Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Cегодня во вчера, или
Ностальгическое водное путешествие Валаам—Кижи
Биржаков Михаил Борисович, вице-президент Международной Туристской Академии
Так случилось, что ко всеобщему удовольствию всех сторон, принявших прямое или опосредованное участие в событии, что одновременно выпало четыре дня свободных от работы, да еще в начале августа по хорошей тихой теплой погоде, что по жизни в совокупности бывает не часто. Вообще-то и в эти дни можно было найти чем заняться полезным. Но коллеги предложили мне совершить прогулку по водам Ладоги и Онеги с посещением вечного Валаама, изумительного по красоте природы и собора острова Кижи и музея-заповедника с одноименным наименованием и современно рукотворной этнической деревни Верхние Мандроги, что на Свири в Подпорожском районе Ленинградской области.
Что касается Валаама, то там я побывал еще в 1960-е, когда берега были в колючей проволоке, как память о недавней войне, а монастырская колокольня была разрушена так, что когда я на нее, пытливый и любознательный фотограф, взобрался, хотели снимать с пожарными. Писал как-то раз статью по Валаам, историю, бытие в войну, новую обитель в Финляндии, возрождение в настоящем, но посетить Валаам не сподобился. Кижи я посетил уже позднее, в 1970-х, цивильно, по горящей профсоюзной путевке, т.е. по нашим временам — просто даром. А Верхние Мандроги – новодел, много слышал, но ни разу не был, хотя и приглашали неоднократно, особливо в музей водки с самогонными аппаратами.
Вообще речное путешествие на теплоходе дело привычное, я даже в 1961-м из Ленинграда до Астрахани доходил и обратно (24 дня) с посещением святыни советских времен — Ульяновска и музеев дедушки Ленина — изюминки путешествия времен советской эпохи. Поэтому предложение фирмы «Тройка-тур» совершить речной круиз я воспринял легко и с удовольствием. С одной стороны — это прогулка, с другой — по святым местам, с третьей — не строгое паломничество, а так, культурно-религиозный туризм по воде, с четвертой — страсть охота было фотокамерой пощелкать.
Познавательная программа была короткой — 4 часа на Валламе, четыре часа на Кижах, четыре часа в Верхних Мандрогах, остальное — неспешное приятственное плавание по озерной и речной глади. Для услаждения глаз я взял с собой мощный морской бинокль для обозрения морской дали и всего, что плывет мимо и берегов, и два фотоаппарата, оба цифровых — один Sony Cyber Shot для баловства и профессиональный Nikon D70 с двумя объективами — штатным и длиннофокусным — для дела. Последний позволил получить удовольствие вволю поснимать все то, что было интересным. Что получилось – приведено в статье как иллюстрации. Сами оцените по ходу чтения мемуаров.
Отход теплохода А.С.Попов (нижегородский, взятый во фрахт на сезон санкт-петербургской туристской компанией «Тройка-тур», совсем недавно обновленный для туристского сезона) был назначен на 20-00 в понедельник. Учитывая дорожные пробки, мы выехали из дома заранее и, по случаю их отсутствия, что характерно для августовского понедельника, без проблем прибыли на Речной Вокзал (наб. Обуховской обороны, Санкт-Петербург).
Там стояли рядками, пришвартованные к друг другу тройками, десяток белоснежных, воспетых в стихах совпоэтов и песнях тех же времен (а я стою на берегу, пароход белый беленький и т.д.), теплоходов. Еще столько же у пристани в «Уткиной заводи», что на другом берегу, но выше по течению Невы (близ вантового моста). Стало быть, спрос на речные круизы есть, и дело процветает, причем и не только за счет интуриста, но и россияне пожирели и поплыли по рекам. Интересно, что на речном вокзале нет камеры хранения, и наши помыслы затащить чемоданы заблаговременно и прибыть к отплытию на метро полностью были разрушены.
Прибыв за час, удалось без труда посетить «Пятерочку» и запастись продовольствием, которое было частично забыто впопыхах. Не то чтобы было сомнение в хорошей сытной кормежке, но так, скорее для лакомства и баловства. Впрочем, в отличие от ностальгических советских времен, на теплоходе был настоящий бар, где можно было утолить самые тенденциозные намерения, вплоть до блистательного сухого Хеннеси для тех, кто понимает не столько в цене, а в послевкусии испития.
