Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Вадим Гуцунаев, путешественник, весна 2012
У нас в семье сложилась традиция — каждый год весной мы ездим отмечать мой день рождения на море: отдохнуть от нескончаемой слякотно-снежной питерской зимы, снять эмоциональный стресс и погреться на мягком песочке под теплым южным солнышком. Питание all-inclusive, уютный отель с прозрачным бассейном, да теплое море с пальмами на берегу — что еще нужно для отличного семейного отдыха? Правильно, приключений и экстрима :-) В этом году мы решили поднять изнеженные мягкие части тела от теплого пляжа Таиланда и рвануть на 4 дня в незнакомую нам и загадочную Камбоджу.
Разлучить пузо и пляж помог наш хороший знакомый Максим, россиянин, который много лет живет в Камбодже и работает там гидом и организатором туров — он уже давно предлагал совершить такое путешествие, но нам обычно хотелось понежиться на пляже и искупаться в море... Однако Максим уговаривал, уговаривал и наконец уговорил! “Посмотри фильм “Лара Крофт. Расхитительница гробниц”, неужели тебе не интересно побывать в Камбодже? — однажды Максим попробовал зайти с другой стороны. — Я могу показать вам самые интересные места страны за 3 дня, а потом отвезу вас обратно на ваш любимый курорт на автомобиле”. И мы загорелись этой идеей! Сообщили Максиму расписание нашего отдыха, а остальное он все организовал сам, и правда приехав за нами на машине в прямом смысле к нам в Таиланд на пляж. Так началось одно из самых наших увлекательных путешествий, о котором сегодня хочу рассказать. Итак, вперед, в Камбоджу!
В Камбодже у нас получились ровно три экскурсионных дня, и я буду вести свой рассказ именно в такой последовательности: в первый день прогулка на лодке по озеру Тонле Сап (3 на карте-схеме), во второй — поездка в Национальный парк Пном Кулен (2), и в третий, на закуску, — загадочные и особо желанные храмы Ангкора (1). Остановились мы в городке Сием Реап (Siem Reap), и все три объекта нашего интереса находились сравнительно недалеко от отеля; Максим нас возил на своем автомобиле, и дорога не была утомительной.
Местная валюта — камбоджийский риель, в нем очень много нулей: курс примерно 4500 риелей к доллару. Обменник нам не понадобился — гораздо удобнее рассчитываться в долларах, к тому же все цены вокруг в долларах, и сдачу дают тоже в долларах. Когда не получается, сдачу дают вот такими местными банкнотами, это 1000 риелей, что, соответственно, около 20 центов.
Фото риеля — на лице Южные ворота храма Ангкор Тхом, на обороте — грузовой порт Сиануквиль.
Оставил себе для коллекции
Уровень сервиса отличный, в номере нет никаких букашек, пауков и тараканов, которыми пугает всезнайка-интернет; питание отменное, причем предлагается привычная для европейцев кухня; цены на все низкие, а иногда просто смешные, народ кругом доброжелательный и приветливый, просто сказка какая-то, сам в это не верю когда пишу эти строки, но тем не менее это так! Кто еще раздумывает, куда бы поехать путешествовать, друзья, побывайте в Камбодже! На этом рассказ об устройстве нашего быта предлагаю завершить и перейти к более интересному :-)
Озеро Тонле Сап — самое большого в Юго-Восточной Азии водное зеркало — его площадь сильно колеблется в зависимости от сезона. В сухой — 2500 кв. км, в период дождей, который здесь начинается в мае-июне и продолжается до сентября, — 16000 кв. км. Название озера буквально переводится с кхмерского как «большая свежая вода», но можно перевести и как Большое озеро. Разумеется, жить на берегу такого озера можно только на чем-то таком, что не уходит под воду на полгода, а это как раз и есть плавучие домики вьетнамской деревни Kompong Luong, не могу это произнести по-русски. Здесь все построено из дерева, а само дерево является огромным дефицитом, так как правительство активно борется с вырубанием джунглей, поэтому каждая дощечка на вес золота. Благодаря теплому климату плавучие дома не нужно утеплять, как у нас, — зачастую это тонкие стены и кое-какая крыша. Насколько я понял, основанием служат то ли металлические бочки, то ли понтоны.
