войны, то, что от нее осталось, было разобрано местными жителями и пущено на строительство (многие печи в деревне сложены из кирпичей разрушенной церкви). Сегодня теоретически в пос. Оште функционирует историко-этнографический музей «Оштинская оборона 1941–1944 гг.» — отменный объект для историко-героического туризма для школьников. Ошта — это также река в Южном Прионежье. Берет начало в Оштозере. Длина 45 верст, сплавна на 20 км, а судоходна на 8 км, начиная от Оштинского погоста. Ошта на протяжении 4 км входит в систему Онежского канала.
После Ошты следует отрезок грунтовки до Мегорского погоста и тихой реки Мегры 28 км. Шоссе проходит через Мегорский погост — десяток одноэтажных деревенских домов, отражающихся в зеркале малоподвижных вод реки, заливные луга, лес скрывающийся в дымке… Все туристы, кто бывает в этих местах впервые, непременно останавливаются на мосту и совершают фотосессию на удивление местным жителям, которым этот пейзаж не привлекателен.
Мы внимательно изучили несколько web-сайтов автопутешественников 2007 г. и нашли практически одинаковые фотоснимки. Река впадает в Мегорское, весьма мелководное и, говорят, рыбное, озеро, которое отделено от большой Онеги косой и дамбой. В озеро входит и выходит Онежский канал, построенный еще два века назад. Далее, минуя глухие хутора или погосты, прибываем в деревню Палоозеро, до Вытегры остается еще около 20 км. Здесь имеют место удивительные, и, разумеется, основательно разрушенные, каменная церковь с колокольней Знаменская (1810 г.) и деревянный очаровательный храм с резными луковками куполов — Богоявленская церковь (1733 г.).
Деревянная церковь — вся в полусгнивших строительных лесах. Исходно она очень красива и похожа по стилю архитектуры на церкви Кижского погоста, есть мнение, что когда-то их строил один и тот же плотник. Каменная церковь практически полностью разрушена. Местный абориген доверительно сообщил нам, что каменная церковь – это не церковь, а колокольня, а деревянная, резная, это сама церковь. Когда-то был позыв у властей все отреставрировать, но пороху, точнее денег, естественно не хватило, а может быть, направили на другой объект, может быть, украли, а строительный материал — растащили — возможен любой вариант.
Вдоль всей дорожной трассы в 5–10-ти км идет Онежский обводной канал — еще одна великая стройка века околоозерных каналов. Онежский обводной канал сооружен в обход южной части Онежского озера в первой половине XIX в. (1813–1820 гг. — первая очередь, завершение в 1845–1852 гг.). Протяженность канала 67 км, ширина около 50 м, пролегает вдоль южного берега Онежского озера (от озера он проходит на расстоянии от 10 метров до 1–2 км). По берегу канала встречаются километровые столбы. Берега канала местами заболоченные, местами сухие, поросшие сосняком и лиственным лесом. На 38-м километре канал пересекает Мегорское озеро с низкими болотистыми берегами. Мегорское озеро соединено километровой протокой с Водлицким озером. Часть канала отделена от озера каменной дамбой. Часть берегов сухая, со стороны озера есть привлекательные пляжные отмели.
Онежский канал был предназначен для проводки плотов, а также для малых речных судов, не приспособленных для плавания по большой воде бурной Онеги. Гарантированные габариты судового хода в Онежском канале: глубина 1,3 метров при ширине 14 метров, радиус закругления 150 м. В настоящее время судоходного значения не имеет. Канал привлекателен для водных туристских путешествий на лодках и байдарках — красивые глухие места и относительно тихая вода, отличная рыбалка, для тех, кто понимает.
Вытегра — небольшой городок, обладающий всеми признаками для любителей туристских путешествий по регионам. Центральное место занимают парк, пристань и шлюзы Мариинской системы, по которым следуют до 800 речных круизеров с туристами в год, но далеко не все останавливаются в Вытегре. Администрация стремится к привлечению туристов в город, создан отдел туризма, прилагаются активные усилия для расширения береговой инфраструктуры.
Создан уникальный морской музей — огромная настоящая боевая подводная лодка В-440. Подводное судно весьма профессионально переоборудовано под музей и приспособлено для прохождения экскурсий. Строится причальная стенка. Туристов встречает капитан и десяток молодых юнг — обаятельных девушек в морской форме. Экскурсия весьма познавательна и, несомненно, вызовет интерес у организаторов речного туризма на круизных судах и самих туристов. Есть три местных музея, красивая в будущем церковь.
Из местных природных достопримечательностей — Андомова гора на побережье Онеги к востоку от Вытегры. Ведет туда плотная грунтовка примерно 20 км вдоль озерной губы, доступная для проезда в любое время года. Собственно Андомский погост находится несколько в стороне на дороге на Муром, где есть Муромский монастырь и город Пудож, славный наскальными петроглифами Бесова Носа. Эта дорога, так же как и другие, находится в стадии реконструкции, с нее надо свернуть на север после селений Тудозерский погост и Остров. После десятка мелких деревень и хуторов, успешно осваиваемых дачниками и дальновидными бизнесменами из Москвы и Санкт-Петербурга, скупающими земли по дешевке, из которых самое значимой является Щекино и находится Андомова гора. Местное озерное побережье заселено палаточными городками туристов. Есть и приличная туристская база с различным уровнем предложения и отдельный домик, бараки с десятком двухместных номеров с удобствами и без оных, кухня и иная инфраструктура туристской базы. Собственно Андомова гора — 60-метровая возвышенность с отвесным обрывом к Онеге в 2-километровой бухте — зрелище, достойное внимания и приличной фотосессии.
Вид просто потрясающий. Это — несомненно, достойное место пригодное для массового посещения туристами в порядке экскурсии.
Все предложенное туристской администрацией вызвало неподдельный интерес у профессионалов организаторов туризма из Санкт-Петербурга, Москвы и Череповца, планирующих следующий круизный сезон. Однако нужен магазин для туристов и главное для покупателя — сувенирный горшочек настоящего вологодского масла вместительностью в килограмм или чуть меньше. Выяснилось, что это самый, самый вологодский сувенир, тем более что масла-то этого изготавливают всего-навсего 12 т в год на всю Россию.
Обратно мы ехали более просто и быстро. К плохим дорогам привыкли, да день был сухой и солнечный, дорога показалась не столь мрачной. В любом случае поездка в Вытегру и теплый прием оставили хорошее впечатление. Это неплохое развлечение для любителя туристских автопоездок.