Нас любезно и тепло встретили организаторы круиза, позаботились о мелочах, дали местный цветной бюллетень «Круиз-ньюз» собственного производства (о фирме и теплоходе и немного о достопримечательностях), все рассказали и пристроили на кормежку в неплохой ресторан на главной палубе. Сначала мы рванули на первую смену, но потом одумались и решили, что неторопливо и рассудительно будет по утрам принимать пищу во вторую. На этом и порешили, пошли осваивать каюту. Досталась от щедрот благодетелей каюта люкс с телевизором, видео приставкой, холодильником, ванной, платяным шкафом, тумбочкой, креслом, двумя стульями и даже вентилятором. Все удовольствия. Минут за пятнадцать до отхода судна в каюту набилось масса народу: соседи, начальники малые и большие, возникла суета, все говорили о чем-то одновременно, мало слушая друг друга, но за пять минут до события все сами собой исчезли, пожелав дружно и по отдельности нам приятного путешествия.
Теплоход отошел вовремя и, надо отметить, график движения в поездке соблюдался с точностью до минут. И это правильно — судов много, причалов мало, туристов много, экскурсионный день короток, хотя и сам летний день длинный. К тому же, график береговой инфраструктуры жесткий в виду прохода шлюзов каскада Свирских ГЭС, а также готовности экскурсоводов и иных мероприятий. Конечно, когда наступят сентябрьские холода и молочно-сливочные осенние туманы — дело на воде будет хуже. Фарватер узкий, движение судов интенсивное, возможны задержки по объективным погодным причинам.
Отплытие, не мешкая, отметили в узком коллективе в лучших туристских традициях стопкой кристальной холодной водки неплохого розлива, закусили нежным розоватым рыночным шпигом и соленым огурчиком. Быстро повторив совершенное, пошли смотреть отход. Вспомнилась песенка о том, как провожающие мнут платки в руках, а провожаемые песенки поют. Мы песни не пели (не подготовились), а наши благодетели стояли на берегу и нежно махали нам каждый двумя руками. Мы благоговейно и искренне ответили тем же. Возможно, махали не только нам. Петь не пришлось, на пароходе музыка играла, и мы стояли на палубе, а не на берегу. Это радовало и обещало все хорошее.
Вантовый мост уже с готовой второй ниткой — прекрасное создание инженерно-строительной мысли и желанных помыслов автомобилистов всех категорий (не успели построить полукольцо, как и его забили пробками в узкостях при двух мостах) — остался в высоте. Задрав головы, все восторженно смотрели на мостовое чудо (вантовых мостов в Санкт-Петербурге больше нет, кроме как на кольцевой — через Охту малый и через Неву — большой в две нитки). По левому борту — новостройки городских кварталов, как пчелиные соты, а по правому — букет коттеджей местных нуворишей, один другого лучше и богаче, вычурнее и краше, со спусками к воде, катерами и каменными высоченными заборами, садиками, тротуарными дорожками.
В Невском лесопарке на берегу привлекла внимание новая деревянная церковь, с луковками под старину. Близ церкви одиноко стоял черный Хаммер, видимо владелец грехи замаливал, иные богомольцы зримо отсутствовали. По мере удаления от города стиль коттеджей смягчился, дома и домишки стали попроще и традиционнее, да и подешевле существенно, хотя далеко и не домики Нуф-Нуфа. На реке на якорях стояли грузовые баржи-самоходки, ожидая графика проводки под мостами. По палубам резво бегали детишки и кухарки, лениво грелись в вечернем солнце вневахтенные, а может быть и вахтенные, матросы.
Вот и знаменитый железнодорожный мост через Неву, а далее за ним и величественный автомобильный — автомагистраль «Кола» на Мурманск. Дело шло к вечеру, розовый закат был изумительный, выглянула луна размером с добрую пятнистую сковороду для семейной картошки, только не черного, а багрового цвета, она медленно понималась из черного леса, пока не повисла над Ладогой, создав устойчивую лунную дорожку. В бинокль при старании можно было разглядеть пятна лунных морей и даже крупные кратеры.
Выход в Ладогу всегда примечателен — плывем мимо Шлиссельбургской крепости «Орешек» — легенде веков и наследий. Почему из нее не сделали доходный туристский объект — непонятно, деньги просто валяются под ногами. Надо сказать, что кроме Петропавловской крепости, Выборгского замка и Старой Ладоги — все остальные крепости находятся в состоянии людского забвения и странно пренебрежительного отношения к истории и туризму. И то башня Выборгского замка разваливается, в Старой Ладоге и в крепости Копорье страшно сорваться с обрыва, да что там говорить! Одной рукой копим стабфонды, которые хотим направить на оздоровление американской экономики, другой жадничаем на возрождение истории и туристских объектов, которые могли бы принести поистине золотые дожди и бюджетам (местным и федеральным) и нам с вами.
