Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: MBB  
  • Название статьи: Паломничество в Повенец
  • Дата добавления статьи: 01 сентября 2008 года
  • Страна: Флаг страны РоссияРоссия
  • Статья опубликована: Национальный журнал «Туристские Фирмы», выпуск 46(14), октябрь 2008
  • Copyright: © Биржаков Михаил Борисович.
  • Комментарии членов клуба: [1]

Паломничество в Повенец

Биржаков Михаил Борисович, вице-президент Международной Туристской Академии

В июне 2008 г. случилась паломническая поездка в Повенец, которую организовал Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга. Это ставшее уже традиционным автобусное путешествие на двух машинах совершается два-три раза в году.

Состав участников обычно однородный – работники Совета по туризму, члены семьи Никифоровых, друзья и близкие, взрослые и совсем взрослые, молодые, дети. Часть паломников, кому трудно выдержать автобусную поездку, следовали поездом до Медвежьегорска, где их подбирал автобус. Поездка обычно двухдневная, хотя часть энтузиастов и родственников семьи (В.И. Никифоров родом из Повенца) остается на пару дней по семейным делам, а активисты — на онежскую рыбалку или грибы-ягоды. В общем случае в Повенце есть приемный пункт для грибов и ягод, где можно отовариться дарами природы по сходной цене, не утруждая себя хождением по бескрайним лесам, куда можно зайти и…

Туда (в Повенец) отправляются из Санкт-Петербурга рано утром в пятницу, программа паломнического путешествия обычная — начинается неспешной дорогой. Тут особо и не поспешишь — качество покрытия трассы никудышное. Закуски были достаны из закромов немедля по выезде из города. Все постарались взять с собой домашнее (пироги собственного изготовления, шпиг с солеными огурчиками, нарезку колбас, сладкое). После перекуса и небольшого возлияния жизнь стала веселее. Кое-кто задремал часок-другой.

К середине дня был организован придорожный пикник на озере, а для закаленных моржей — купание. По прибытию ввечеру — размещение, вечерняя трапеза (дружеский ужин), ночевка. Второй день — суббота, коллективный завтрак, посещение семейного храма в Повенце, участие в богослужении и совершении обрядов, а также дневная трапеза и обратная дорога. Все строго целенаправленно по расписанию и программе. Собственно автобусное передвижение занимает до 10–12 часов в день, что утомительно, но на то она и паломническая поездка, чтобы испытывать трудности в пути и сутки (туда и обратно почти 24 часа) подумать о насущном, побеседовать с друзьями, кто за жизнь, кто за бизнес, кто о возвышенном…

Дорога

Любое путешествие начинается с дороги и ею же и заканчивается. Повенец, вожделенная цель нашего пути, находится на самом северном окончании Онежского озера, именно там начинается Беломорско-Балтийский канал. От Санкт-Петербурга более чем 560 км по автостраде — Мурманскому шоссе. Так она называется, но таковой не является в большей части дорожного полотна.

Если дорога хороша, путь туда 10–11 часов ненапряженной езды, но, правда, дорожная жизнь в России жестока. Именно тут и вспоминаешь, что в России две беды — дураки и дороги. Или, наоборот, в зависимости от обстоятельств или кто более насолил. Есть другие беды, без числа, то больше, то меньше. Например, слуги народа, вышедшие из народа и тут же забывшие это, причислившие себя к неприкасаемым и парящим в вышине, с которой не видно горестей, бед и чаяний народов, их избравших.

Естественно, как и большинство дорог в России, Мурманское шоссе, или федеральная трасса М-18 со звучным и непонятным названием «Кола», не отличается гладкостью асфальта и стремительностью движения по нему. Да и вообще — какое шоссе в России без ям и выбоин. По признанию министра транспорта в 2008 г. только 38% автодорог являются проезжими в адекватном понимании этого термина.  Относительно активно ремонтируются федеральные дороги, протяженность которых только 4% от всех остальных, денег в регионах на масштабное дорожное строительство и ремонт (даже выборочно-ямочный) нет, посему большинство трасс находится в ужасающем состоянии.

От Санкт-Петербурга идет в назначенном направлении относительно приличная многополосная двухниточная разделенная автострада, но лишь до синявинских дачных массивов, и несколько суженная далее до Назии (примерно 75 км). Затем до Дусьева и практически до Волхова дорога перманентно уже несколько лет находится в состоянии ремонта выборочно-ямочного (есть такое понятие у ремонтеров дорог), что создает толчею, суету, тряску и проблемы с медленным движением по обочинам. Обычно к середине лета часть дорожных ям заделывается или залатывается, от чего рядом образуются новые. С первым снегом усилия ремонтников сходят на нет, и к весне все возвращается в исходное или худшее состояние.

Тут вспоминаются с горечью и завистью сообщения о скорости строительства автодорог (хайвэев и магистралей) до одного километра в день по американским технологиям. Вот бы купить у супостатов эту скорость вместе с дорожно-строительной техникой. Впрочем, импортная ярко-желтая свежая техника с нерусскими названиями на бортах наблюдается в дорожно-строительных отрядах и на объектах ремонта наших автомагистралей. Гастарбайтеры, готовые за сравнительно небольшие деньги горбатиться на ремонте дорог, ломятся в Россию толпами, но как-то вместо дорожных отрядов рабсила оседает на строительстве в столичных коттеджах.

Технология дорожных работ не являет собой особого секрета, ученых тьма. Тогда что бы еще прикупить? Интересно, что в условиях вечной мерзлоты на Аляске дороги отличные и гладкие, в Сибири дорог нет именно по причине мерзлоты, спецы говорят, что трудно строить, с зимниками никаких проблем нет, кроме зачистки снега, что проще. Видимо, мерзлота какая-то другая. Надо бы объявить конкурс для возвращенцев-соотечественников из числа дорожных строителей, но как-то наши бывшие на дорожных стройках не работают, а если и работают, то возвращаться на историческую родину не собираются и вовсе не желают слышать о таковом.

При существующей нагрузке трафика на данном узком участке трассы преодолевать участок до Волхова – сущее наказание и грубое неуважение к передней подвеске своего авто. Поток машин весьма серьезный до Пупышево (примерно 104-й км), где расположено несметное количество дачных участков (говорят, что 25 тыс.) и, как следствие, туда большой трафик легковушек с дачниками. На повороте к Пупышево – импровизированный базар, где можно купить кое-что, производимое на садовых участках,  а при въезде в собственно садоводство — местный скромный лабаз, спасающий дачников и садоводов от таскания в руках сумок с продовольствием из города. Электрички нынче не дешевы, ходят редко, и на авто, если вчетвером и не пенсионеры, – получается дешевле и оперативнее, относительно комфортнее, если не считать тряску, а также нервы водителя и сочувствующих. Если бы дорога была еще получше — все было бы совсем хорошо.

