Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Цикл «Города». Германия. Бавария
Нюрнберг — безумно красивый древний город Германии |
Что вы знаете, мой друг, о Нюрнберге? И не отвечайте, ибо ничего, кроме того, что там состоялся процесс над фашистскими преступниками. Но местный гид сказал нам: мы, конечно, можем отвезти вас на экскурсию в зал №600 Земского суда, но уж лучше посетить наш «Музей мира», а еще лучше — потратить основное время на пешеходную прогулку. Мы послушались и ничуть не пожалели.
Оказалось, что Нюрнберг — безумно красивый древний город Германии, которому уже исполнилось 950 лет, по количеству и изяществу фонтанов не уступает швейцарскому Цюриху. На нас произвели впечатление местные прекрасные фонтаны: «Человечек с гусем», «Брачная карусель», «Кентавр», «Райский». Самый большой — «Прекрасный фонтан» на главной рыночной площади. Этот трубчатый артезианский колодец построен в XIV веке, в фонтан входит каменная пирамида, украшенная 40 фигурками.
Конечно, по Нюрнбергу неплохо было бы проехаться на специальном туристском поезде с панорамными окнами или на старинном трамвае для туристов, но зато мы вблизи увидели крепостные средневековые сооружения и крепостную стену, сохранившуюся, говорят, на протяжении пяти километров в Старом городе. Мы с трудом поверили. Рим гордится кусочками стен, а тут целых пять километров! Я лихорадочно пыталась заправить пленкой свой фотоаппарат, увековечить со смотровой площадки старые замки.
...а фотоаппарат все капризничал, скрипел и почти ничего не оставил мне на память! |
Поближе нам удалось посмотреть два — Императорский с музеем и Тухерский замок в центре. Долго любовались мы сверху совершенно необычными древними домами, сарайчиками, закутками узких улочек, крышами, а фотоаппарат все капризничал, скрипел и почти ничего не оставил мне на память. А еще мы были в музее самого знаменитого человека города — художника XVI века Альбрехта Дюрера, картин которого до этого видеть не доводилось. Вообще в Нюрнберге музеев полно. Есть, наверное, единственный музей голубей с 40 тысячами экспонатов, музей игрушек, а вот такие музеи существуют в разных городах и местечках Германии.
Из культовых сооружений запомнилась, ныне лютеранская, церковь Святого Себальда с его величественной гробницей и готическими украшениями XI века. Любопытно, что там я купила зонтик с изображением и церкви, и святого.
И вдруг дождь полил стеной. Я помчалась смотреть самостоятельно центральную улочку и через минуту в дорогущем специализированном магазине уже покупала новые ценные экспонаты для моего кошачьего музея. Полотенца, кружки, передники стоили бешеных евро и на всем был один и тот же серийный рисунок. Видела ли я Нюрнберг? Да я рыдала мысленно про себя, как когда-то в бельгийском Брюгге, что не успеваю увидеть даже главное.
Немного доплатив за посещение по пути бывшей столицы ФРГ — Бонна, сомневаясь, что вряд ли мы найдем его в каком-то ином маршруте по Германии, мы успели только сфотографировать дом-музей Бетховена. Я купила пару открыток и карандаши с его портретом. Между тем посещение этого музея для меня могло стать невероятной удачей, ведь именно у меня дома коллекция пластинок Бетховена с давних времен, именно я рисую музыку Бетховена или свое настроение с Бетховеном. Но нас уже ждал экскурсовод для обзорной экскурсии. Бросилось в глаза, что город — невероятно зеленый. Администрация, имевшая средства на что угодно, в том числе и на декоративное озеленение, превратила улицы в уютные естественные скверы с небольшими бассейнами, фонтанчиками, горками. Не изобилие цветов, а изобилие зеленого свежего цвета и ощущение в большом городе настоящей деревенской лужайки. На это стоит полюбоваться.