Конкретно, крепость Орешек, даже при взгляде с борта судна, в свете судовых прожекторов — великолепна и интересна, познавательна. Может быть, наши потомки найдут средства и интерес к инвестициям в культурное наследие. Настало же золотое время для фортов Кронштадта — все разобрали и используют.
Время уже за полночь. Кто устраивается спать по каютам, кто заполнил бар с артистами в количестве двух исполнителей (много ли теперь надо — мощный музыкальный центр с синтезатором и усилителем, магнитофон с нулевой фонограммой и портативный компьютер, парочка смышленых и талантливых вполне могут заменить целый коллектив и усладить зрителей). Если работает бар и есть спиртное с музыкой — атмосфера вполне подходящая для проведения времени по настроению для начала путешествия. Нам разумно удалось увильнуть от такого времяпровождения.
Утро раннее первого дня — ходу до Валаама от устья Невы по Ладоге немного. Судно входит в скалистый архипелаг. Острова поросли лесом. Маяк, тройка домов смотрителей, однако ж есть и дома непростые (просвечиваются сквозь листву). Всегда интересна загадочная маячная жизнь. Как там живется вдали от всех? Как живут в островных скитах монахи — относительно ясно, теоретически в молитве и труде о хлебе насущном. А светские? Впрочем, на крыше околомаячного дома проглядывалась телевизионная тарелка.
Отметим, что маяки Ладоги — особый разговор, и вполне могли бы стать предметом весьма познавательной экскурсии. Во-первых, главный маяк на мысе Осиновец (110 м высотой) совсем близко от города и доступен, пригоден для экскурсии и даже восхождения на верхушку небольшой группой любознательных и смелых, высоты не боящихся. Во вторых, есть еще минимум десяток, а может быть и более, маяков по берегам, и не меньше на островах. Все построены в начале XX в. и даже ранее. Есть и современные. Можно было бы организовать музей маячного оборудования (во Франции есть такой экскурсионный маршрут и музей, и он пользуется популярностью у туристов). Для нас это будущее неисчерпанного достояния и наследия, а также предмет для фантазии организаторов туризма.
Легкий завтрак и выход на экскурсию. В принципе в старое время мы толпой молодых энтузиастов ходили пешком 6 км до монастыря и обратно. Т.е. всего 12 — не мало, особенно для старшего возраста. Смотрели все скиты по дороге и сам монастырь, в котором в то время был инвалидный дом.
Теперь все не так. Базарная площадь у пристани, масса сувенирных палаток — есть продовольствие, напитки и маршрутное такси — «газели» снуют туда-сюда. Посему добраться до монастыря — дело простое и не слишком дорогое. Тут же лодочки и современные катера с мощными моторами предлагают водную прогулку, а также и местный монастырский катер, доставляющий туристов на причал в островной центр и обратно.
Валаам раскручен как туристский и паломнический объект (Северный Афон) весьма солидно, обслуживание гостей и паломников поставлено на индустриальную ногу. Есть и индивидуальное скромное и даже по заказу первоклассное обслуживание, как паломников, так и туристов. В особом почете иностранные туристы. Доходы от объекта привлекают карельские власти, но монастырь — ставропигиальный (Спасо-Преображенский Ставропигиальный Валаамский монастырь), и подчиняется на все 100 – Санкт-Петербургской Епархии со всеми вытекающими экономическими и организационными последствиями. См подробнее http://www.valaami.com.
Хотя причалило в Большой Никоновой бухте единомоментно три теплохода (это почти 700 туристов), все как-то распределились и куда-то подевались без шума и сутолоки. Нам досталась плановая пешеходная экскурсия по ближним скитам. Классическая экскурсионная пешеходная тропа ухожена, для групп сделаны небольшие закутки со скамейками для отдыха, опасные места огорожены, сделаны деревянные настилы, что полезно в мокрую погоду, уже утоптанные тысячами экскурсантов. Остановки для экскурсионного рассказа выбраны умело, радуют красивые виды на Ладогу с островами, заповедные леса и озера, чистый воздух, здания скитов с молельными домами и часовнями. Хозяйственный двор с коровником, поленницами. Нам местные экскурсоводы рассказали про остров все, доступно и ненавязчиво. Тропа прошла мимо Гефсиманского скита с часовней. Небольшая пихтовая аллея ведет к Малой Никоновской бухте — самой спокойной на Валааме. Здесь при игумене Мавpикии в 1910 г. установлен поклонный крест серого гранита с символикой Крестных Страданий Спасителя.