Груженые фуры во множестве и реже с надписью «пустой» (чтоб не приставали) солидно плывут вдаль, качаясь на ухабах и еще более разбивая дорожное полотно. Изредка гиганты устраивают гонки между собой и другими участниками движения. Также отдельные распределяются и заканчивают путь преждевременно по придорожным канавам с различной степенью тяжести произошедшего и увлечением в ДТП попавшихся попутных или встречных. Действует незыблемое правило дорожной игры «если не ты, то тебя». Некоторые заканчивают путь, засыпая за рулем от усталости. Европейского норматива сидения за рулем, режима скорости и тахографа для контроля параметров движения — нет в принципе, даже на уровне понятия. Может быть, в зарубежных грузовых автомобилях и автобусах, коих нет числа с преобладанием над изделиями Росавтопрома, есть такие устройства, но обязательность ведения учета и контроль режима движения в России отсутствует в принципе. Этот перл капитализма и супостатских выдумок до нас еще не дошел. Некоторые авто просто разваливаются от ухабов и выбоин.

Наш автобус — турецкий мерседес — не исключение. Удалось потерять боковое панорамное стекло от удара задней подвески на выбоине. Но стекла у супостатов двойные, раскрошилось внутреннее стекло на мелкие кусочки. По счастливой случайности пассажиры не пострадали, а отделались испугом, а водитель и заведующий автобазой — огорчением. Замена импортного стекла — процесс во времени, пока закажешь, пока вставишь, да расход средств не малый.

Перекресток торных дорог при мосту через р. Волхов знаменуется постом ДПС, тщательно-настырно проверяющим наличие страховки ОСАГО у автолюбителей и подозрительно втягивающим носом (точно как добрая ищейка собачьей породы) воздух при разговоре с водителем (разговор по проверке документов стандартный: куда следуете и зачем, — а не выпивали ли вчера), и вечным рыбным базаром. Ладога близко, работы у людей нет, рыбный промысел дает немалую, если не основную, подкормку местному населению и развлечение лакомством копчености проезжающим и туристам, посещающим Старую Ладогу и крепость, а также Новую Ладогу.

В последней кроме хлебного завода, где можно приобрести теплую выпечку с пылу с жару, и ларька с квасом (теплый хлеб с квасом для туриста неплохо), суворовских мест, монументов с буксиром, а также краеведческого музея, можно узреть уникум строительной мысли и действа в сфере строительства гостиниц. Одна из местных гостиниц сооружена необычным способом, вероятно, не имеющим аналога в мире. Голь на выдумки хитра. Сначала в начале 1990-х, после перестройки, старое судно завели в док петровских времен (канаву с водой), корпус судна в канаве засыпали землей, в каютах устроили жилье для туристов. Затем, разжившись, обложили капитанский мостик и рубку кирпичом и повесили надпись, что здесь гостиница. Далее разжившись еще более, вокруг того, что получилось, построили здание под гостиницу, окончательно захоронив судно. А о произошедшем стали помнить только старожилы, на глазах которые это чудо творилось. Сегодня это уже легенда, которую рассказывают в виде шутки.

Базар на перекрестке примечателен, и, как правило, все проезжающие останавливаются для покупок, по крайней мере, все кто едут в город, т. е. в Санкт-Петербург, посему базар именно на этой стороне дороги. Копченая рыба, истекающая жиром и завлекательно блестящая от процедуры копчения (форель, лосось, судак, лещ, терпуг и т. д.) с характерным запахом, на базаре в избытке с приличным выбором, но по кусачим ценам. Рубль стремительно деревянеет на внутреннем рынке, почему-то крепчая на внешнем. Купить на него можно все меньше и меньше. Но пока те, кто едет, купить рыбу могут и устойчиво покупают, стало быть, платежеспособный спрос есть. В общем случае, за редким исключением, бедные граждане на автомашинах не ездят, тем более, за сотню километров, это удел средне- и высокосостоятельной части населения. Последних ярко отличает модель мощного дорогого авто, хотя менее миллиона рублей никакая толковая автомашина не стоит. Те, кто ходит пешком или ездит на древних велосипедах времен сталинской эпохи, сюда за покупками не идут. Средств таких нет.

Это место для состоятельного клиента, понимающего толк в гастрономии и изысках копченостей, для которого копченая рыба — еда в удовольствие под неслабое пивко, а то и водочку, а не удовлетворение потребности в калориях для выживания. То есть для тех живет, чтобы вкусно есть, а не скудно ест, что придется и подешевле, чтобы выжить. Поэтому баланс интересов соблюдается четко и жизнь шевелится. Перекресток — менты и рыбники — исполняет свою функцию изымания (перераспределения в порядке реализации товарно-денежных отношений) денег у населения, которое их имеет и едет мимо. И те, и другие точно оценивают каждого проезжающего по признаку легкости изымаемости их (проезжающих) личного достояния. Торговцев в свою очередь пасет местная братва, разъезжающая на крутых джипах, снимающая сливку добытого продажей, а всех вместе — чиновье, дающее, в силу богом данного (так они думают) властного положения, разумно возможность жизни и тем и другим, но за интерес. И в этом его, перекрестка, философское жизненное предназначение. Сегодня, а может быть, и завтра… Попытка областной администрации устроить цивилизованный магазин по продаже рыбных копченостей перманентно разбивается о неистребимую инициативу частников, продающих рыбу с лотков (эти под контролем) или просто с ящиков в отдалении от центра продаж. Несомненно, что совершать действо продажи самостийно (не организованно), не платя налоги государству, а только местным рэкетирам (этих не избежать), выгоднее на порядок, чем им обоим. Понятие «кассовый чек» отсутствует как класс.

Конкретно, организовать нормальную торговлю и навести порядок на базаре чиновникам слабо, хотя им многократно указывалось о такой необходимости. Достаточно ведь только разрешить, и желающих захватить такой лакомый торговый кусок хоть отбавляй. И налог от продаж все торговцы, стоящие рядами и числом летом и зимой более сотни, заплатят. Однако ж что-то не устраивает игроков рыбной торговли, и рынок по-прежнему безобразен, как и подъезд к нему. О санитарии и гигиене нужно просто забыть и съедать купленое с риском для жизни. Роспотребнадзор сюда не суется. Пока на инфекцию никто не попал крупно, все тихо. Выставляется на продажу ровно столько, сколько обычно покупается, ни больше, ни меньше. Рынок и его механизм работают исправно.

