Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: Али Джаббаров  
  • Название статьи: Азербайджан в диалоге восточно-западной культуры нашей эпохи
  • Дата добавления статьи: 04 июня 2023 года
  • Страна: Флаг страны АзербайджанАзербайджан
  • Статья опубликована: Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». Выпуск 43(11) — СПб.: «Невский Фонд», 2007. — 182 с. Все права защищены. На сайте публикуется с разрешения правообладателя.
  • Copyright: © Али Джаббаров, Мамед Рзаев (Нахчыванский Государственный Университет, Азербайджанская Республика)

Азербайджан в диалоге восточно-западной культуры нашей эпохи

Али Джабаров Мамед Рзаев
Али Джабаров, действительный член МТА, Нахчыванский государственный университет, Азербайджан Мамед Рзаев, доктор фил. наук, профессор, Нахчыванский государственный университет, Азербайджан

История – это следы людей, создавших ее, в культуре человечества. Порой эти следы настолько глубоки, что мы можем их не только изучать, даже можем видеть и чувствовать их политические, экономические, социально-культурные проявления в современной жизни. По этим следам мы осознаем, что события, происходящие в современном мире, относятся не только к настоящей эпохе, но и являются продуктом общечеловеческих отношений, оставленным нам от древнейших культур.

Азербайджан

А порой мы обвиняем себя как субъект отличающихся друг от друга рассуждений, в том, что не смогли осознать свое место в этой культуре. На самом деле, современный человек, обладающий инстинктом чувств и довольный знакомой ему культурной средой, стремится ознакомиться с образом жизни, традициями, уровнем экономического и социального развития людей, живущих на другой стороне холма. И это, по нашему мнению, говорит о том, что все люди связаны единой нитью, их жизнедеятельность связана с созданием культуры.

Оценка, данная развитию культуры, есть показатель, определяющий общее развитие отдельных стран в современном мире. XXI в. – это такая реальность, что сейчас, говоря о какой-либо стране, за основу больше берутся такие качества, как долголетие граждан, условия проведения их выходных и часов досуга, популярные социально-культурные объекты, природно-исторические и культурные богатства, обеспечение безопасности путешествующих в страну, гостеприимство в отношении туристов и др., нежели такие постиндустриальные показатели, как число заводов и фабрик, атомных электростанций, длина железных дорог и величина кораблей и др.

На самом деле, это одно из проявлений гуманизма общества, с углублением достижений научно-технического процесса повышение его интереса и историко-ностальгических чувств к далекому прошлому, первоначальной природе.

В таких условиях такая динамическая трансформация людей в социально-культурную жизнь непосредственно зависит от общественно-политической деятельности авангардных групп общества, отдельных известных личностей и лидеров и созданных ими культурных ценностей.

Оценка культурного развития не только в социально-экономическом смысле, а также с точки зрения географического пространства и стратегических позиций исторически является наиболее актуальной. Поэтому изучение, объективный анализ сложных явлений, происходящих в обществе, и нужные результаты — дают возможность установки времени, ведущие обратный отсчет времени для решения незаконченных проблем, которые в современную эпоху превратились в бич всего человечества. В реальности, развивающиеся и продолжающиеся развиваться западно-восточные отношения, тенденции сближения людей друг с другом, превратившиеся в глобальный караван эпохи и в то же время справедливую и несправедливую борьбу сторонников антиглобализации, может отчетливо наблюдать каждый современный человек.

Конечно, все это мы вовсе не открываем впервые. Если заглянуть в прошлое, в историю античности, то в сознании у нас встанут различные походы, временем изменившиеся формы борьбы империй, далеко не являющихся вечными в борьбе за господство, но чувства веры в человеческий разум, гуманизм, мир и любовь, которые перекинули мосты, являются бессмертными. Поэтому в эпоху космического туризма люди с передовыми взглядами должны верить в эту реальность и для будущего своего думать о необходимости борьбы не с антропогенными, а с природными факторами. А это, по нашему мнению, независимо от территории проживания, уровня экономического развития и принадлежности к какой-либо нации, с точки зрения обмена достижениями культуры возможно при сближении людей, ибо культура в отличие от всех богатств, свойственных человеку, при распределении не уменьшалась бы, а наоборот еще больше углублялась бы.

Такой подход, казавшийся когда-то опасным, способный вновь покатиться к космополитизму, считается маловероятным, ибо защита культурной личности не может способствовать чуждости и таким ультраотличительным социальным распадам, также распределение культурных ценностей в гуманитарных целях не может создать никакого орудия эксплуатации.