Валаам — место намоленное веками — оказывает свое благостное воздействие, дышится хорошо, душа радуется, да и погода помогла. Наверное, здесь хорошо и красиво в любую погоду (Я ходил на такую экскурсию под проливным дождем и подтверждаю сей факт. Прим. дизайнера). А вот и на тропе местный фотограф из монастырской братии продает свои отличные фото. Ему просто — он здесь постоянно живет и выжидает каждый кадр неделями, да и вкус и него неплохой. Конечно, за четыре часа нет возможности отснять такое. Мы купили у него по сходной цене CD-диск с двумя десятками отменных фотографий островной чудной природы во все времена года (только уже дома обнаружили, что фотографии на диске в основном оказались зимние, но это даже интереснее, так как не каждому удается сделать фото Валаама зимой). Молодой человек оказался не только хорошим фотографом, но весьма неплохим и любезным собеседником. Мы договорились обмениваться информацией в дальнейшем.
Красный скит или, точнее — Воскресенский скит, сооружен том месте, где, согласно Валаамскому преданию, св. ап. Андpей Пеpвозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл), пожалуй, был самый привлекательный для фотосъемки, нам разрешили любезно отснять сам храм (во имя св. ап. Андрея). Он оказался на последнем отрезке пути экскурсии, практически рядом с пристанью и времени на съемку было предостаточно. Разрешили поснимать внутри храма: атрибутику, иконы, в том числе в нижнем пещерном храме, устроенном по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме — Кувуклии. (Две фотографии снизу — на левой изображен нижний пещерный храм, на правой — верхний храм Вознесения.)
У подножия горы, где устроен скит, — базарная площадь, которая после экскурсионной прогулки жарким днем порадовала ледяным пивом и причудливыми сувенирами. Совершили запасы минералки и неторопливо, нога за ногу, пошли на теплоход. На удивление никто не отстал, все теплоходные экскурсанты оказались дисциплинированными, и пришли к отходу судна вовремя. Впрочем, всех настойчиво предупреждали. До корабельного обеда, простенького, но вкусного, коротали время в изучении скалистых берегов островов архипелага. Вот последний остров с маяком ушел в дымку озерной мари.
|
|
Плыть летом по тихой Ладоге или Онеге — чистое удовольствие. Ход неспешный, теплый ветерок снимает жару, вокруг никого. Хотя нет, вон впереди нас в дымке плывет такой же белый туристский тихоход прямым ходом к южному берегу, где опять же виднеется высоченный маяк близ входа в Свирь.
Туристы числом более 270 как-то незаметно рассеялись по палубам теплохода: одни млели в неге затишка кормы, другие вдыхали пряну воздуха водного пространства, освежаемую ветерком в носовой части. Отдельные — мирно сидели на скамеечках, что вдоль бортов на трех палубах, вязали, вышивали, читали, беседовали о насущном. Никто никому не мешал и не приставал, не кучковался. Пары разных возрастов были заняты сами собой традиционным способом и с пониманием момента, такого им никто не мешал. Нашлись и молодожены, их выявила дирекция, тут же организовав радиопоздравление в лучших совтрадициях.
Удалось ввечеру побеседовать разок с бывалым туристом велосипедистом/водником из Москвы. Он, почуяв нутром собрата, поделился своими впечатлениями, достойными подробного особого описания, о велопрогулке вокруг Онеги. Это доступно, есть круговая дорога, даже частично асфальтированная — от Вознесенья до Петрозаводска, далее на Медвежьегорск, Повенец, Пудож, Муром и Вытегру. Совершить очень познавательное путешествие можно на автомобиле, а можно и на велосипеде или мотоцикле, как придется. Пешком замучаешься, далековато.
Плыть по реке — совсем другое дело, нежели по широченному и безбрежному озеру, где берега слабо проглядываются в бинокль. Река Свирь длинная — 220 км, фарватер относительно узкий, берега близко. Один — малозаселенный, где расположен Нижнесвирский заповедник, другой оживленный селениями и даже крупными городами — Лодейное Поле с мостом (автомобильный и железнодородный, разводной с подъемной средней частью), Подпорожье и Свирьстрой с каскадом ГЭС и шлюзами, множеством каких то предприятий.