На таких лодках и катают туристов
Это местная плавучая школа
А это — магазинчик, тоже плавучий
Местные жители — вьетнамцы — занимаются ловлей рыбы, а также развлекают туристов, демонстрируя свой убогий образ жизни, выставляя напоказ грязь и нищету. Туристы с удовольствием ведутся на это, с сожалением качая головами, рассматривая незнакомую для себя жизнь на самом деле вполне себе довольных и счастливых людей: они здесь родились, это их родина. Есть ферма, на которой разводят крокодилов, что особенно привлекает туристов... Я к крокодилам отношусь спокойно, но когда узнал, что в сезон дождей некоторые особи умудряются улизнуть сквозь ненадежную ограду их загона, стал на всякий случай чуть крепче держаться за поручни нашей лодки.
Во время прогулки я старался фотографировать все вокруг, что вызывало интерес: плавучие домики, домики на сваях, проплывающие мимо лодки, длинные палки, воткнутые в дно — это такая местная парковка для лодок, которые к этим палкам привязывают.
Одно время мы двигались мимо берега с пышной растительностью, и ничего интересного вокруг не происходило. Я в задумчивости разглядывал берег и кусты, проплывающие мимо, и тут обратил внимание, что на кустах и деревьях висит мусор: старые пакеты, какие-то мешки, пластиковые бутылки и еще много всякой всячины. И мусор этот как-то странно висит, сплошной полосой на уровне 2-5 метров от земли, как будто его специально туда повесили как на рождественскую елку. Не может этого быть, кто станет развешивать мусор, подумал я, и поинтересовался у Максима. Оказывается, перед нами самое что ни на есть наглядное подтверждение разного уровня воды в озере в зависимости от сезона. Вода в сезон дождей закрывает деревья целиком! В это сложно поверить, но эта сравнительно узкая протока, по которой мы двигаемся, превращается в море разливанное, выше вот этих деревьев! Когда вода уходит, мусор вместе с ней опускается и оседает на деревьях, да так и болтается там, пока не будет смыт в новый цикл; быть может, его специально не убирают в угоду туристам, или просто не убирают, кто знает...
Мусор на деревьях
Вечерело, и мы стали свидетелями очень красивого заката, что все вокруг дружно истолковали как хороший знак, а я истолковал как отличную возможность сделать несколько красивых фотографий.
Ферма по разведению крокодилов
После прогулки на лодке нам показали настоящие лотосы. Целое поле лотосов! Есть и распустившиеся цветки, есть бутоны, а есть созревшие, представляющие собой треугольные коробочки с семенами внутри, которые похожи на орехи, их можно попробовать на вкус (лично я пробовать не стал).
Лотосы можно есть как орехи
Скоро ночь, и цветки лотосов уже закрывались, готовясь ко сну. Да и мы устали и как следует проголодались, поэтому направились в какое-то заведение, очень похожее на большую-большую городскую столовую, помните такие, совдеповые, с кафелем и подносами? Здесь состоялось выступление самодеятельности — девушки в национальных костюмах изображали Апсар — это такие девы-полубогини, духи облаков или воды. Само представление состоит из пяти танцев, которые должны исполняться только под живую музыку, — и правда, немного в стороне квартет музыкантов играл на народных музыкальных инструментах. Три танца из репертуара королевских Апсар и два из жизни простого народа: собирание риса, поход за водой, ухаживание за девушкой... Вполоборота поглядывая за юными богинями, мы больше поглядывали в свои тарелки, только бы не уснуть за столом, ведь завтра рано вставать, нас ждут новые приключения!
Юные Апсары
Это музыканты
Пном Кулен — небольшой горный массив в 50 км к северу от городка Сием Реап. Его наивысшая точка — 487 метров над уровнем моря. Здесь в 802 году король Джайяварман II объявил независимость своей страны от Явы, а себя — монархом Вселенной, положив начало кхмерской монархии.
Первым делом мы увидели “Реку тысячи лингамов”, дно этой реки просто усеяно резьбой по камню. И в зависимости от времени года и сезона дождей, из под воды будут видны небольших размеров лингамы (мужское начало) и ени (женское начало). Также можно разглядеть резные фигуры Шивы, лежащего на змее и фигурку его жены Парвати, которую Шива держит в руке. Местные поверья гласят, что вода, протекая по лингамам и ени, становится священной, поэтому многие современные кхмеры приезжают сюда просить физического здоровья и моральных сил. Ходить по этим узорам запрещено, что вполне логично, так как если по этой ажурной резьбе каждый день будет прогуливаться батальон туристов, то от резьбы очень быстро мало что останется.