Далее дорога — узкий мост через реку Волхов* и до Лодейного Поля. Трасса вполне приличная, ее недавно ремонтировали, но ремонт по нашим меркам — до первого снега, который сходит вместе с уложенным асфальтом, такова его особенность. Тут же, за мостом, поворот на Тихвин, где привлекателен Успенский собор в монастыре, а для нуворишей есть на 99-м км (объездного участка Тихвина) отличная лесная заимка, именуемая Верижицы — коттеджный поселок на берегу реки Тихвинки (старинный путь Тихвинской водной системы) — ровно у Смоленского шлюза. Сделано (придумано и построено) с толком, эксклюзивно, для состоятельного класса. Сервис на высшем уровне, ресторан как положено, участок ухожен, трава подстрижена, дорожки гладкие, розы, хороший пляж, автостоянка. Сразу на ум приходит притча о советском ненавязчивом сервисе, который теперь в отдельно взятых поселках мы преодолели. Сервис есть и не хуже, чем у супостатов, правда, дороже в два раза против аналогичного в Финляндии. Но туда ехать — семь верст (точнее 350 км в одну сторону) киселя хлебать, да еще граница с ее прелестями и очередями и формальностями. Сюда от Санкт-Петербурга ближе и роднее. Шоссе на Тихвин узкое, в меру разбитое, повсеместно обгон запрещен, что контролируется специалистами.

* Круизники мечтают, что новый мост будет пролетами повыше над водой для пропуска пассажирских судов к Старой Ладоге и Волхову. Мечты, мечты, где ваша сладость. Те, кто проектирует новый мост, об этом не знают или не хотят знать. Пока эта проблема — предмет ученых споров и дискуссий на конференциях мужей и жен от туризма.

Можно утверждать, что, сотворив 250 км отремонтированного шоссе в России, по завершению строительства или капительного ремонта можно начинать укладку асфальта заново с точки начатого пять лет назад ремонта. Да и сами сроки строительства или реконструкции фантастические. С 1996 г. ездим в Москву, т.е. 12 лет, каждый год, и все это время объездная дорога вокруг Великого Новгорода не закончена и находится в исключительно безобразном состоянии, а те кусочки (жалкий десяток километров), которые были сделаны в мужественном порыве, уже разрушаются на глазах под колесами сотен тысяч автомашин.

Свет в окне есть, часть всенародно накопленного Стабфонда властьимущие направили на дороги, по крайней мере, высоко пообещали, но пугает заявление чиновников от дорог, что «будем строить новые, а не ремонтировать старые». Это значит , что дорог до 2020 г. не будет вовсе (в школу не ходи, яснее ясного), а те, что построят, будут платные. То есть будет еще одна и причина подорожания перевозок автомобильным транспортом. Источник покрытия расходов — опять же потребитель перевозимого, которое подорожает на эту же величину расходов, стало быть, рубль еще подеревянеет. Но за яму на платной дороге можно подать в суд, и точно не известно, что дешевле — ремонт подвески и пережог бензина при медленной езде по выбоинам, или плата за гладкий асфальт и быструю езду (а какой русский, а также француз или американец, не любит быстрой езды).

Возвращаясь к описанию Мурманского шоссе, укажем, что пока участок от Волхова  до Свири вполне сносный, хотя шоссе неоправданно узкое, трафик серьезный и обгон опасен. При всех победных лозунгах и декларациях основные мосты через крупные реки (Паша, Сясь, Свирь и другие), построенные вроде бы недавно — в 1960–1970-е годы, уже видятся анахронизмами и узкостью тормозят движение принципиально. Новый мост в Доможирово, построенный вроде бы недавно, устарел по ширине полотна проезжей части уже до начала его перестройки. В Паше слева остается уникальный поселок Свирица, расположенный на конце Ладожского канала. Поселок интересный, при воде, деревянных мостах; при входе в канал на Свири два каменных веховых столба: красный и белый. Большая часть передвижения местного населения совершается на лодках. Идет активное домостроительство. Недалеко от шоссе два православных храма.

Справа остаются два объекта религиозного характера, опять же монастыри: Зеленецкий, много веков схороненный в болотах и лишь недавно соединенный проезжей дорогой с белым светом, также Введено-Оятский. Оба являют собой жемчужины в бесценном ожерелье ладожских монастырей.

Отметим положительное явление на дорогах, пришедшее в Россию с началами проклятого ранее капитализма, — множество автозаправочных станций на автомобильных трассах. Торговля топливом — дело прибыльное, станции АЗС растут как грибы в сезон. Придорожное пространство на федеральных трассах стало привлекать предпринимателя возможностью размещения торговой и сервисной инфраструктуры для транспорта. Вечная истина состоит в том, что то, на чем едут — требует запчастей, топлива, сервиса ремонта. Те, кто едет – хотят есть, причем каждый день и не один раз, и справлять иные естественные надобности с этим же и связанные, желают покупать все подряд, нужное или ненужное, а также и сервиса, в частности, медобслуживания, которое нынче также платное, и иного, также платного. Посему платный туалет на дороге — не киношная выдумка Евдокимова, а весьма реально высоко прибыльный объект для предпринимателя. Но почему-то инициатива не формируется. Лениво, надо кредит брать, местные рэкетиры замучают.

В совсем недавнее время — в 1970–1980-е гг. — ездоки за грибами в Карелию, километров за 300, ближе к мегаполису грибов нет, каждый по отдельности представлял собой небольшую автоцисцерну – заправок было мало, на редких колонках очереди многочасовые, бензина в Карелии не было. В каждой автомашине или в прицепе было четыре — пять канистр топлива. Как минимум запас был на обратную дорогу. Нынче бензин в избытке, но цена бензина кусается — 26 руб. за литр АИ-95, а кое-где и более.

Объездная магистраль вокруг Лодейного Поля хороша и сделана вовремя. Ранее транспорт следовал через центр города, нынешний трафик парализовал бы город начисто. Минуем поворот на Тихвин, эта дорога в принципе привлекательная, но в большей своей части грунтовая после Алеховщины до самого Тихвина. Можно проехать, но только на большом интересе и при утрате уважения к своему авто. Там же есть интересный объект посещения — Покрово-Тервеничский женский монастырь и святой источник.