С другой стороны, это важно потому, что культурное сближение снимает напряжение, которое аккумулировалось из определенных экономических, социальных и политических отношений, следовательно, и таким образом, еще больше расширяет ареал отношений. Поэтому в современном мире люди при выборе этого пути, еще больше осознавая выпавшие на их долю обязательства, должны проявить волю.

Сегодня Азербайджанская Республика, превратившаяся в надежное звено цепи отношений, возникших между Западом и Востоком в сфере культуры, экономики и безопасности, имеющая геостратегическое положение, экономический и культурный потенциал развития, несет большую ответственность в культурных диалогах.

Конечно, все это вовсе не придумано нами. Своими богатствами, численностью и занятостью населения, своим вкладом в мировую культуру, борьбой против захватчиков Азербайджан всегда был в центре внимания не только Южного Кавказа, а также Ближнего и Среднего Востока.

Создание Демократической Республики в начале XX в. (в 1918–1920 гг.) в Азербайджане — впервые на Востоке — и сейчас вызывает чувство гордости у всех азербайджанцев. В поражении фашизма во Второй мировой войне доля достойных азербайджанских сыновей и дочерей такова, какова и доля азербайджанской нефти.

Есть много общих ценностей, которые Азербайджан может делить со странами мира. Эти ценности возникли не сами по себе, это результат культурных отношений, созданных между ближними и дальними соседями на протяжении исторического развития.

Наряду с этим, многонациональность Азербайджана, нефтяной фактор и пересекающиеся интересы супердержав – основные факторы, формирующие представление о нашем независимом государстве.

Образ жизни граждан современного Азербайджана, толерантное отношение их ко всем нациям, языкам и религиям являлись достойным ответом тем, кто всегда ставил друг против друга западную и восточную культуру. Это можно увидеть не только в том, что азербайджанское общество, его интеллигенция в дореволюционный период и при Советской власти бесконфликтно принимали положительные элементы обеих культур, а также как независимое государство, создавшее за короткий срок взаимоотношения с политическими и деловыми представителями культуры ближних и дальних стран.

По нашему мнению, в диалоге культур одним из основных ключевых вопросов является то, насколько люди верят в друг друга. В свою очередь, в сравнении с союзами, построенными на материальных интересах, больше можно верить в искренность объединений, построенных на нравственных началах. К этой мысли приводят процессы в Европейском Сообществе, которое является наиболее крупной точкой пересечения торговых интересов и международного движения капитала. Несмотря на то, что сейчас между этими странами физические границы, можно сказать, ликвидированы, но виртуальные стены между культурами создают препятствия примыканию к этому союзу нового игрока (например, Турции). А это ставит под сомнение отношения к нам в будущем. Такое взаимное недоверие и отдаление противостоит основной идее глобализации и рано или поздно приведет к трещине в стенах нашего общего дома, созданного за счет большого усилия.

В отличие от сугубо политических, экономических и военных отношений сотрудничества, создание при культурном диалоге какой-либо зоны буфера или его использование в своих целях не принесет пользы никому. Неужели то, что народы, отчаявшись от политических интриг между странами, взяв за «предлог» свое историко-культурное прошлое, вновь протянут друг другу руку, должно произойти за чей-то счет?

Как позитивное доказательство этого, несмотря на далеко недружественные политические отношения, существующие в наши дни между некоторыми странами, можно показать обмен туризмом, который является одним из видов культурных отношений между ними. С этой точки зрения осознанная вера, ее укрепление национальным самосознанием и другими общечеловеческими качествами являются реальностью азербайджанского общества современной эпохи. Безусловно, достичь этой точки нам было не легко. Только в течении XX в. и за последующие годы исторические события, запечатленные в памяти простого азербайджанца, являлись факторами, окрашивающими его взгляды на гуманизм. А реальный гуманизм, не изолируя личность от общества, создается осознанием им всего мира, его красоты и существования. С этой точки зрения, если нас знают как члена замкнутой Восточной системы и адекватно преподносят, тогда ваши взгляды на гуманизм подвергаются сомнению, и вместо реальных истин о народе создается поверхностное представление. Жаль, что иногда подобное случается и в отношении к нам. Поэтому задача, стоящая перед нами, донести всему миру правду о наших культурных достижениях.