Вот они, лингамы. Чтобы сделалть этот кадр, я перелез через ограду, она видна на снимке ниже.
Но на сами лингамы я не наступал, нашел сбоку выступ из корней деревьев
В Камбодже часто можно встретить такие вот домики
На этой стене увековечены именя жертвователей. Коля и Маша пожертвовали 20$, гласит надпись :-)
Лестница наверх, к храму Ват Прэах Анг Тхом. В качестве перилл, разумеется, — наги
Вот она, нага! Во всей красе
Около огромного камня находится родник, посередине расположена круглая штуковина, на нее нужно налить воду из миски, потереть эту штуковину руками, затем умыться этой водой, которая по желобу стекает вниз; умываясь, необходимо просить у бога всех благ для себя и своих близких. По местному обычаю сей обряд должен производить только мужчина, но где наша не пропадала? Женщины тоже с удовольствием умывались прохладной водой, терли этот самый символ и просили всех благ. Эх, запреты, запреты... Местные обычаи, безусловно, надо уважать, однако все вокруг, и мужчины, и женщины, по очереди попросили у всевышнего всех благ, да нам никто особо и не запрещал.
Делай — раз... | ... делай — два! |
---|
Однако гуру в оранжевом одеянии, что сидел под камнем, был строг — он сам своими руками повязал мне на левую руку веревочку на счастье, а моим спутницам только положил по веревочке на руку, а узел им завязал уже я сам. Если уж нельзя, так нельзя, пусть монах делает как ему велит его вера. Сидя в неудобной позе перед этим монахом, я изо всех сил старался сдержать улыбку, так как в голове вертелись детские стихи Чуковского «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться...» и так далее. Сидеть перед добрым доктором нужно именно вот так подогнув ноги, как на этом фото.
Церемония повязывания веревочки
Одна из главных достопримечательностей парка Пном Кулен — лежащий Будда в храме Ват Прэах Анг Тхом. Будда лежит на левом боку в специальном домике, который построен на скале, из которой на ее вершине и высечен сам Будда. Наверх к этому домику ведет красивая каменная лестница с нагами в роли перил. Некоторые исследователи утверждают, что Будда лежит на боку, в нирване, не просто так – он символизирует победу новой религии (буддизм) над прежней (индуизм).
Будда огромный, в кадр не помещается
Внизу, под камнем, есть вот такое помещение. Монах с головы до ног покрыт татуировками
Середина дня, жарко. Самое время искупаться. И мы направились к еще одной знаменитой достопримечательности парка — к водопаду. По дороге мы посмотрели как живет местное население, а на рынке купили немного бананов огромного размера — бананы оранжевые и непривычно большие. Бананов и ананасов огромный выбор, а цены... просто мечта, у нас таких не бывает.
Местный быт
Первые увиденные нами развалины
По дороге к водопаду мы обнаружили руины какого-то старинного храма, и тут же решили, что вот они, знаменитые древние развалины, только какие-то уж маленькие больно. Обрадовавшись каменным глыбам, мы тут же решили среди развалин сделать несколько фотографий, но вдали уже слышался шум падающей воды... Водопад!
Выходим из-за деревьев, и перед нашим взором открывается величественная картина из фильма про Лару Крофт, помните: неужели ты будешь в меня стрелять? и она прыгнула с обрыва... Это именно он, двухступенчатый водопад — первая ступень всего 3-5 метров, а вторая покруче — 25 метров свободного падения воды. Разумеется, в фильме был монтаж — я залез в прохладную воду и специально исследовал место возможного приводнения — тут сплошные камни, да и довольно мелко. Вряд ли это был настоящий прыжок, хотя на кадрах из фильма водопад выглядит значительно мощнее, видимо, съемки проходили после обильных дождей. Кто знает, может, прыгнула?
Два скриншота — кадры из фильма Лара Крофт. Расхитительница гробниц |
---|
Первая ступень небольшая
К краю лучше не подходить. Это только Анджелине Джоли можно :-)
Местная молодежь развлекается
Я слышал байку о том, что можно как-то поднырнуть под бешеным напором падающей воды и оказаться там, с другой стороны, за стеной водопада. Говорят, это очень красиво. Подплыв поближе я хорошо понял, что на такие подвиги я сегодня не готов: на фото все выглядит спокойно и величественно, а вот в метре от стены падающей с огромной высоты воды по-настоящему ощущаешь всю мощь дикой природы! Вдоволь накупавшись, мы довольные и уставшие вернулись в наш отель — дойти бы до кровати — завтра подъем ни свет ни заря. Нас ждет Ангкор.