Дорожная развязка при Свири за Лодейным Полем создана по всем правилам устройства запутанных цветков с лепестками дорожных ниток. Но после длительного кружения по веткам развязки попадаем на подъемный мост через Свирь, казавшийся нам по факту его сооружения верхом совершенства инженерного искусства, особенно с палубы круизного речника. Нынче это инженерный анахронизм прошлого века. Действительно, мост был построен в 1975–1976-е годы, а ранее была рудиментарная паромная переправа. Пример тому остался в Вознесенье в устье Свири на Онеге; желающий посмотреть и испробовать прелесть паромной переправы – пожалуйста, возможность есть, но, правда, далее идет грунтовая дорога в Петрозаводск по берегу Онеги. Она оставляет желать много лучшего, но для туриста есть утешение смотрения двух старинных деревянных церквей в пос. Щелейки и Гимрека, что спасает, но только в первый раз. Второй раз уже никто не решается на такое путешествие из любопытства, лишь по глубокой надобности.

Ранее упомянутый мост через реку Свирь является одновременно автомобильным и железнодорожным. Построен в 1976 г., реконструирован в 2004 г. Средняя часть – подъемная, для пропуска крупных судов Волго-Балта. Общая протяженность моста 280 м. В навигацию мост закрыт ночью (примерно с 1:00 до 5:00), но может быть и открыт, если судов нет. Дорожное покрытие на мосту перманентно разбито до умопомрачения. К тому же осенью по холодку в вечеру и ночи на мосту, и только на мосту, от реки бывают такие густые туманы, что двигаться просто не возможно иначе как ползком с поводырем. Никакие фары не пробивают туман. Пробовали лично с мучением. Все мосты на автодороге «Кола» назначены к реконструкции — через реки Волхов, Сясь, Пашу и совмещенный автодорожный и железнодорожный мост через р. Свирь в г. Лодейное Поле. Общая стоимость реконструкции мостовых переходов порядка 2,5 млрд руб.

Из истории переправы через Свирь

В период существования Олонецкой губернии с незапамятных времен имел место старый Олонецкий тракт, как уже было упомянуто выше, он проходил непосредственно через Старую слободу, где и был монастырь. Интересно, что в месте пересечения старого тракта с рекой Свирь (деревня Ковкеницы) не существовало ни моста, ни паромной переправы, а только перевоз на лодках и баржах.

Далее дорога за мостом на север в части покрытия просто отсутствует. Когда-то в 1976 г. это было прекрасное шоссе, до границы с Республикой Карелия, что наступает примерно через 20 км. В ту пору дорога кончалась и далее к Олонцу была разбита до предела. Отметим, что в те славные времена отрезок пути в 40 км от Свири до Олонца был «меккой» для грибников. Действительно, леса отменные, грибов в сезон бывало много. В лучшие годы в слой (по слухам) можно было собрать до тысячи белых за раз. Но это легенды, которые рассказывают за столом после третьей коллективно опорожняемой рюмки вместо рыбных притч с разведением руками.

Сегодня ситуация переменилась. Выезд по дороге из Ленобласти после моста через Свирь отвратителен, асфальт просто отсутствует. Укажем особенность, чиновники из центра области, расположенного в другом субъекте федерации, редко доезжают до ее границ по дорогам. Повсеместно конец дороги, ведущей в приграничную с другой областью местность, заброшен и разбит, особенно на север (Петрозаводск, в Карелию) и восток (в Вытегру, в Вологодскую).

По дороге есть давняя (ранее дикая и малоустроенная) стоянка, обозначенная ладошкой из бревен, небольшое озерцо со стоянкой для автотуристов, нынче оккупированное (арендованное) частниками. Порядка и сервиса стало больше, но за деньги. За сервис надо платить. Хотели — получайте. Некоторые останавливаются, более ушлые едует пару-тройку километров вперед и находят другое озеро с «дикой» стоянкой и всеми ее «прелестями».

По ходу движения – развилка и дорога на Старую Слободу, где на берегу Святого (Рощинского) озера расположен возрождающийся Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь (Троицкая и Преображенская обители), возвернувший себе 28 июня 1998 г. нетленные мощи особо почитаемого в православии святого Александра Свирского. Мощи избежали чудом и по необычному стечению обстоятельств, характерному для святых объектов, участи уничтожения большевиками во время переворота власти 1917 г. Чекист, которому было поручено разграбление монастыря, проворовался, присвоив себе немалую толику церковного добра, за что (и по делу) был подвергнут остракизму в «полный рост». Тем временем, в суете разборок за ценности, мощи благополучно исчезли и были найдены случайно (по провидению монахини из Покрово-Тервеничского монастыря) в анатомическом музее Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге в 1997 г. Здесь они восемьдесят лет пробыли в состоянии неучтенного экспоната, демонстрирующего уникальный случай нетленности человеческого тела (с 1533 г.), что, в конце концов, и спасло их от уничтожения.

Свято-Троицкий Александро(во)-Свирский монастырь был основан в 1506 г. До наших дней сохранился ряд древних памятников храмовой архитектуры. Это каменная церковь Покрова Божией Матери в Троицком комплексе, первоначально построенная при жизни святого Александра Свирского в 1533 г. и воссозданная в 1620 г. Она является самым древним строением монастыря. Троицкий собор построен в 1695 г., на стенах и столбах собора сохранились росписи, самые поздние из которых датируются 1715 г. В келейных корпусах пока располагается приют для душевнобольных. Преображенский монастырский комплекс построен в 1533 г., в 1618 г. сгорел при нападении шведов. Сохранившийся до наших дней Преображенский собор построен в 1644 г. Монастырь пережил расцвет и трудные годы гонений, безбожия, был в советские времена воинской казармой, концлагерем и приютом для душевнобольных.

Монастырь — отличный объект туристского интереса и посещения в порядке культурно-религиозных устремлений, например, по популярным туристским программам «Монастыри «Южного Приладожья», и, разумеется, прежде всего, обрядового паломничества, кое-как известно, к туризму (в православии) не относится. На перекрестке дорог установлен знак – дорожная веха в виде стилизованной колокольни, увенчанная крестом,  так что проехать, не заметив направления на монастырь, невозможно.

Дорога к монастырям (их там два) асфальтированная, проезд доступен, есть стоянка для автомашин и туристских автобусов. По заказу и договоренности служители организуют экскурсию. Фото- и видеосъемка платные. Не рекомендуется фотографировать иконы со вспышкой и категорически запрещено фотографировать мощи. Доступен, в рамках дозволенного монастырским уставом, для индивидуального и группового посещения, осмотра, совершения обряда, кому положено, взятия воды из святого источника на берегу озера.