А вот и конец ладожских обводных каналов в Свирице. Вход в канал означен двумя столпами — белым и красным. Проехать с берега сюда можно свернув с трассы «Кола» в Паше к Свири. Недалеко две красивые церкви с колокольнями, где вместо колокола висит половинка кислородного баллона, по которой в назначенное время лупят железным прутом. Оказывается, баллон тоже гудит, но несколько беднее колокола. За неимением утраченного настоящего — сходит и самодельный. Деревня Свирица вся стоит вдоль каналов, берега соединены деревянными мостами, идет интенсивное дачное строительство, однако ж коттеджей нет, дома попроще. Поселок, или скорее деревня, небольшой. Предусмотрительно при въезде есть асфальтированная стояка для автомобилей туристов и автобусов.
На Свири водная трасса оживленная, каждые десять минут встречное судно, туристский теплоход или самоходная баржа. Снуют маломерные суда рыбаков или шикарные и дорогущие прогулочные катера с отдыхающими в катании по реке. Выше ГЭС катеров поменьше. Все добродушно машут нам руками и горланят приветствия без устали. Важно отметить, что южный берег Свири усыпан стоянками диких туристов, пробравшихся к берегу реки на автомобилях по лесным дорогам. Они живут в палатках, образуя небольшие стойбища, рядом автомобили, самодельные кухни и другие лагерные атрибуты настоящей походной жизни. Это истинная лесная жизнь, но на берегу и на виду проплывающих судов. В грибную пору у них есть толковое занятие — леса-то грибные. Сами туристы по погоде, особливо дети, плескаются в реке с нехитрыми развлечениями на отмелях. На северном берегу реки таких стоянок нет ни одной, да там и дорог и селений практически нет.
Лодейное Поле мы прошли заполночь, посему шлюзы не достались для визуального осмотра, в конце концов, что там смотреть в темноте. На обратном пути мы прошли их днем и осмотрели досконально. К утру река еще не кончилась, и выход в Онегу был под завтрак. Южный берег Онеги растаял в дымке, ход шел вдоль берега западного озерного простора. Видны гигантские каменоломни, вот и древняя деревянная церковь в деревне Шелейки, она расположена недалеко от берега на лугу и видна лишь в бинокль. Ход по Онеге мало информативный — вокруг вода, лишь единожды встретился шальной круизер, шедший с туристами нам наперерез в Петрозаводск с Бесова Носа, что далеко на восточном берегу по Пудожем. С другой стороны, это и хорошо для расслабления на несколько часов после жесткого ритма городской жизни.
К 16-00 пришли в Кижский архипелаг. Современное географическое понятие «Заонежье» включает северо-западную часть Онежского озера — Заонежский полуостров, а также многочисленные примыкающие к нему острова — Кижские шхеры. Судно наше на первом островке встретил маяк, далее идем по фарватеру между малыми и крупными островками. Здесь уже много мест обжито, есть небольшие деревни (домов по пять-шесть), разрушенные остовы церквей (видимо, в старое время жило здесь много народу и прихожан для содержания храмов было достаточно). Стоят по берегам лодки большие и малые (на чем еще здесь передвигаться), проносятся суда на подводных крыльях (Метеор), доставляющие туристов, островитян и служителей музея из Петрозаводска. Обнаружился на Кижах и яхт-клуб с десятком парусных судов. Стало быть, не только крестьяне живут на островах. На одном дому покрупнее висел государственный флаг (либо сельсовет, либо госдача).
|
Внезапно вдали возникает расплывчатый силуэт Кижского собора с многоглавыми луковками. Он также вечен и величественно красив. Наплывая к нему, картина проясняется, и красота захватывает дух. Понятно — зачем и почему строили это чудо. Паломники веками шли этим же путем и также восхищались красотой созидания храма.
Кижи — государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Музей-заповедник «Кижи» может войти в список «Семи чудес России» по результатам конкурса, который проводится журналом «Всемирный следопыт» при поддержке Российского союза туриндустрии. См. www.kizhi.karelia.ru
Надо сказать, что Кижи — освоенный туристский объект, и поэтому собственно экскурсия по музею-заповеднику интересна лишь впервые. Нового ничего рассказать невозможно. Поэтому мы польстились на речную прогулку на катере, и зря. В окрестностях острова Кижи, на соседних островах Большом Климецком, Волкострове и Еглове, а также на материковой части заонежского полуострова находятся несколько памятников архитектуры музея-заповедника «Кижи». Закрытый катер типа «Заря» прокатил нас вокруг острова за час, взяв по триста рублей с туристского носа.