Современное азербайджанское общество характеризуется коренными трансформациями измерения, происходящими в экономической, социальной, культурной сферах жизни, что формируют новый тип граждан нашей страны, их взгляды на жизнь и будущее. Уже сейчас вместо азербайджанца, автоматически выполняющего приказы и указания пятилетнего плана экономики в недалеком прошлом, вы везде можете увидеть нового гражданина свободного Азербайджана, который самостоятельно устраивает свою жизнь и жизнь своего народа. Здесь, несомненно, надо отметить тенденции, обусловленные общественно-экономическими процессами, свойственными бывшим союзным республикам, и исходящие от общего образа жизни, которые десятилетиями будут влиять на их поведение. Национальное самосознание и свободные предпринимательские чувства, пришедшие на смену тоталитарной пролетарской идеологии, приводят к таким явлениям, как отказ от ряда положительных традиций нашего общества, отчуждение и неподготовленное приспособление к чужим культурам, которые трудно прогнозировать, и это заставляют нас серьезно задуматься.

То, что ослаблением волны экономического кризиса и повышением материального благосостояния имеющие свободу выбора люди отдают предпочтение уже не материальным, а духовным ценностям, нужно считать естественным. Если мы видим кого-то, стремящегося импортировать в нашу страну заокеанскую культуру как авангардную, может быть оценено как отказ от ценностей, созданных совместно со своими соседями на протяжении веков.

Несмотря на то, что они «другие», демократичные и «хорошие», не надо забывать, что в любом утонченном деле поведения заинтересованных личной властью «боссов», обоснованные конкретными ценностями, могут измениться в любой момент, особенно в отношении к Востоку. К сожалению, у нас сегодня достаточно много архитекторов по таким характерным фасадам. Наряду с этим, со временем превращением культуроносителя из объекта в субъект могут изменяться взаимные роли. Это обусловлено историческими возможностями, также экономическим, социальным и культурным развитием страны. А победитель соревнования по созданию новой всемирной идеи, в которой нуждается глобальный мир, в конечном счете оказывается на диктующей стороне в межкультурном диалоге.

Однако, по нашему мнению, для того, чтобы иметь такую привилегию в межкультурном диалоге, недостаточно лишь быть экономически развитым или просто сильной стороной. Если было бы так, то на протяжении истории не было бы упорств против военных агрессий и революций, порожденных напряженностью, возникшей с ростом капитала. Каким бы превентивным мероприятием не прикрывался каждый культуроразрушающий акт, в конечном счете, он встречается с таким же сожалением, кто бы его ни породил. Например, временно находясь в чужой для себя стране, необычной обстановке, однако, вовсе не являясь туристами, американские солдаты своей «миссией» в Багдаде безуспешно препятствуют межкультурному диалогу, в чем сами они теперь признаются.

К сожалению, эти и тому подобные проблемы не обошли и нас. Как бывшая территория СССР Азербайджан на протяжении веков сталкивался с радикальным сепаратизмом и терроризмом. Созданные на этой географической местности нашими совместными усилиями культурные отношения все равно отодвигаются назад на десятилетия, на фоне глобальных отношений, углубляющихся между Западом и Востоком. Если не быть ультраидеалистом, то можно утверждать, что мы, таким путем добровольно отказываясь от наших общих ценностей, выдвигаем проект, который никогда не сможем реализовать. А это происходит в такое время, когда судьба мира зависит не от воли одного человека, а даже от ошибки какого-то компьютера.

Однако давайте не будем сразу принимать такие пессимистические решения типа «пришел конец света». Если, с одной стороны, мы видим, что террористы, полные ненависти к людям и нациям, в одночасье уничтожают невинных людей, а с другой стороны, семейные путешествия людей, познакомившихся посредством Интернета, в туристскую дестинацию, не означает ли это победу добра над злом? С этих соображений наш выбор несбалансированный, даже поверив в агрессивные силы, несерьезно верить в них как в будущее наших спасителей.

С этой точки зрения сегодняшний Азербайджан имеет успехи и проблемы. Если сразу после распада СССР даже сейчас имеющая место в некоторых постсоветских республиках продолжающаяся проблема отсутствия ориентации стратегической внутренней и внешней политики в те времена разделила азербайджанское общество на несколько полюсов, то сегодня Азербайджан, благодаря большим заслугам харизматического лидера ХХ в. Гейдара Алиева, являясь страной-лидером Южно-Кавказского региона, хорошо понимает эту ответственность и старается максимум воспользоваться этим положением в деле прогресса мира.