Чуть дальше по дороге поселок Инема с автостоянкой и импровизированным мотелем (совсем недалеко от одноименной ж/д станции). Паломники, следующие на богослужение группами, вполне могут заночевать здесь, особенно исходя из концепции, что по смыслу обряда должны смиренно терпеть телесные и духовные лишения. Однако мотель классифицируется как **, имеется бар, в номерах санузел, холодильник, платно допуслуга — сауна, охраняемая автостоянка для легковых автомобилей и грузовиков.

По ходу движения в густом лесу напополам по протяженности отрезка пути между Свирью и Олонцом стоят монументальные щиты, указывающие на наличие границ Ленобласти и Республики Карелия. Граница обозначена не только щитами, но принципиальным изменением качества дорожного покрытия. Подпрыгнув на последнем ленинградском областном ухабе, выезжаем на гладкое до удивления шоссе карельской стороны.

Республика Карелия нынче побогатела. По оценке Минэкономразвития Карелии, республика активно развивает туризм, который приносит доходов с учетом мультипликативного эффекта больше, чем лесодобывающий комплекс. С лесообрабатывающим пока не слишком хорошо, кругляк лихо по дешевке везут за рубеж, где его пилят, обрабатывают и в виде мебели везут к нам обратно за большие деньги. Процесс не убиенный и, видимо, выгодный определенным лицам, но не народу.

Республика активно ведет дорожное строительство в «полный рост» за счет федерального бюджета (трасса-то федеральная), но четко от своей южной границы к своему центру. Состояние дорожного покрытия отлично в лучшую сторону до изумления. Дорога красива природой. Из достижений следует указать объезд трассы вокруг, точнее мимо, Олонца, старинного, тихого города, который в древности петровской эпохи был центром губернского масштаба, а теперь славен как столица гусиных бегов.

Раньше от поворота на Куйтежу узкая дорога 4 км шла вдоль также узкой и мелкой реки Мегрега, петляя многократно вслед ее изгибам. Одинокие бедные избы с куцыми огородами стояли вдоль дороги рядком, местные жители жались по обочинам, уворачиваясь от потока транспорта. Более везло жителям на другом берегу реки, где и дороги не было, они перебирались к трассе по висячим мостам. Потом трасса приходила в Олонец и опять после развилки на Видлицу (что в сторону Ладоги) тянулась вверх вдоль уже реки Олонки с рыжей болотной водой  мимо клубов в бывших церквах, местных лабазов, где пришельцами покупалось морошковое варенье — лакомство, редкое в Ленинграде и еще более редкое в Санкт-Петербурге, и дешевые веники. Через реку были устроены висячие качающиеся пешеходные мосты. Есть современный гостиничный комплекс «Олония». Дорога на Видлицу остается в стороне от автострады, но она примечательна и именуется в Европе, точнее у скандинавов — «голубой». Она ведет в Питкяранту и Сортавалу — и далее к границе и пограничному переходу с Финляндией. По этой дороге в Олонец приезжают финны. Олонец — небольшой городок, но мостов в нем восемь (разных — деревянных, каменных и даже подвесных пешеходных).

В Олонце можно по случаю откупить (на базаре или по дороге) у рыбаков свежей рыбы – вкусного ладожского сига, а тем, кто не собрал даров природы в лесу по лени или отсутствию времени, – брусники, черники, морошки или клюквы по сходной цене пару-тройку ведер или ведерок. Теперь город остался в стороне от трассы со всеми вытекающими последствиями отлучения от торной дороги и живет своей тихой жизнью. В смысле туризма некоторое движение и предложение есть. В частности — новогодние праздники для детишек с местным Дедом Морозом (попытка конкуренции с вологодским Великим Устюгом), гусиные бега по весне (10 мая). Здесь ежегодно проводится экологический фестиваль «ОЛОНИЯ — ГУСИНАЯ СТОЛИЦА». Такой необычный местный праздник с домашними птицами. В окружении  зрителей происходят забеги домашних гусей. Хозяева гусей подгоняют, подбадривают  своих питомцев, торопят к финишу, но выигрывает только один — самый быстрый и сильный. Гусей — победителей соревнований и участников — знают по именам! Олончане помнят и чтут победителя бегов гуся по имени Лорд.

Последнее время по причине птичьего гриппа праздник ослаб, мало ли чего принесут перелетные гуси, веками избирающие местные поля для отдыха на своем пути на север. Кроме того, гуси нынче стали облетать стороной Олонец, не то магнитное поле изменилось, не то им надоело приставание местных жителей (бегай с ними по полям), но праздник остался и организуется с домашними птицами, да и мало верится, что перелетные гуси принимали горячее и активное участие в шумном представлении исторического шоу, да и еще с бегами (гусей). Вообще-то гуси — только повод для шумного праздника горожан детей и взрослых, а также и гостей.

При въезде в Карелию сооружен солидный пост ГИБДД по всем правилам фортификационного искусства. Мышь не пролетит и уж не проползет. Всех въезжающих дотошно проверяют, вдруг кто не тот. Не то по должности и приказу, не то от скуки. Вокруг ни души, кроме зверья, до поселка 2–3 км. Скукота. Впрочем, и раньше проверяли всех на посту ГАИ, даже наличие лицензии на сбор грибов и ягод, лицензию можно было купить на этом же посту. Могли и обыскать и изъять бруснику, собранную до разрешенного срока.

До Петрозаводска далее трасса вполне удовлетворительная, если не считать двух участков ремонтируемой дороги и одного моста. Радует наличие движения в строительстве, десятков рабочих и множества современной техники. Мост активно строят, но пробка в связи с попеременно односторонним движением тормозит трафик на полчаса. Проезжаем узловой пункт Пряжа, направо идет шоссе во внутренние районы Карелии, например, на Сямозеро. В Пряже есть мотель/гостиница «Приозерная»  для туристов. Профессиональные грибники-автотуристы ночуют не в палатках, а именно здесь, совершая ежедневные вояжи в леса по грибы-ягоды.

Приближение карельской столицы указывается мощнейшим ДПС, где поверяют еще раз все и всех. Туристских автобусов это не касается, тем более с яркой надписью «Совет по туризму». Раз есть ДПС – есть и контроль скорости на дорогах, особенно на участках с ограничением обгона или скорости в пределах получасовой езды от поста, на более дальнее расстояние проверяющие не отъезжают. На посту всего не соберешь, такова правда жизни или се ля ви.