Схема храмов Ангкора. Схематично показан наш маршрут
К храмовому комплексу мы приехали на рассвете, и первый мой кадр — восход солнца с мостика через канал около Южных ворот Ангкор Тхома. Осмотр храмового комплекса мы делали в такой последовательности: Ангкор Тхом и Байон, затем храм Такео, потом Та Пром и в завершении экскурсии Ангкор Ват (см. карту-схему). Этот маршрут придумал Максим специально, чтобы мы разошлись с туристскими группами и не гуляли с толпой; его задумка удалась. Конечно, правильнее было бы сперва посетить Анког Ват (1113–50 гг.), зайдя в него с западного главного входа, а завершить осмотр храмом Байон более поздней постройки (1200 г.) — именно так обычно и построены экскурсии.
Луи Делапорт. Гравюра Ангкор Вата, 1880 г.
Размеры всего храмового комплекса поражают воображение: 24 км с запада на восток и 8 км с севера на юг, общая площадь – около 200 км². Ангкор был обнаружен совершенно случайно: после столетий забвения, в 1860 г., храмовый комплекс открыл французский натуралист Анри Муо, который заблудился в джунглях и случайно наткнулся на величественные развалины посреди джунглей. Однако широкая европейская публика узнала о городе-храме благодаря другому французу, художнику, архитектору и исследователю Луи Делапорту (Louis Delaporte). В 1880 г. по завершению своей поездки он написал книгу «Путешествие исследователей в Индокитай», в которой подробно с гравюрами и схемами рассказал про храмы Камбоджи.
Для посещения храмого комплекса нужно приобрести входные билеты в виде таких вот бейджиков с фотографиями. Европейцы для местного населения все на одно лицо, а благодаря фотографии можно узнать, что я — это я, а не Роберт Дауни-младший :-)
“Ангкор Тхом” означает "Большой Город", можно перевести и как “Великая Столица”, — главный город храмового комплекса, который был столицей королевства Джайявармана VII. Его строительство велось 40 лет и было полностью завершено примерно к 1200 году. Именно в Ангкор Тхоме наиболее ярко раскрыта сложная система градостроительства, основанная на точной симметрии и расположению по сторонам света, здесь почти нет круглых линий, все квадратно-прямоугольное, правильной формы.
Дорога к храму носит название “Дорога гигантов”. Слева расположены скульптуры 54 обитателей подземного царства — асуры, а справа 54 небожителя — дэвы. Асуры имеют квадратные тела и устрашающий вид благодаря огромным глазам в виде шаров; дэвы, напротив, полны умиротворения и силы. И справа и слева гиганты тянут нагу — мифическую змею, воспроизводя любимый кхмерами миф о взбивании молочного моря “Пахтание Океана”, говорящий о сотворении мира. Мы подходим к Большому Городу с юга, а дорог в город всего 5 (с восточной стороны в город два входа), и каждая ведет через мост, которые оформлены одинаково, внося небольшую путаницу, так как кажется, что ты тут уже недавно был.
Добродушные дэвы
Устрашающие Асуры
Рассвет
В центре Ангкор Тхома расположен храм Байон, который представляет собой трехуровневое здание с размером основания 140x160 м. Отличительная особенность башен храма Байон — на каждой стороне всех башен изображено лицо бодхисваттвы Локешвары. Некоторые исследователи утверждают, что это изображен правитель Джайяварман VII. Башни расположены на разных уровнях и имеют разную высоту, поэтому складывается впечатление, что эти лица постоянно смотрят на тебя, откуда не посмотри. Высота лиц около 2 м, все они очень мило полу-улыбаются, то ли загадочно, то ли снисходительно. Глядя на эти лица и прогуливаясь между ними и правда постоянно ощущаешь на себе чей-то взгляд, как будто Большой Брат наблюдает за тобой; видимо, именно такого эффекта и добивались архитекторы, что у них отлично получилось.