Катер беспалубный, туристам приходится чинно сидеть в креслах застекленного салона, сфотографировать ничего не удается, хотя, если бы были выходы на берег – интересные объекты для фотографа имеются. С точки зрения запечатления чего-либо — экскурсия пуста, хотя информативно рассказ экскурсовода вполне грамотный и насыщенный.
|
|
Таким образом, половина туристов пошла на пешеходную экскурсию, другая на катер, затем сменились. Все заняты. Времени на пешеходную экскурсию вполне хватило. В отличие от Валаама, где можно провести и не одну неделю, здесь более четырех часов делать просто нечего, хотя говорят, что гостевые дома на островах имеются и для пробивных туристов с деньгами услуг предостаточно.
Экскурсия к храму была омрачена напутствием экскурсовода – здесь есть много змей, с дорожки не сходить! Где они нашли этих змей — не ясно. Может быть, одну или две кто-то и видел. Хотя лето жаркое и все может быть. Мы в траву не ходили. Дойдя до храмов, отсняли по полной программе все, что было вокруг. Главный храм (Церковь Преображения Господня) был закрыт на реконструкцию. Пора, пора. Часть сруба уже сгнила даже на непросвещенный взгляд. Вдруг рухнет? Как вообще он уцелел в войну — непонятно, но факт. Финны вернули весь иконостас.
Церковь Преображения Господня относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Пpеобpаженская цеpковь пpедставляет тип восьмеpиковых яpусных цеpквей. Основой композиции сооpужения является восьмигpанный сpуб — «восьмеpик» — с четыpьмя двухступенчатыми пpиpубами, pасположенными по стоpонам света. Алтаpный восточный пpиpуб имеет в плане фоpму пятиугольника. С запада к основному сpубу пpимыкает невысокий сpуб тpапезной. Hа нижний восьмеpик последовательно поставлены еще два восьмигpанных сpуба меньших pазмеpов.
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, pазмещенными яpусами на кpовлях пpиpубов и восьмеpиков, имеющих кpиволинейную фоpму типа «бочки». Фоpма и pазмеpы глав меняются по яpусам, что пpидает своеобpазный pитмический pисунок облику цеpкви. Тpапезная пеpекpыта тpехскатной кpышей.
Вход в Преображенскую цеpковь выполнен в фоpме двухвсходного кpытого кpыльца на консолях. Веpхняя и нижняя площадки кpыльца пеpекpыты двускатными кpышами на pезных столбах. Подробнее см. www.kizhi.karelia.ru
|
|
Малый храм (Церковь Покрова Богородицы) посещаем, часть экспозиции историческая, часть натуральная, храмовая. Также экскурсия прошла к другим деревянным строениям, жилым карельским домам, ветряной мельнице, часовням.
Четыре часа промелькнули как один. На причале цивильный базар, ледяное пиво в розлив и булитированное всех сортов, мороженое, обилие сувениров, а также и магазин продовольственный, где мы запаслись лимонами (чай с лимоном пить приятно, кофе лучше все-таки со сливками, а у нас было и то и другое, и мы дружно оттягивались питьем по жаре). Народ (из местных) купался, хотя и малым числом, потому что Ильин день прошел.
В вечеру, на закате, храмы были освещены солнцем еще лучше и медленное движение судна позволило с борта отснять сюжет еще раз. Снимки получились что надо. К тому же часть объектов на островах стала видимой с переменой освещения. Оказалось, что на соседних островах также есть храмы и даже с причалами — жаль, что на них не попали. Видимо надо было брать частный катер, что и другим рекомендуем.
|
|
Вечер на Онеге прошел замечательно. Тихо и спокойно. Молодежь бесновалась на дискотеке, но в виду размеров судна их было не слышно. Бар функционировал, пары постоянные и временные исполняли зажигательные танцы в силу возможности и опыта, а также фантазии. За полночь вошли в Свирь обратно. Усталость сморила, и большинство отошло ко сну.