Развязка на Петрозаводск (их по трасе две, южная и северная) ухоженная и гладкая, чего не скажешь о дальнейшем состоянии трассы до печально известной на всю страну криминальными разборками Кондопоги. Трасса узкая и трафик серьезный, горожане столицы следуют на садовые участки и, возможно, по делу. Минуем поворот на известную ельцинскую Шую, отменную госдачу на чудном озере, вкус и понятие у «них» есть. На озере, на противоположном берегу есть и турбазы, в том числе и современные, но в отдалении от объектов госзначения. В бинокль смотреть на дачу не нужно.

В столицу и из столицы в глубинку поток транспорта солидный, но после Кондопоги движение ослабевает, становится спокойнее. Природа вдоль трассы радует, перед Медвежьегорском дорога несколько раз пробита сквозь пятидесятиметровые отвесные скалы. Красота своеобразная, природа карельского камня безупречна, но испорчена доверху надписями туристов об их пребывании в оном месте – тысячи граффити «здесь был Петя, Вася из Мухосранска». Удивляет неуемное и далеко не простое и не безопасное старание залезания с банками краски и кистями на самые неприступности, видимо, их альпинизм и скалолазание кончается на этих камнях. Живого камня нет, все скалы исписаны до сантиметров. Сколько же краски надо было принести с собой!

Историки свидетельствуют, что эта страсть имела место еще сотни лет до нашей эры в Египте. Исследования граффити и их перевод дали пищу размышлениям о бытие древних туристов и основания утверждения о совершении древними туристских путешествий. И даже Наполеон оставил свое граффити на пирамиде Хеопса, правда, злые языки говорят, что он поленился слазить наверх и послал денщика совершить надпись на камне. Древнейшие граффити называются петроглифами и составляют музейные ценности, являют собой объекты показа. В Хакасии обнаружено 120 тыс. наскальных рисунков, создана группа ученых, их изучающих. Современные произведения вряд ли кто будет изучать по тупости их содержания. Жаль наших потомков, которые будут с изумлением рассматривать надписи «здесь был…».

Дорожная развязка в Медвежьегорск традиционна. Трасса маняще уходит куда-то дальше, в бесконечность, которая  именуется Мурманском. Но туда еще далеко. Наша цель поездки — поселение Повенец, городок на Беломорско-Балтийском канале, венце каналостроительства сталинских довоенных времен, ужасающая тупая стройка ручного труда, техники тележек, лопат и кайла своего времени, монстр, сожравший более 200 тыс. жизней несчастных каторжан и заключенных ГУЛАГа. Сегодня водная трасса действует, но мелковата по глубине, именуется она у речников «повенецая лестница» — из-за частоты шлюзов. По трассе ходят рыболовные шхуны, частные яхты и мелкие речные круизники – на Соловки. Шлюзовая система работает исправно. Открытие шлюза и пропуск судна каждый раз вызывает внимание туристов и жаждущих зрелища.

Общая площадь территории района составляет 13,7 тыс. кв. км. Общая численность населения 37 тыс. человек. Территория Медвежьегорского района «исторически» делится на три части: северо-западную — Сегозерье, северо-восточную — Выгореция (зона ББК), южную — Заонежье. Район богат памятниками истории, архитектуры, археологии, искусства. Наиболее значимыми являются церкви в Челмужах (XV в.), Варвары в Яндомозере (XVII в.), Николы в Вегоруксах, Александра Свирского в Космозере, уникальные часовни во многих деревнях, в том числе церковь во имя св. Николая в Повенце. Созданы целые ансамбли разнообразных деревянных строений. К числу их относится, в частности, архитектурный комплекс в селе Сельги. В Медвежьегорском районе находится Кижский погост (Кижи), включенный в список охраняемых объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

В центре города Медвежьегорск особых достопримечательностей нет, но музей города есть, имеется гостиница. Самый примечательный объект в центре города на главной улице, пройти и проехать мимо невозможно – реальный лагерь бывшего ГУЛАГа, действующий и ныне, с трехметровым двойным деревянным забором с витками колючей проволоки поверх остроколья, сторожевыми вышками по классической схеме периметра, с бдительными охранниками с ружьями, прожекторами. Используется он по-хозяйски, по прямому назначению содержания элементов, определенных преступными и опасными для общества. Останавливаться, интересоваться и подходить к забору, фотографировать не рекомендуется. Могут и пристрелить по случаю. Надписи на заборе устрашающие, и испытывать судьбу не след. Других примечательных объектов не наблюдается. Местные жители привыкли и не замечают, для пришельцев – моральный шок.

При выезде из города по дороге на Повенец, ведущей в Пудож (на юг вдоль Онеги) или на восток в Архангельск (через древний Каргополь, стоящий на берегу реки Онега, впадающей в Белое море), – на берегу Онежского озера в сосновом лесу устроен современный загородный клуб или турбаза по-старому туристскому лексикону. Городские строения с берега от клуба видно невооруженным глазом. Надпись на придорожном щите гласит, что отель – туда (по стрелке). Туристские базы (турбазы) были в большинстве своем по принадлежности профсоюзные или ведомственные, а теперь это загородный клуб – частное заведение. Не считая городской гостиницы, это единственное место, где можно заночевать, в том числе и большой группой, естественно, если заказать места заранее. Отметим, что далее по маршруту следования в Повенце и, вероятно, до Архангельска общественных мест размещения нет, разве что в Пудоже и Каргополе, но это далеко. Это принципиально для паломнических поездок, есть возможность ночевки и отдыха перед посещением святых мест.

В самом Повенце есть бывший пионерлагерь, купленный нынче частниками и постепенно превращаемый также в элитный  загородный клуб, вероятнее всего ведомственного характера. Место на берегу Онеги изумительное, коса с сосновым лесом, продуваемая, комаров нет, есть остатки инфраструктуры, спальные дома, асфальтированные дорожки. Возможно, это будет хороший объект индустрии гостеприимства.

Загородный клуб «Малые Медвежки»

Называется это чудо «Загородный клуб «Малые Медвежки», видимо, производное от названия города Медвежьегорск, в местности, где когда-то водились медведи во множестве. Во всех местах территории, начиная от ворот, установлены резные фигуры медведей разного калибра. Чтобы посетили не убоялись за свою жизнь, медведи убедительно держат в лапах кто рыбу солидных размеров, кто неменьшую банку или бочонок с медом.

Поиск в Интернете информации о клубе по понятию «Медведки» ничего не дал, хотя деревни с таким наименованием и остров в Онеге, а также в Тульской области, проявляются. Надо искать именно по слову «Медвежки». Владельцы клуба люди не бедные, вполне современные, содержат клубный сайт в Интернете Web: http://medveghka.ru с достаточно подробным описанием услуг клуба, фотографиями коттеджей, номеров и общих залов, ценником на услуги размещения и питания, есть даже впечатляющее по содержанию, но не оформлению, меню. Есть и отсылки на других сайтах. Таким образом, продвижение клуба организовано, однако ж далековато от мегаполиса, но для рыбаков и охотников расстояние не преграда.

