Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Биржаков Михаил Борисович, вице-президент Международной Туристской Академии. Фото в статье автора.
Обонежье — жемчужина Русского Севера, привлекательный и малоосвоенный туристский край с уникальными разнообразными ресурсами русской северной глубинки. Именно так исконно называется северная часть Онежского озера — Повенецкий залив и его прибрежная часть.
Онега (Онежское озеро, Онего) сама по себе — огромнейший пресноводный водоем, неиссякаемый источник рыбных ресурсов, ярких карельских красок природы, чудо света, тому кто понимает в экологии природы и туризме. Если западный берег озера мало-мальски освоен, и там кипит культурная и хозяйственная жизнь, Петрозаводск — столичный город республиканского масштаба, то восточный берег — глушь тараканья. За десяток километров от берега уже и нет следов деятельности человека на сотни верст. Автомобильные заправки через 150 км.
Редкий турист осмелится совершить путешествие вокруг Онеги, хотя уникумы есть, кто на велосипеде, кто на автомобиле (кому его не жалко разбивать по местным дорогам далеко не лучшего свойства). Нынче есть проторенный веками путь от Вытегры до Пудожа, воплощенный сегодня в подобие автострады на сельский манер. Впрочем, от Повенца до Челмужей дорога вполне приличная. Содержит ее Кондапожский бумажный комбинат, для которого по этой дороге возят лес. Видимо дешевле отремонтировать дорогу, чем дорогущие лесовозы, к тому же на хорошей дороге экономия топлива существенная, что при нынешних кусачих ценах немаловажно.
Тем менее, сведения и путевые заметки по прохождении дорогами по краешку восточного берега Онеги любителей рыбалки, охоты и грибников есть. Путешествие вокруг Онеги весьма любопытное и заманчивое, в то же время доступное активным туристам. С другой стороны этот край стали уже обживать дачники из Санкт-Петербурга, Москвы и Мурманска. Места рыбные, грибные, условно экологически чистые. Не так далеко расположен космодром со всеми вытекающими последствиями для экологии края.
Томимые жаждой познания неизведанного и изучения карельской глубинки попали мы в поселок со звучным наименованием Челмужи, что выше Пудожа, на берегу Повенецкой губы. Если со стороны Медвежьегорска (где проходит федеральная автострада Кола), через Повенец, дорога все же кое-как сносная, то через Вытегру и Пудож — только для рисковых и любопытных ребят к коим мы себя и причислили и появились в этих местах.
Измученные дорогой, завернули после моста через реку Немину по указателю налево и по плотной грунтовке попали в старую рыбацкую деревню, которая превратилась сегодня в милую и уютную деревню в лучшем понятии этого слова. Согласно статистики народу проживает здесь не так уж и мало — почти 2 тыс. человек. Хотя сомнительно, если только вместе с дачниками, и то летом. Коренные жители, а их осталось весьма мало, формально две фамилии, исходят к репрессированным гражданам в царское время и в суровые 1930-е годы советской власти. Многие после заключения или ссылки остались жить в этих местах. Сегодня поселок активно развивается за счет дачников и пенсионеров, доживающих свой век на природе, поскольку с работой для молодых людей тут плохо.
Жизнь не отстала — нам попалась секция магазина комплектующих для компьютеров, стало быть, глушь, глушь, а не только рыбацкие сети — компьютерки и здесь тоже есть. Да и сотовый телефон стал откликаться на звонки друзей, которые нас потеряли. Телефон всех операторов в южно- и восточно-онежском краю начинает молчать от границы Ленинградской области, оживая лишь в Вытерге и Пудоже.
При каждом доме одна, а то и две тарелки для спутникового телевидения. Есть каменная школа, пара магазинов, почта, медпункт. Улицы не определены градостроительной мыслью и витиевато кривые, центральная даже асфальтированная. Местность удачно песчаная и относительно высокая. Посему в селе сухо.
Знаменитый в истории деревянный мост, уже четвертый, на реальной памяти жителей, через реку Немину, соединяющий южную и северную часть поселения обветшал и закрыт для проезда — сверкает дырами и сломанными досками дорожного покрытия. Однако местные смельчаки рискуют проехаться по нему на легковых авто. Жители пешком преодолевают его без опаски (пока). Исторически поселение расширилось именно на северный берег реки и разрослось, отстроилось деревянными домами, и магазина на южном берегу нет. На южном осталось кладбище с церковью и десяток обветшалых домов. Местный лабаз устроен перед мостом, но только на северном берегу. Если мост рухнет — для жителей южной части поселка будет большая проблема в жизнеобеспечении.