Утешает одно: пути-дороги непременно снова меня приведут и в Нюрнберг, и в Бонн, и, конечно, в очень полюбившийся маленький Бамберг, в котором живут состоятельные люди, не желающие никоим образом стирать старину со своих улиц. Здесь и гараж — такая картинка из прошлого, что простоишь пять минут в раздумьях: эх, умеют же строить некоторые!
Особая прелесть — это привычка украшать здания плющами |
Утром, до завтрака, я вышла из своего невероятно красивого одноместного номера — с огромным круглым зеркалом в уникальной раме — и пошла побродить по городку. Улица была очень узкой, постоянно петляла, а каждый одноэтажный домик будто соревновался с рядом стоящим: ты хорош, а я еще лучше. Менялись цвет, формы, наличники, воротца, но непременно выпячивалась индивидуальность, единственность строения, причем, кажется, исключительно за счет авторского проекта.
Вполне возможно, что в Бамберге испокон веков все жители прирожденные архитекторы и дизайнеры. А еще у каждого особнячка на набережной реки, буквально через дорогу, свой кусочек сада, где живут гномы с эльфами, стоят кресла-качалки, какие-то игрушечные колодцы. Грядок не наблюдается, а вот цветов море. Вот что заметно: деревья и кустарники в Германии и особенно в Баварии скорее похожи на итальянскую или крымскую растительность. Многие растения я видела впервые в жизни: какие-то вислые березы, цветущие розовато-сиреневым цветом деревья.
Особая прелесть — это привычка украшать здания плющами. Во многих городах с XII–III вв. строят для одиноких и стариков богадельни с маленькими домиками. На улочки богаделен, а часто это целые городки со своим особым миром и, конечно, кирхой, выходят обвитые плющом дома, а во внутренних двориках стоят столики, кресла и много цветников. И еще бросаются в глаза лоджии во дворах. Они шире наших раза в два и на всех кадки с вечнозелеными растениями, висит множество кашпо с цветами, а за плетеным столиком попивает чаек семейная пара.
Принято ставить во дворах небольшие статуи местных святых — покровителей города |
Что касается дворов больших городов, то, например, в Кельне дворы — особая прелесть, и наш гид проводил по ним специальную экскурсию. Принято ставить во дворах небольшие статуи местных святых — покровителей города, есть уютные пивные под раскидистыми деревьями, встречаются типажи сказочных героев, у которых любят фотографироваться приезжие. И непременно в одной из парадных мини-магазинчик: вышивка, кружева, деревянные поделки. В каждом дворе хотелось застрять хоть на полчасика. Но, Боже упаси, незнающему заехать в какие-то дворы на большой машине и уж тем паче автобусе. Въехать можно, а вот выехать из крошечного пространства огромное искусство.
Особый разговор об игрушках. Германия, и уж тем более Бавария, страна игрушек. На традиционной воскресной барахолке в Кельне, на набережной Рейна, продают невероятно дорого старинные игрушки. Я долго толклась у славного, черного котенка с оторванными ушами, но цена— Уже позже я поняла, что к воспоминаниям о детстве здесь относятся нешуточно, а иначе, откуда бы взялось столько детского барахла на протяжении километра? Котенка за 10 евро я не купила. Может и к лучшему: он был так облюблен, что дух этого ребенка явно сидел в котенке.
Насчет игрушек я вовсю разгулялась в одном из крошечных городков Романтической немецкой дороги. Иногда фотографии как бы приукрашивают города, но Роттенбург и в сам деле оказался чудом. Там сразу выпадаешь в другое время, примерно в XVI–VII век. Помогают утвердиться в этом впечатлении старинные конные экипажи, которые катают по улочкам многочисленных туристов. После прогулки, в данное нам свободное время, я устремилась в игрушечные магазины.