Конкретный адрес: 186350, Карелия, Медвежьегорск, ул. Чкалова 31,
тел/факс: 8 (81434) 51486, моб. +7 921 2205216, +7 921 4535352.
ICQ 480 543 793, e-mail: turm@onego.ru

Клуб в принципе ориентирован априори на состоятельных отдыхающих, рыбаков, охотников. Мелких домиков нет. Все строения фундаментальны, сооружены по индивидуальным проектам из сухостойных крупных бревен, облицованных целебным природным камнем — шунгитом. Коттеджи хороши для размещения групп 8–9 человек по двух-трехместным закуткам (изолированным номерам) в хорошо оборудованном отсеке коттеджа. Есть и домики из кирпича. Устроена дорожная сеть между объектами, стоящими в лесу отдаленно друг от друга. При каждом строении есть беседка для пикника с мангалом, дровами. Нельзя сказать, что цены драконовские, скорее они демократичные. В среднем на коллектив из 8–9 человек стоимость суточного размещения составит около 1000 руб. в ценах на июнь 2008 г. Согласитесь, что не слишком дорого.

Номерной фонд

Коттеджи «Карнавал», «Мечта», «Замок» — это эксклюзивные комфортабельные трёхэтажные коттеджи, общей площадью до 300 квадратных метров. Коттедж «Медвежка» — это эксклюзивный дом из карельской сосны, возраст которой более 100 лет.

• Коттедж «Карнавал» — комфортабельный трёхэтажный дом, общей площадью около 300 квадратных метров, может разместиться до шести человек. Цокольный этаж: сауна, душ, бассейн с подогревом, туалет, спортзал с теннисным столом. Первый этаж: гостиная с камином, телевизор (около 45 спутниковых программ), караоке, балкон с видом на Онежское озеро (65 метров до озера), спальня, кухня, санузел с ванной и душем. Второй этаж: две спальни, санузел с ванной и душем.

• Коттедж «Мечта» — комфортабельный трёхэтажный дом, общей площадью около 300 квадратных метров, может разместиться до шести человек. Цокольный этаж: спортзал с тренажерами и теннисным столом, сауна, душевая кабина, бассейн с гидромассажем. Первый этаж: две комнаты, кухня, гостиная с камином, телевизором (около 40 спутниковых программ), балкон с видом на Онежское озеро, санузел с душевой кабиной. Второй этаж: две комнаты, санузел и санузел с ванной и душевой кабиной. Во дворе: беседка, русская печь, шашлычница.

• Коттедж «Замок» — комфортабельный трёхэтажный дом, общей площадью до 300 квадратных метров может разместиться до шести человек. Цокольный этаж: сауна, душевая кабина, бассейн с гидромассажем. Первый этаж: кухня, гостиная с телевизором (более 100 спутниковых программ) и караоке, сауна, душ, бассейн с гидромассажем, русский бильярд, санузел. Второй этаж: пять комнат, санузел с душевой кабиной.

• Коттедж «Медвежка» (может разместиться до 16 человек) — это эксклюзивный дом из карельской сосны, возраст которой более 100 лет. В коттедже расположены: кафе (русская, карельская кухня), сауна, бассейн, облицованный шунгитом, администраторская, а также 7 комфортабельных номеров со всеми удобствами.

• Коттедж «Лукоморье» — огромный терем, другое наименование даже трудно придумать, надо полагать не все бояре такой имели в старину. Разделен на две половины, чтобы не устраивать греческий дормидорий. Каждая половина гигантской бревенчатой избы вмещает 8–9 спальных мест, то есть на коллектив, что нас вполне устраивало. В отделении коттеджа прекрасный и оригинальный по исполнению камин, туалетная комната с горячей водой, умывальниками, унитазом, душами с кабинками и без, стиральной машиной, а также и сауна. Экзотика есть на берегу и не далеко — баня по-черному с освежающим купанием в водах Онеги для понимающих толк в банных процедурах. Для отдыха и расслабления — вполне подходящее развлечение.

Разумеется, что все дополнительные услуги в широком ассортименте, только плати и получишь все разумное — и катер и лодку, спиннинг, наживку, а рыбку, если случится поймать, почистят и пожарят, уху сварят. Есть мангалы и коптильни для рыбы. Если есть интерес и уменье, можно сварить или зажарить рыбу самим. В коттеджах есть полноразмерная кухня с полным мыслимым оборудованием (холодильник, плита, микроволновка, раковина с горячей водой, кухонная и столовая посуда, разделочные доски, бокалы и рюмки, ложки вилки ножи), также в столовой есть и большой стол для коллективной трапезы с задушевной беседой и возлияния.

Для желающих общепита, чтобы самому не готовить и не тащить продукты, — местное кафе «Медвежка» с неплохим и не слишком дорогим меню. По крайней мере, завтрак вполне приличный, каши трех видов, омлет, блины с брусникой или сметаной, и карельские калитки. На обед и ужин выбор есть достаточный, но может быть и с изысками для гурманов — форель и судак в разных видах, свинина и кура, отбивные котлетки из оленины или медвежатина «по-таежному» с брусникой и орешками (по заказу и сезону), птица дичь – глухарь или тетерев. В кафе есть бар. Напитки на любой вкус с большим выбором, в том числе местные — водка «Эпос» (вполне неплохая, не паленая), наливки, в том числе морошковая. На сайте клуба есть подробное меню.

Отметим, что для желающих поготовить еду самим в коттеджах есть все условии. Полная кухня, всяческая кухонная и столовая посуда, приборы, рюмки и бокалы, плита и сковородки, вместительный холодильник, посудомоечная машина, раковина для мыться посуды с горячей водой. Для трапезы большой стол, достойный компании. В общем все, что пожелаешь.

Программой была предусмотрена вечерняя коллективная трапеза, где удалось сочетать шашлыки и чудный душистый узбекский плов (хватило всем) собственного приготовления, яства местных кулинаров, из которых были прекрасны маринованные грибочки с луком, селедочка с луком, соленая форель, маслины, овощное ассорти, а также и горячительное. Были искренние тосты, поминания, стихи и песни. Наутро для отрезвления нашими гурманами было изготовлено харчо.