Каждое из четырех лиц представляет одно из положений солнца в его движении по небосводу. Этот храм просто рай для фотографа: одно лицо всегда освещено солнцем, другое — наполовину в тени, третье лицо полностью в тени, а четвертое частично освещено отблеском первого, и так день за днем, секунда за секундой, уже более 800 лет... На первом и втором уровне храма сохранились уникальные барельефы тонкой работы: кхмерские мастера запечатлели на барельефах сцены битвы и мирной жизни. Здесь, как и в других храмах Камбоджи, часто можно увидеть сюжеты из национального танца «Апсара», который наравне с Ангкором является визитной карточкой этой страны.
Апсары танцуют на лотосах. Почему на одних рельефах две, а на других три, так и осталось загадкой |
---|
Вот они, завораживающие лики
С Террасы Слонов кхмерские короли наблюдали церемонии на главной площади Ангкор Тхома, находящейся перед дворцом. Эта терраса шириной 300 метров является ещё одним свидетельством величия, которого некогда достигла кхмерская империя в том числе благодаря и великолепной армии боевых слонов, поэтому король Джайяварман VII и построил эту террасу. Здесь он проводил смотр своей армии с хоботами и бивнями, тут же обычно проходили военные парады и шествия. Террасу слонов украшают не только рельефы слонов и моменты сражений на слонах, здесь можно найти какие-то сцены из жизни, здесь есть и Гаруды (мифическое создание с головой и крыльями орла и туловищем человека), и пятиглавые лошади, и еще какие-то рельефы, от чего глаза просто разбегаются.
Терраса Слонов. Центральная часть
Терраса Слонов. Рельеф со слонами
Терраса Слонов. Гаруды поддерживают карниз
Рядом с Террасой Слонов расположена другая терраса, которая называется Терраса Прокаженного короля, а еще чуть дальше спуск в лабиринт “Тысяча красавиц”, в котором и правда все стены украшены женскими фигурами с пышными формами, а количество их просто поражает! Находясь тут, понимаешь, что у древних кхмеров не было никакой возможности как-то автоматизировать процесс изготовления камней с рельефами фигурок (наподобие современных 3D-принтеров) — фигурки поразительно похожи одна на другую, но при этом они разные! И каждая является результатом кропотливого труда древнего мастера... Невозможно не восхищаться мастерством этих людей, интересно, оценил ли кто-то при жизни их труд?
Вид на лабиринт "Тысяча красавиц"
Такео – одна из самых больших и высоких построек в стиле храм-гора, его строительство шло параллельно со строительством основных храмов (Байон и Ангкор Ват), однако так и не было закончено. Видимо, все силы были брошены на другие проекты, но если бы храм Такео был бы построен до конца, то это был бы один из самых высоких и красивых храмов в Ангкоре. Максимальная высота храма Такео — 32 м. Храм производит впечатление чистоты и свежести из-за отсуствия художественного оформления. Большая часть верхей платформы занята башнями, к которым ведут о-о-о-чень крутые ступени.
Эта юная леди согласилась немного попозировать. Для этого пришлось купить у нее альбом с открытками
У меня и сейчас голова кружится, когда смотрю на это фото. Нас снимает бесстрашный Максим
Непроходимые джунгли
Некоторые храмы Ангкора, например храм Та Пром, удалось обнаружить только в 1920-х годах, с применением авиации. Огромные баньяновые деревья за несколько столетий забвения настолько сильно оплели каменные строения своими корнями, похожими на тонкие нити, что для того чтобы освободить памятник от зарослей, нужно полностью, по кирпичику, разобрать его, чтобы потом в том же порядке собрать заново. Именно таким образом возвращены к жизни многие кхмерские сооружения, но иногда плиты очень прочно соединены между собой, а деревья накрепко вплелись в строения, да и сами почти превратились в камень, — разобрать и собрать обратно памятник не уничтожив его просто невозможно. Именно так дело обстоит с храмом Та Пром — его пока решено так и оставить в зарослях, что особенно поражает туристов. В фильме Лара Крофт ходит по этому храму, мы тоже нашли это место и сфотографировались около огромных корней.
Два скриншота — кадры из фильма Лара Крофт. Расхитительница гробниц |
---|
Плакат явно не свежий, краски выцвели :-) Но реставрация — дело полезное
Именно в храме Та Пром сегодня идут активные восстановительные работы, висят плакаты в стиле было-стало. Недалеко я заметил огромное количество пронумерованных и аккуратно сложенных каменных глыб — скоро реставраторы соберут по кирпичику очередной храм, что не может не радовать.
