Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: Stepan-S  
  • Название статьи: Об эстетике черно-белой фотографии (Эссе)
  • Дата добавления статьи: 13 октября 2009 года
  • Страна: Флаг страны РоссияРоссия
  • Статья опубликована: Статья подготовлена для сайта фотопутешественников Fototraveller
  • Copyright: © Текст и фото, Степан Сочивко, Санкт-Петербург, 2006-2009
  • Комментарии членов клуба: [7]

Об эстетике черно-белой фотографии
(Эссе)

Степан Сочивко

Явление черно-белой фотографии, как направления фотоискусства, в начале XXI в. часто вызывает непонимание у современной общественности. Как уже писалось, развитие технологий формирования фотографического изображения вообще стирает понятие «фотографии» как таковой, и порождает новое течение в искусстве — именуемое «цифрографией». В чем же существенное различие, кроме собственно физико-химических аспектов формирования конечного изображения? Попробуем разобраться. Но обо всем по порядку.

Итак, в формулировке прозвучало определение «искусство», а ведь многие фотографию искусством не считают, искусство в понимании некоторых — это то, что мы имеем честь лицезреть в Эрмитаже, Русском музее и т.д. Произведение искусства же в первую очередь искусственно, то есть создано человеком, а во вторую очередь уникально, то есть создано в единственном числе. Восприятие же того или иного произведения искусства — вещь сугубо субъективная, кому-то портрет любимой, сделанный собственными руками, гораздо ближе шедевров Дали, кто-то впадает в экстаз от Шагала, другим импонируют акварели друга. Что же является «истинным» искусством и достоянием государства, нам, как правило, диктуют культурологи и искусствоведы. Я же, опираясь на вышеизложенное определение, не считаю, например, черный квадрат Малевича произведением искусства, так как он не соответствует второму требованию — то есть был создан в нескольких экземплярах, а следовательно — не уникален. В то же время, фотография «Я с Бобиком на даче ем шашлыки» как раз произведением искусства является, так как она уникальна и создана человеком (автором) — попробуй, повтори, что называется.

Разобравшись теперь с определением произведения искусства, предположим, что мы пришли в гости к другу и листаем его семейный альбом, а во многих фотографических изданиях есть даже пренебрежительный термин — «фото для семейного альбома». Мы листаем альбом и действительно, нам скучно, так как фотографии однообразны, ракурс не тот, резкости нет, лица изображенных нам не знакомы и т.д., но вдруг раз, одна из фотографий привлекла наше внимание, чем-то зацепила. Значит, есть что-то, что позволяет нам различать «хорошие» и «плохие» фотографии. И дело здесь не во вкусе, это как раз понятие субъективное. Дело здесь в эмоциональной составляющей. Хорошая фотография должна вызывать эмоции. Сопереживание, радость, желание, созерцание, спокойствие, умиротворение, жалость, гнев, … продолжите список сами.

Да, любая фотография будь то портрет, репортаж или пейзаж, должна нести эмоциональную нагрузку, должна быть содержательна. Это не касается, конечно, документальной фотографии, констатирующей тот или иной факт (фиксирующей объект).

Вот здесь я бы хотел вспомнить вопрос, которым мы задались в начале эссе: зачем нужна черно-белая фотография? Да ведь это же и есть квинтэссенция эмоций, сжатая до цветовой лаконичности, отбросьте ненужные цветовые пятна, почувствуйте суть. Любой сюжет может быть запечатлен в цвете, но не любой достоин стать черно-белым.

Пионер светомузыки — А.Н. Скрябин — соотносил музыкальные произведения с игрой цвета. Многие ли из вас видели все это цветопредставление в совокупности? Хуже ли стала музыка без цвета? Мне, например, не нужно видеть перед глазами цветную картинку, под действием музыки картины формируются сами собой на основании эмоционального состояния человека. Некто Адамс (создатель зонной теории экспонирования) ползал по парку Йосемите (США) с деревянной треногой и снимал черно-белые шедевры, которые вошли во все учебники по фотографии и стоят сейчас на аукционах больших денег (хотя это не показатель, конечно). Много ли мы знаем цветных фотографий Йосемите, которые были бы столь совершенны? Отвечу за себя: лично я не знаю ни одной.

Что же касается явления цифрографии, то в настоящий момент не нужно часами просиживать в душной ванной с тусклым красным светом, дыша испарениями фенидон гидрохинона. Достаточно просто нажать на кнопку «убрать цвет» и вот перед вами черно-белая фотография. Однако эта простая на первый взгляд функция одновременно является и своеобразным фильтром: вот мы убрали с фотографии цвет — и на ней ничего не осталось, кроме ярких, усиленных фотошопом цветных пятен, фактур и т.д. на ней оказывается ничего не было. Не было игры тени и света, не было души — были только маленькие цветные точки, много-много маленьких цветных точек.