Утро началось речным туманом. Вообще-то туманы по осени здесь бывают густые и тяжелые (руки не видать), но, видимо, в этот раз были не очень, и судно пробралось в ограниченной видимости до шлюзов Верхнее-Свирской ГЭС вовремя. Вообще шлюзоваться и подходить с ГЭС с точки зрения фотосъемки лучше от нижнего бьефа, так красивее. Но раз проспали ночью день назад, смотрим утром. Гидростанция построена еще моим дедом (стало быть, моим прадедом. Прим. дизайнера.), он чем-то руководил на всех больших стройках гидростанций в СССР начала XX века и поэтому смотреть было приятно. Есть сведения, что он приложил руку и к Охтинскому мосту (имени Петра Великого) и по завершению строительства забил именную заклепку.
|
|
|
|
Вообще шлюзование на теплоходе — зрелище интересное даже для тех, кто это видел. Я видел много раз, и каждый раз отворение чудовищных ворот шлюзовых камер восхищает, равно как и мерное опускание судна. Отшлюзовались мы просто, относительно быстро и без проблем, что хорошо. Экипаж судна и рулевой бывалые, шлюзовщики также, они безразлично смотрели на туристскую братию, высыпавшую на палубы. Сколько можно мы отсняли, вспоминаю, раньше, в далекие совдеповские времена, это было запрещено категорически, почему — не понятно. На Нарвской ГЭС служки у нас отняли фотоаппараты и засветили фотопленки, что было чрезвычайно обидно, так как были засвечены и все остальные фотографии на пленках. По этой причине у меня не сохранилось фотографий шлюзов тех лет и тем более плотин.
После верхней ГЭС случилась плановая зеленая стоянка в В.Мандрогах. Причалов оказалось всего два, хотя это место нынче «медом намазано», все пароходы с туристами здесь останавливаются, а число их аж до 800 в короткую навигацию (и на каждом около 300 туристов). Создатели этнической деревни сильно и вовремя подсуетились, размахнулись с фантазией и по крупным деньгам. Терема, вычурные домики в национальном стиле, музей той же водки, ремесленные дома, картинные галереи, выставки поделок и сувениров местных ремесленников. Все искусно делается на твоих глазах, все можно купить, а если есть деньги и заказать с твоим собственным портретом. Прилежные рисовальщики, гранильщики, горшечники и иные — честно, не вставая с рабочего места, трудятся для туриста. Имеются неплохие коллекции. Все можно купить, и покупают.
|
|
Просторно, нет скученности, пыли. Центральная дорога мощеная, по ней ходят лошади в телегах и бричках, кучер настоящий со смоляной бородищей, катают туристов. Можно и верхом — чаще для детишек. Однако не все просто. С техникой безопасности не все в порядке. Одна девочка при нас упала с лошади после первых же шагов животного. То ли сидеть не умела, да и откуда уметь, то ли лошадка сбаловала, но ребенок шмякнулся как куль с мякиной с высоты полутораметров. Было жалко ребенка, но вроде кости остались целы, одни ссадины. Несчастную и неудовлетворенную лошадным катанием с ревом увели в медпункт. Конюха пожурили (при нас).
|
|
Музей русской водки поразил обилием разнообразных бутылок национального зелья. Большая изба вся уставлена многоэтажными стеллажами с бутылками. Реальна ли жидкость налитая в них — установить не удалось. Десятую часть присутствующих составляли охранники, которые бдили, чтобы не сперли экспонаты. В коллекции есть емкости в виде шлемов, сабель, монастырей, ружей, автоматов, автомобилей — все вкусы и размах фантазий. В углу за столом со штофом и лафитничком сидел муляж выпивохи с красным носом, правда, неестественно чистый и не вонючий. Все туристы с ним фотографировались в обнимку, особенно молодые и молодящиеся дамы (видимо, своих пьяниц не хватает по жизни).
|
|
|
|
Интересно, что при пристальном внимании оказалось, что многое из коллекции зелья знакомо и даже испито в молодости, но не все. Вход в музей 100 рублей (видимо в этом заповедном месте все цены на товары и услуги начинаются со ста рублей, этакая новая валюта. За эту цену, т.е. 100 руб., полагалось испить десять чарочек разного по 10 грамм, кто сможет (т.е. 100 грамм). Тут же стоял самогонный аппарат.
Однако ж была жара несусветная, и выпить хотелось холодного пивка, а не водки, и я отказался от дегустации, за что был заклеймен позором и был предан анафеме спутниками. Я тут же отдал талон на выпивку самому крикуну, но одаренный оказался нерасторопным и тут же его (талон) посеял по дороге пока двигался к заветному разливаю. Другие, видимо, оказались более смышлеными, посему талон даже после тщательных групповых поисков найден не был. Судьба…
Питомник животных (Лукоморье) я не увидел, хотя про него много говорилось, висели указатели. Он расположен на островке, куда добраться надо было на пароме с канатным ручным приводом. Хотелось заснять паром со стороны, а следующий надо было ждать. Звери обошлись без моего внимания. Зато я получил фотографию.