Все пронумеровано и запротоколировано
Этот храмовый комплекс меньше по размеру, чем Ангкор Тхом, да и построен он был раньше, в годы царствование короля Сурьявармана II (1113–1152). Ангкор Ват в переводе означает «город-храм», — крупнейшее сооружение из всех сохранившихся на территории Камбоджи и один из самых грандиозных храмовых комплексов в мире — по праву считается вершиной кхмерского зодчества. Протяженность стен 1500×1300 м, главный вход расположен на западной стене, а не на восточной, как в большинстве кхмерских храмов.
Знакомство с комплексом Ангкор Ват завершало нашу экскурсию: от всего увиденного в этот день, от бесконечных развалин, храмов, скульптур, лестниц, башен, камней, деревьев просто кружилась голова; мы изрядно устали и проголодались. Мы не стали обходить храм вокруг, а вошли в него с восточной стороны, чтобы осмотрев его, вернуться к машине, сделав таким образом полный круг.
Конечно, как я уже говорил, в Ангкор Ват входить следует с запада, и в этом есть тайная и очень важная задумка старинных архитекторов. При подходе к храму силуэты башен едва видны, путник оказывается на широкой (12 м в ширину) дороге длиной 350 м, выложенной прямоугольными песчаными плитами, обрамленной балюстрадой наг, закрепленных на небольших столбиках. По этой дороге во время пышных церемоний проходила королевская свита, придворные красавицы, музыканты, колесницы, принцы на слонах, и, наконец, на самом большом боевом слоне сам король со сверкающим мечом в руке. Дорога все время немного поднимается в гору, по мере приближения к храму он все больше и больше открывается взору, и если миновать главные ворота, неожиданно предстает во всей своей красе.
Терраса Ангкор Вата очень большая, она находится на одном уровне с галереей первого этажа. Здесь король принимал важных гостей, вся многочисленная свита обычно обходила храм вокруг по часовой стрелке, что называется “прадакшин”.
При входе в храм удивляет его маленькое внутреннее пространство. Европейцы привыкли к огромным высоченным храмам, где человек чувствует себя букашкой, здесь же внутри места совсем мало — в основном галереи, внутренние дворики, стены и колонны, что вполне объяснимо тем фактом, что азиаты большое время проводят на открытом воздухе.
На каждом из окон по задумке архитекторов семь ажурных колонн, которые не только украшают оконные проемы, но и загораживают от яркого солнца. Однако многие из этих колонн разрушены, их части заботливо сложены рядом с храмом и ждут часа своей реставрации. Почему некоторые окна как окна — отверстие в стене наружу, а некоторые окна являются фальшивыми, я так и не понял.
Ну, да. Не очень-то и заботливо они сложены...
Но вот что поражает еще больше, так это бесконечная гравировка на стенах — нет ни одного чистого места, все покрыто рельефной резьбой. На первом этаже находится галерея с ее знаменитыми рельефами: 4 панно длиной по 49 м и еще 4 панно длиной по 100 м, что вместе образует стены, покрытие рисунками площадью около 1200 м2. Рельеф в кхмерском искусстве — важный элемент рассказа. Можно сказать, что только благодаря этим рельефам мы сегодня знаем о жизни и могуществе древней цивилизации кхмеров, так как до наших дней дошли только рассказы в картинках на стенах. На них все — и мирная жизнь простых рабочих во время работы и отдыха, и кровавые военные баталии, и религиозные сюжеты, и просто орнаменты и узоры. В одном месте изображен и сам король Сурьяварман II на слоне во главе своего войска. Так как над этими произведениями искусства трудились многие и многие художники, хорошо видны разные стили и разная степень детализации, проработанность деталей рельефа.
Рельефы как бронзовые
Как правило древний кхмерский храм был разделен на уровни, и простым смертным разрешалось заходить только на первый этаж, уровни выше могли посещать только знать и жрецы. Поэтому на первом этаже изображения на стенах в галерее были близки и понятны простому люду — древние кхмеры любовно проводили руками по рельефам, ощущая силу и мощь богов и своих героев, от их многочисленных прикосновений сегодня рельефы кажутся отлитыми из бронзы.
Наверх!
В Ангкор Вате интересно устроена система крестообразных галерей и внутренних двориков, которые связывают воедино все части храма. Внутренние дворики в сезон дождей наполнялись водой и служили бассейнами, в засушливое время года там устраивались местные дискотеки — танцовщицы двигались по площадке дворика, вокруг их окружали стены галерей, украшенные улыбающимися апсарами. Есть предание, что этих несчастных танцовщиц с детства держали в темных помещениях, чтобы кожа у них была белая-белая.