Как оказалось, живут в Челмужах люди приветливые, они охотно поделились с нами сведениями об истории и местных достопримечательностях. Кое-что мы уже заранее почерпнули из всезнающего Интернета, но все же самые любопытные истории поведал нам пожилой мужчина с обветренным загорелым лицом по имени Валентин (Иванович) и чисто украинской фамилией Ступак. Всю жизнь, сколько он помнит себя, он прожил в Челмужах, и знает все байки, истории и легенды местного края, чем охотно поделился с нами (слушатели и столичных городов не каждый день сюда прибывают). Как оказалось, и Интернет знает далеко не все. Неторопливо Валентин, как будто всю жизнь служил смотрителем местного краеведческого музея, поведал нам интересную историю древнего села и его жителей.
Родители (Ступаки) были репрессированы и высланы на Север, где и остались после освобождения в Челмужах на поседение. В семье было четверо детей, двое живы и до сего времени — Валентин и Николай. Все семьи с внуками и правнуками живут в Челмужах, образуя челмужскую династию Ступаков. Милые простые и добрые люди с отзывчивым характером.
Поселок Челмужи расположен на Заонежском заливе (северо-восточное побережье Онежского озера) в устье полноводной реки Немина (ныне Республика Карелия). Где-то далеко в дебрях лесов за сотню километров река истекает из озера Чагозеро. Узкая полоска косы Западная Челмужская отгораживает поселок от Онеги, образуя огромную Челмужскую губу и защищая заводь и прибрежный поселок от западных ветров озерной глади. Впрочем, сам плес не такой уж и большой — западный берег Заонежья буквально в десяти километрах по воде от косы. Река Немина использовалась для сплава леса, здесь формировались огромные плоты из бревен для буксирования в Петрозаводск и далее. Ныне леспромхозы ушли в небытие вместе с перестройкой, лес рубят мало, а река чиста и прекрасна.
Челмужи — весьма известное поселение, имеющее богатую историю, уходящую вглубь веков и, возможно, тысячелетий. Когда-то это был рыбацкий поселок, жители которого промышляли рыбой в Онежском озере и многочисленных речках и озерах. Здесь в изобилии водилась и ныне водится различная рыба — от мелкой, но вкусной ряпушки, окуня, плотвы, до судака и даже лосося. Рыбацкие сети и лодки — самые распространенные хозяйственные атрибуты местных дворов. Нынче жителю разрешено ставить сетку для ловли рыбы длиной 50 метров. На прокорм рыбы хватает, а продавать некому, разве что дачникам.
В старину летом ловили рыбу и собирали дары леса, а зимой мужская часть населения направлялась на заработки в города и достаточно удаленные, вплоть до Москвы. Часть строений вполне годится для музея деревянного зодчества — настоящего самобытного северокарельского типа — в старой части села на левобережье — огромные старые настоящие избища, соединенные с хлевом, которые временем ушли в землю чуть ли не самые окна.
В Петровскую эпоху в Челмужах был построен и действовал чугунолитейный заводик, где кроме пушек для армейских нужд отливались чугунные ограды для столичных дворцов и набережных. Предприятия обеспечивали занятость населения и вызывали к жизни совершенно новые рабочие профессии, которые постепенно уходили в забвение. С тех пор металлургическим делом никто не занимается. В пору своего расцвета в Челмужах проживало до 2 тыс. человек, а само село считалось в крае богатым и зажиточным.
Важной вехой в истории Челмужей являются исторические события, связанные с именами первых государей Руси. ВГеоргиевский погост, который расположен в 16 км от Чёлмужей по повелению Бориса Годунова была заточена княгиня Ксения Романова, мять будущего царя Михаила Федоровича, постриженная в монахини под именем Марфы. В затворнической жизни ей оказывал посильную помощь местный священник Ермолай Герасимов. За эти заслуги государь Михаилом Федоровичем по вошестию на престол пожаловал ему вотчину в Челмужском погосте с крестьянами, а его потомки на все времена были освобождены от всяческих государственных податей и повинностей.
Помилованная Василием Шуйским в 1605 году Марфа по данному ею обету заложила в селе Челмужи близ местного кладбища церковь и нарекла ее "Богоявленской", в благодарность за чудо своего спасения. Однако история и факты говорят, что на этом месте был простой деревенский кладбищенский храм еще в 1577 г. в виде сруба из бревен.