Интенсивные контакты на протяжении истории привели к тому, что наш Кавказский регион долгое время был территорией, распространяющей авангардные идеи. Это, в основном, объясняется уровнем внутренней готовности к изменениям, а точнее, неконсервативными стремлениями в культурную интеграцию. Именно эти стремления на протяжении истории должны считаться факторами, определяющими наш вектор развития.

Жизнь гражданина независимой страны оказывает свое влияние на образ жизни каждого азербайджанца, формирование его личности. Кто-то эту выгоду видит во время путешествия за границу, представляя своим паспортом страну и язык, кто-то на стадионах Олимпийских игр, поднимая азербайджанский флаг, а кто-то, заплатив азербайджанским манатом за купленый хлеб. В результате азербайджанцы, размещенные на разных континентах от Канады до Камчатки, сейчас все больше чувствуют, что своя страна является их Родиной. Портрет вступающего в третье тысячелетие, азербайджанца, известного в нефтяной сфере как талантливый бизнесмен, можно изобразить набросками, выражающими любовь к Родине, родителям, жене и детям, почтительность к хлебу и гостям. Может быть, последний слог «джан» (душа) в названии нашей страны или словечки жизнь, любовь и красота во многих азербайджанских именах являются историческим выражением эволюции уважения. Если сюда добавить стремление простого азербайджанца —мужчины к бизнесу, женщины к красоте, а юноши к новаторству, то вы увидите, что знакомый вам смуглый азербайджанец — один из членов вашей семьи, и никогда он не жил и не будет жить в стороне от этого красивого мира.

В Азербайджане много красот и привлекательных достопримечательностей. Историко-культурные богатства на Шелковом пути — неотъемлемая часть мировой культуры. С точки зрения восточно-западных отношений и реальностей Азербайджана в современную эпоху с этими богатствами необходимо ознакомить весь мир.

Азербайджан как развивающаяся страна региона является не только энергетическим коридором Южного Кавказа, а также представляет широкие возможности в межкультурном диалоге. А расширение этого диалога ради нашей страны и прогрессивного мира не только наше дело, но и каждого, кто хочет с нами сотрудничать. Все народы региона на протяжении истории хорошо помнят сумрачные «восточные ночи», а также холодные «северные ветры».

С этой точки зрения, одной из наиболее актуальных задач современной эпохи считаем восстановление экономических и культурных отношений, которые, начиная с 1990 г. начали постепенно ослабевать между постсоветскими республиками, максимальное использование исторического соседства наших народов. С этих соображений, хотелось бы нам верить, что мы еще раз увидим достижения наших сограждан в образовании, культуре, здравоохранении, спорте и в других сферах социально-экономической жизни. Если в ту эпоху о наших делах узнавали только по знаку «Серп и молот», сегодня созданы исторические возможности преподнести миру своих детей под своими же именами.

У нас нет стремления в изоляции хранить свою культуру или только пользоваться ее плодами, так же как мы не готовы жить без Аллаха. Может быть, когда-то человечество, разорвав проклятые цепи политики, сможет самостоятельно примкнуть к каравану культуры. Эта долговечность может выглядеть нереальной, однако для ближних соседей, а также для региона это важный и единственный путь. Об этом говорит даже логика: если один народ не любит своего соседа, тогда ему делать нечего на этом свете? Если этот ультралиберальный сценарий культурного развития, не служащий интересам только третьего, кому-то не ясен, но фильм, снятый на его основе, может стать успешным произведением, собравшим всех вместе.

Пусть в этом наши друзья не сомневаются. Но если мы сами добровольно отказываемся от идеи спасения, в таком случае мы уничтожаем маяк – культуру, освещающий нам путь в сумерках истории. На самом деле среди нас достаточно людей, нуждающихся в этом. И сейчас эти люди, которых не может остановить никакая святость, ради денег, земли, нефти и др. готовы уничтожить тысячи мирных людей.

А мы от своего имени говорим, если эти люди, независимо от того, с Востока они или с Запада, представляют зло, мы на стороне добра, на вашей стороне.

* * *

Статья опубликована: Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». Выпуск 43(11) — СПб.: «Невский Фонд», 2007. — 182 с. Все права защищены. На сайте публикуется с разрешения правообладателя.

Свободная фотография в статье с сайта unsplash.com.