В древнее время храмы украшали не только резьбой по темно-серому камню, вся эта красота еще подчеркивалась цветом, а купола башен были позолоченные. Если включить воображения, можно представить себе, насколько красив и величествен 800 лет назад был только что построенный и украшенный храм!
Пять башен храма традиционно напоминают бутоны лотоса, к ним ведут 12 лестниц с наклоном 70°. От высоты 38 степеней и угла наклона лестницы кружится голова. Центральная башня от основания третьего этажа имеет высоту 42 м, высота всего храма 65 м, при этом все подчинено точной магии чисел: первый этаж — 6 м, галерея второго этажа — 13 м (6+7), центральная башня 42 м = 6*7. Поднявшись на самый верх, можно воочию оценить всю мощь храмового комплекса Ангкор Ват. Считается что все памятники, созданные до Ангкор Вата, являлись лишь базой, репетицией, подготовительной работой перед постройкой этого по истине уникального сооружения.
Вот тот самый внутренний дворик с бассейном
Вот это — главная дорога к храму. Мы, однако, двигаемся по ней от храма
Два скриншота — кадры из фильма Лара Крофт. Расхитительница гробниц |
---|
Я вспоминал кадры из фильма «Лара Крофт. Расхитительница гробниц» и никак не мог понять, откуда они снимали кадр с лодками, что на левом скриншоте? Оказалось, что ради этих кадров создатели фильма каким-то образом залили водой пространства вокруг дороги к храму, на фотографии выше это пространтство справа от дороги.
То. о чем я говорил выше: башен храма отсюда не видно
Домой!
Комментарии посетителей | |
---|---|
1) Натали : 12 мая 2012 г. | |
нтересная познавательная статья и фото красивые) ни разу не была в этой стране, как сильно у них отличается культура. | |
2) Fotodog : 24 мая 2012 г. | |
Интересно читается, хорошие фото. Спасибо! | |
3) владиМИR : 30 мая 2012 г. | |
Очень интересное путешествие,вернее день рождения!! Поздравляю! | |
4) Александр (Гость клуба) : 25 августа 2012 г. | |
Очень качественная и профессиональная статья с отличными фотографиями! Это нужно в журнал "Вокруг света" | |
5) Гуцунаева Ирина (Гость клуба) : 14 января 2013 г. | |
Я сегодня (старый-новый год 2013) случайно(?!) попала по запросу на эту страничку. Просто искала родственников по Интернету. Не очень обстоятельно и вдумчиво просмотрела сайт. Была поражена столь замечательному отдыху. Боюсь выразить свои впечатления - не хватает просто слов, одни эмоции. Это восхитительно. Знаю по-себе, ещё больше впечатлений, оставшихся навсегда в памяти, потому, как не выразить запах, оттенки, само состояние души. И это всё с семьёй и в день рождения. Поздравляю с удачей. Спасибо за счастливые минуты. Ирина. | |
6) Анатолий (Гость клуба) : 21 июля 2013 г. | |
Вау я просто в шоке! Очень понравился ваш отзыв Просто супер впечатления Очень захотелось туда Впечатлили фотографии и их объем Судя по всему это лишь малая часть Расскажите про маршрут пожалуйста! Как спланировать правильно, ну или пройти вашими стопами. На форумах какую то ерунду пишут. На фото у людей много людей обычно, у вас же их мало. Как так? Вы были не в сезон или тропами ходили секретными? Спасибо заранее! --- Анатолий, спасибо за добрые слова! Организатор отдыха – Максим, если надумаете ехать, я скину вам на почту его координаты. Обращайтесь прямо к нему. По поводу людей и фото – прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, можно немного подумать над кадром. Я стараюсь, но не всегда получается :-) | |
7) Мария (Гость клуба) : 30 сентября 2013 г. | |
Добрый день!шикарное путешествие!напишите пожалуйста контакты вашего гида на электронную почту marnaza@mail.ru. Хочу с ним связаться.Заранее спасибо! | |
8) Ирина (Гость клуба) : 06 марта 2015 г. | |
Супер путешествие! Сразу вспомнили и свой отдых в Камбодже Правда мы ездили от Библио глобус Если на фото с бананами это Максим То он был у нас гидом Остались очень им довольны Еще раз спасибо за позитив! |