Богоявленская церковь — один из уникальных и старейших памятников Обонежья. Согласно легенде здесь хранилась фамильная реликвия Романовых — икона Божьей Матери. Церковь построена в отдалении от села на южном (левом) берегу реки Немины и Челмужской губы практически на самом краю береговой линии при входе в губу. Для защиты от размыва грунта и фундамента храма волнами устроена деревянная отбойная стенка, в настоящее время обветшалая и разрушенная. За храмом местное кладбище. Храм окружен густой и высокой рощей и практически летом не виден из села. По пути к церкви на окраине села стоят два старых огромных дома. Ныне в избе, печально наклонившейся к дороге, уже давно никто не живет. На доме с наклонившимся к дороге срубом и остатками тесовой кровли сохранились резные наличники.
Это не первый храм на этом месте. Ранее история свидетельствует, что здесь было несколько храмов, а в древности языческое святилище саамов. Более трех с половиной столетий возвышается шатровый храм со звонницей на песчаном берегу Челмужской губы Повенецкого залива и издалека шатры его просматриваются с водных просторов озера.
Богоявленская церковь монументальна и патриархальна. Она в реальности построена без единого гвоздя. Времена ее постройки — начало XVII века — период, когда на Руси активно развиваться шатровое храмовое зодчество. Изначальные духовные ипостаси шатра, а не традиционной большой луковки и купола, устремленного верх и подобно свече устремленного к православному кресту, увенчивающему конус. Маленькие луковки есть на самой оконечности шатра. Двух шатровая церковь издали водной глади озера видна морякам, указывает на местоположение поселения и бухту.
Другая характерная и интересная черта храма — наличие трапезной со звонницей. В Богоявленском храме была устроена обширная трапезная, которая по размерам превышала помещение самой церкви. В те далекие времена храмы играли важную роль общественных культурных центров. При храмах непременно устраивали церковные трапезные, где собрался народ на местные сходки по разным мотивам и обрядовым религиозным праздникам.
В 1913 году, когда Россия широко отмечала 300-летие дома Романовых, церковь была полностью отреставрирована. Известный архитектор Дмитрий Васильевич Милеев, специалист по храмовому зодчеству конца XIX начала XX в., получил государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы «сильно обветшавшего храма» — соорудили фундамент, предохранявший нижние венцы от гниения, перебрали полы и потолки, восстановили резное крыльцо, вернули тесовую кровлю и лемех на главке. Также были заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка.
После 1917 г. церковь была закрыта, все внутреннее убранство, включая и знаменитую икону, утрачено. Однако само здание сохранилось, но во время войны 1941-1945 гг. церковные шатры были демонтированы. Недалеко (в Повенце) по берегам Беломорско-Балтийского канала проходила линия фронта. На другом берегу Онеги (в Заонежье) стояли вражеские войска (чуть ли не в пределах видимости берега).
Высокие сооружения, ранее служившие маяком для рыбаков, стали в тот период ориентиром для наводки артиллерии противника, которая стремилась разрушить деревянный мост через реку Ненима, ключевой на трассе от Пудожа до Повенца.
В 1950-х годах церковь полностью восстановили. В настоящее время прошел очередной этап реставрации храма. Судьба храма — это живая история людей, живших за много лет до нас, история края и государства, история храмовой архитектуры Русского Севера. Сегодня заменены все нижние венцы сруба на 2 метра в высоту от фундамента. Церковь окружена местным кладбищем и березовой рощей и поэтому плохо просматривается из поселка.
Храм находится под опекой Московского патриархата, и сюда изредка прибывают группы священослужителей и паломников для проведения обрядовых мероприятий, молебнов. Регулярного богослужения не проводится, сведений о наличии икон и храмовой утвари нет. Иконостас демонтирован еще до войны и находится на хранении в Петрозаводске и музее. В дальнейшем планируется отдать храм в ведение Повенецкого прихода и местного священника. Хотя икон сегодня нет, это намоленное веками место привлекает богомольцев и паломников.
О самой Богоявленской церкви следует сказать особо. В деревне, где кроме перекошенных домов ничего не было, храм неадекватное архитектурное сооружение, яркое пятно в образных воспоминаниях. Храм стоит на входе в бухту и мимо него протии нельзя. Куда бы ни пошел и поплыл — всюду будет виднеться силуэт или венцы сруба и шатры храма. Чудесный образ храма проходит незримо через всю духовную жизнь.
Продолжение следует.
Комментарии посетителей | |
---|---|
1) StrannikSPB : 15 сентября 2009 г. | |
Ждём продолжения! С нетерпением! | |
2) val : 22 мая 2010 г. | |
Много интересного и о месте впечатления подходящие. | |
3) Ольга (Гость клуба) : 15 ноября 2011 г. | |
отличная статья! много нового узнала о Чёлмужах, в которых провожу немало времени)) | |
4) Светлана (Гость клуба) : 25 января 2017 г. | |
Храм открыт каждое воскресенье с 10-13 часов в период от праздника Пасхи до праздника Покров ( |