Существует мнение (во многом спорное), что водка — самый честный алкогольный напиток, так как только водку пьют исключительно, чтобы захмелеть и не прикрываются при этом вкусовыми или иными высокоэстетичными позывами. «Ах, какая замечательная полнотелая, легкая, питкая водка урожая … года, налейте-ка еще стаканчик» — не правда ли смешно?

Так вот черно-белая фотография — это самая честная фотография, она не прикрывается цветной шелухой, она либо сразу «цепляет» либо — нет, здесь нельзя сказать: «фото конечно ни о чем, но зато какие цвета!»

Я попытался доказать вам что черное — это белое, а белое на самом деле — черное. Соглашаться со мной или нет — решать вам. Поэтому предлагаю дискуссию считать открытой!

Для иллюстрации вышеизложенного текста предлагаю вашему вниманию несколько фотографий, явившихся плодом нескольких поездок по Русскому северу. Проект получил название «Черно-белая Россия». Почему Россия — черно-белая? Что за пессимизм? Неужели все так плохо? Наверняка спросят многие из вас, и в тоже время про себя отметят, что идея не совсем оригинальна. Вполне вероятно, тем не менее, хотелось бы показать вам именно Черно-белую Россию, как противовес России цветной, столичной, показать ту суровую красоту, к которой мы не успеваем приглядеться, перемещаясь в быстром ритме современной жизни. Такой увидел Ее я. И поверьте мне, это стоило того.

Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
Сергиев Посад д. Ковда, поклонный крест
Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
д. Гоморовичи, Часовня Николая Чудотворца, XVIII в. п. Вершинино, Кенозерский национальный парк, Никольская часовня, XVII в.
Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
Заповедник «Пушкинские горы»  
Об эстетике черно-белой фотографии
Кандалакшский залив
Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
Кузоменьские пески Остатки мельницы в п. Первое Мая (Лен. Область)
Об эстетике черно-белой фотографии
д. Ковда
Об эстетике черно-белой фотографии
с. Родионово, Георгиевская церковь, 1493 г.п.
Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
Терский берег Белого моря Кемь
Об эстетике черно-белой фотографии Об эстетике черно-белой фотографии
Череменецкий монастырь р. Вирма

© Текст и фото, Степан Сочивко, Санкт-Петербург, 2006-2009

Комментарии членов клуба

Комментарии посетителей
Skimble 1) Skimble : 15 октября 2009 г.
Степан, спасибо за эссе, буду дома - кой чего напишу (с мобилы писать очень уж тяжко).
Хорошая тема.
Andrew 2) Andrew : 20 октября 2009 г.
Хорошее эссе, интересно. Фотографии отличные. В продолжение дискуссии: не стоит противопоставлять чб и цветную фотографии, это совсем разные вещи. И чб может быть ни о чем, и цветная работа может зацепить по-честному. Да и тезис: "Явление черно-белой фотографии... часто вызывает непонимание у современной общественности" весьма спорен. Что такое общественность?
Stepan-S 3) Stepan-S [автор] : 20 октября 2009 г.
имеется в виду распространенность чб фото в массах, может быть неточно выразился..
d-fact 4) d-fact : 22 октября 2009 г.
Хорошая статья, приятные фотографии. Но я хотел написать про черный квадрат Малевича. Насколько я знаю, сам Малевич этот чёрный квадрат создал как символ конца искусства. Т.о. сам этот черный квадрат не может считаться произведением искусства. А попытка, и надо сказать достаточно успешная, предстваить этот квадрат как произведение искусства - это просто способ наживы.

С уважением.
StrannikSPB 5) StrannikSPB : 25 октября 2009 г.
Отличная статья! Изложены и примерно мои мысли по поводу ч/б фото хорошим литературным языком!!!

Фотографии ОТЛИЧНЫЕ!
Skimble 6) Skimble : 20 января 2010 г.
Я всё же собрался и написал комментарий.
Он у меня долго крутился в голове, но руки не доходили всё это напечатать.
В результате написав, обнаружил, что он у меня никак не помещается ни в один, ни в два, ни даже в три комментария.
Потому, создал тему в разделе Фотоискусство > Обмен опытом > Комментарий к эссе Stepan-S «Об эстетике черно-белой фотографии»
7) Femina : 18 января 2011 г.
Впечатляет...очень нравятся чб фото...но сама не могу тона правильно подобрать...мучаюсь долго...

Добавьте Ваш комментарий:

Максимальная длина комментария - 1000 символов. HTML-код запрещен.
Все поля обязательны для заполнения.
Смайлы:
Очень доволен Улыбка Расстройство Очень смущенный
Удивление Шок Вопрос Смущенный
Круто Хохот Безумный Непристойный
Плачущий Очень расстроеный Злой Обалдевший
Подмигивание Восклицание Идея! Пройдемте, товарищ...
Влюблен Поцелуй Любовь Разбитое сердце
Лажа Знай наших Незачет Зачет




Секретный код Обновить код