Паромщик, как все остальные разные служители из местных деревень, был одет форменно по старину русской деревни, другой молодой коробейник предлагал горячие пирожки. Они лихо шутили и приставали к молодым. В стороне оказался дворец в викторианском стиле с колоннами и табличкой Private и личным причалом для круизеров. Видимо, жилье для избранных. Нас туда не пустили, хотя издали показали. Вообще можно было взять экскурсию за 100 рублей (снова 100 рублей!), в эту цену входило посещение платных аттракций, так что экономии не получилось у тех, кто решил бродить самостоятельно. Среди этих индивидуумов оказался и я, но с умыслом: я поснимал вволю все происходящее вокруг. Отдельные искупались в холодной Свири, для купальщиков был устроен пляж.
Занятно и завлекательно множество едовых заведений с русскими печками, самоварами, пирогами и поварихами а ля Русь с косой. В большинстве своем открытые (летние) под навесами. Предлагались десяток блюд (уха, разумеется, мясо, шашлык и еще, что-то), цены демократические, но дешевле 250 рублей ничего нет. Радостно безмерно, что очередей в эти заведения нет, нет сутолоки, напрягу, места есть, хотя народу экскурсионного полно. Отдельные гурманы чинно и романтически, вроде бы как под старину, восседали за накрытыми столами и к еде брали целый самовар. Мне стало искренне завидно, и я было вознамерился присоединиться к ним, но тут сотоварищи позвали на плановую коллективную еду. Возможно, я бы и не пошел стадом, больше люблю ходить в одиночку. Но вид десятков самоваров, походных армейских кухонь и фантастического количества шашлыков смутил, стадное чувство взяло свое и я пошел, как и все.
|
|
Финалом действа «зеленой стоянки» было коллективное поедание шашлыков из свинины. Это отдельный разговор. Для этого сооружены огромные палатки наподобие как на Октоберфесте в Мюнхене. Палаток я насчитал шесть, вместимостью человек по триста, а если потесниться — и более. Вот бы где проводить пивной фестиваль… Эту идею надо бы им продать, так что пока т-с-с.
К назначенному времени были готовы самовары, а также шашлыки на метровых шампурьях. Последние для нас готовила картинно-толстенная повариха (видимо отдел менеджмента по персоналу отбирал ее по размеру и внешнему антуражу), лихо вертевшая гигантские шампурья с огромными кусками мяса. Это было впечатляюще — приготовить шашлык на триста человек сразу мне слабо (на семьдесят человек я однажды сподобился, правда, с бригадой помощников). К шашлыку полагались закуски и соленья, соуса. Все это было лихо освоено и съедено довольно быстро всем коллективом. Шашлык был отменный, мягкий, в меру прожаренный, вкусовой.
За отдельную плату (120 р.) принесли ледяное пиво, но не в пивных кружках как хотелось бы, а в пластиковых поллитровых стаканах. Пиво пошло просто на ура у всех. Кое-кто повторил (пиво), еще больше шашлыка съесть было просто невозможно, слабый пол минимум половину мяса отдал сильному.
Хлеба и зрелищ, но сначала хлеба, т.е. мяса. По утолению аппетита, народ смог уделить внимание местным артистам, которые предусмотрительно подождали всеобщего насыщения. Артисты спели и сплясали на специальной сцене псевдонародные песни в современной битовой обработке, чем зажгли теток из туристов, разогретых пивом, которые, поев и выпив, сплясали не менее лихо и зажигательно и главное дружно. Мужикам было плясать лениво из-за сытости и обжорства. Всем понравилось. Авторские диски записей выступлений артгруппы пошли также на ура (за деньги, но с автографами исполнителей). В этот момент промелькнула мысль, что так можно продать все что угодно, за сколько угодно и в любом количестве: дорог пирог в базарный день.
|
|
Всему хорошему приходит конец. Устало и сыто туристы потянулись на корабль, который, протяжно гуднув, отправился в завершающий этап путешествия. Впереди был ход по Свири, второе шлюзование, Лодейное Поле с мостом, Ладога. По Неве шли ночью, тихо и спокойно.
Утром мы прибыли в Санкт-Петербург, довольные и отдохнувшие. Впереди рабочий день, неделя, месяц…
Спасибо «Тройке-тур» и лично Надежде Николаевне Заводчиковой, ее генеральному директору, подарившей нам три дня радости и удовольствий. И уже сейчас я с удовольствием повторил бы все путешествие с самого начала. В который раз, но всякий раз как-то по-новому…