Для активного отдыха клуб предлагает катера разных калибров с моторами до 200 сил, навигационное и рыбопоисковое оборудование Hamminbird, а также аэрокатер (аэроход).

Есть слип для спуска катеров в воду, обычные лодки для организации любительской и профессиональной рыбалки, велосипеды, квадроцикл, конные прогулки. Зимой гостям предлагаются снегоходы, подледная рыбалка, лыжи классические беговые, горные, сноуборд. Близ клуба есть подготовленные лыжные трассы, в 15 минутах езды от клуба – 4 отличных горнолыжных склона. Организация пикников, сбор грибов и ягод.

Для тех, кому для отдыха мало даже обширной территории клуба, местным активистом от экскурсионного дела предлагается большое количество экскурсий по Карелии. В перечне экскурсионных поездок «классические» путешествия на Кижи, остров Валаам, Соловецкий архипелаг и поездки в места, менее известные туристам, но не менее загадочные и привлекательные. Это «долина идолов» в деревне Пегрема (экскурсия «Миры древней Пегремы») и храм у Белой горы (одноименная экскурсия), лестница в небо и «карельский Стоунхэндж» (экскурсия «Каменные тайны горы Воттовара»). Так что для тех, кто задерживается в клубе не на день, а дольше, есть чем заняться познавательным, кроме спортивного.

Обряд крещения

Повенец встретил нас разбитой дорогой с выборочно-ямочным ремонтом. Селенье историческое, известно еще с допетровской эпохи, небольшое и небогатое, коттеджей нет. Но есть монументальный храм во имя св. Николая. Высокий пятиглавый новодел на берегу второго шлюза Беломорско-Балтийского канала. Храм построен на средства семьи Никифоровых и переулок назван также по фамилии главы семьи. Пер. Никифоровых д. 1.

Храм завершили и освятили совсем недавно, приобретена церковная утварь, иконы. На открытие и освящение приезжал президент Республики Карелия Сергей Катанандов. Служит в храме отец Роман, прихожан не так много, на службу постоянно приходят 15–20 верующих, по праздникам поболе. Исполняются и требы населения, а также и таинства, составляющие суть богослужения. Имеет место церковная лавка, где можно приобрести свечи, книги, атрибуты и даже иконы. В храм регулярно приезжает семья Никифоровых, а также и группы паломников, но не часто, хотя дело стоящее и обряды совершаются тщательно и с душой. Кроме общего поклонения были и частные требы.

Наша цель – участие в крещении маленькой внучки Никифоровых, дочки нынешнего главы Совета по туризму Ивана Никифорова – Стефании. Обряд крещения — важный в жизни православного христианина и его семьи, близких, друзей и сотоварищей.

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святого Духа — умирает для жизни греховной и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Крещение богоустановлено и необходимо человеку для спасения и приобщения к вере. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. крещение. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника (крестного) того же пола, что и сам крещаемый. Для мальчика — мужчина, а для девочки — женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум, — два восприемника.

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом.

В России подавляющее большинство населения — крещеные, хотя и большевики 70 лет вытравливали веру и обрядовость, сколь могли, но не случилось. Не стал народ полностью атеистичным и безбожным, к тому же и первые лица государства церковь не обходят стороной. Крестились тайно (все было просто, бабушка говорила — некрещеного в руки не возьму. И тайком крестили детей и внуков и правнуков), а нынче открыто, младые и взрослые. Венчаются реже.

Я вспоминаю, что при посещении Иерусалима в Русской духовной миссии на больший праздник 200-летия Иисуса один из высокопоставленных чиновников нашей делегации скромно обратился с просьбой о крещении. Мы попросили игумена Марка, ныне епископа, совершить обряд, что было уважительно и сделано в узком кругу лиц по понятным причинам. Новообращенный был несказанно благодарен и, надеюсь, запомнил этот день на всю жизнь. Изредка я встречаю его и спрашиваю, — носит ли он крест, ходит ли на службы, и получаю ответ – всенепременно и с благодатью. Так был обретен еще один истинно верующий, много лет тайно желавший приобщения.

Обряд крещения ребенка был организован классически и уважительно, с толком и расстановкой. Отец Роман душевно и спокойно провел обряд по полному чину.

Атмосфера была надлежащая, присутствующие, в том числе и подростки, благоговели, вторили молитве, осеняли крестом, держали свечи. Ребенок поначалу маялся и беспокоился ввиду необычной остановки, но как только ему помазали лобик и смочили водой головку, сразу успокоился и уже далее сидел на руках тихо и благоговейно. Присутствовали члены семьи, друзья и несколько прихожан.

После обряда в храме все направились совершить еще одно благое деяние – передать дары местному детскому дому-интернату, где воспитываются дети-сироты, оставшиеся без родителей. Всего 104 ребенка в возрасте от девяти до 19 лет. Совет по туризму выделил средства на благотворительность, интернату переданы компьютеры, спутное оборудование для них (принтеры, сканер, видеопроектор, экран), а также спортивные атрибуты. Детям были даны напутствующие указания ученых и видных общественных деятелей. Так было совершено еще одно благостное дело, которое останется в памяти и детей и взрослых.

По завершению дел насущных мы прибыли в клуб Малые Медвежки, где состоялась застольная трапеза по случаю. Работники кафе постарались накормить обедом всех досыта и вкусно, успешно пошел вчерашний плов. Все искренне говорили теплые слова, отец Роман напутствовал нас благословением в дальнюю дорогу. Дети освоили квадроцикл. Рыбаки из числа нашей группы остались на дело и махали нам руками с удочками и сачками. Все остались довольны.

Обратная дорога была более скорой, все стремились успеть до закрытия метро, и мы, отбыв с клуба в 15:30, благополучно, не считая разбитого панорамного бокового стекла в автобусе, прибыли в Санкт-Петербург до 11:00.

© Биржаков Михаил Борисович, 2008

Комментарии членов клуба

Комментарии посетителей
1) юлия (Гость клуба) : 10 июля 2011 г.
В деревне Ковкеницы до войны был паром.Моя мама жила там .

Добавьте Ваш комментарий:

Максимальная длина комментария - 1000 символов. HTML-код запрещен.
Все поля обязательны для заполнения.
Смайлы:
Очень доволен Улыбка Расстройство Очень смущенный
Удивление Шок Вопрос Смущенный
Круто Хохот Безумный Непристойный
Плачущий Очень расстроеный Злой Обалдевший
Подмигивание Восклицание Идея! Пройдемте, товарищ...
Влюблен Поцелуй Любовь Разбитое сердце
Лажа Знай наших Незачет Зачет




Секретный код Обновить код