Первым делом меня занесло к медведям |
Первым делом меня занесло к медведям. Большой мишка на входе снял передо мной шляпу, другой испугал даже, потому что храпел по-настоящему на нижней полке, сотни мишек свешивались к моему носу со всех сторон, но меня мишками не проймешь. Про домик с единственным окошком, выходящим на улицу, я подумала: какой малявочный магазин. Куда там! В этом скрытом монстре было не менее 30 плавно перетекающих друг в друга залов. В каждом стояла, несмотря на лето, огромная елка, в витрине сидели сотни кукол с разными личиками, стенды ломились от елочных игрушек. Продавались и целые домики, в которых жили разные жильцы. Выбери домик и заселяй его кем хочешь. Я спрятала уже потощавший кошелек поглубже от самой себя, ибо кот в сапогах стоил всего 150 евро.
Безусловно, туристы покупают игрушки, но думаю, что чаще сами жители. К примеру, здесь принято украшать игрушками одно из окон первого этажа: сплошь гномы или сплошь зайчики или собачки. Получается, что все роттенбуржцы в душе коллекционеры. Так им выходит интереснее жить, имея что-то свое и такое, чего нет у соседа, а тот и сам неплох. Если взрослые любят игрушки, в них должно быть много детскости, добра и наивности, но тогда почему же?
Но я изначально не пускала в голову ни одной ненужной мысли в сегодняшней гостеприимной Германии. Представьте только, что меня — блокадного ребенка — занесло в Баварию и в Мюнхен именно в дни, когда в России справляли 60-летие со дня Великой Победы. Должна сказать, что ничего, кроме приветливых улыбок, мне не удалось увидеть, и только один раз в Кельне мы наткнулись на митинг местных коммунистов. Народ держался от них особняком. Мы же боялись совсем других митингов, и, к счастью, их не было, хотя до 9 мая мы проехали немало городов и городков.
И все же с нами произошел довольно необычный случай, когда автобус подвез группу к памятнику Матери Германии. Он был невероятно огромным, ощутимо давил нас, ниоткуда невозможно было взять нормальный ракурс, у многих отказали фотоаппараты, причем без всяких веских причин, что уж вовсе мистика. Однако нас порадовало, что среди стран, когда-то покоренных Германией, мы не обнаружили России, хотя стран там было немало указано за многие века.
Когда я лежу дома на диване, то через открытую на лоджию дверь я смотрю, куда бы вы думали? Ни за что не догадаетесь: на разных секциях моей лоджии изображены виды из окна баварского замка Нойшванштайн. Много места в статье заняла бы моя история непопадания в этот замок по разным причинам, в том числе из-за урагана и наводнения. Но мои мечты часто сбываются, и вот я уже вручаю местному русскоговорящему экскурсоводу свой рисунок мечты о замке, и непростой, а с некоторыми тайнами, пентаграммами и даже ликом Богородицы в одной из башен. На другой стороне рисунка поэма, которую, хотите верьте, хотите проверьте, мне продиктовал дух знаменитого баварского короля Людвига, проявившийся в виде облака — образа за окном, причем строфы шли на фоне мелодии, которая явственно звучала во мне, но я, увы, не успела напеть ее на магнитофон.
Вот эти стихи, записанные когда-то в Инсбруке на одном дыхании:
Рисунок мечты о замке Нойшванштайн, и непростой, а с некоторыми тайнами, пентаграммами и даже ликом Богородицы в одной из башен |
Есть чудный замок Нойшванштайн
Средь горных круч вдали.
Он — воплощение мечты
О неземной любви.
Его хозяин — вечный дух —
В реальность верил грез
И королевской волей их
Он в стены перенес.
Так строил замок Нойшванштайн,
Чтоб рвался в небеса,
Чтоб преклонялись перед ним
И Альпы, и леса.
Но в каждом камне здесь слеза,
В любой картине сон.
Он шпили к небу привязал.
Здесь тайно бродит он.
Не каждому он гостю рад,
Не всем нальет он рог.
Душою добрых приютит
И пустит на порог.
О чудный замок Нойшванштайн!
Красой своей мани.
Ты был Поэтом сотворен —
Поэта одари.
Да, замком я грезила несколько лет, и вот не спеша, в изумительный солнечный день, смотрю из его окон на все четыре стороны и не могу оторваться от этой неземной красоты: бескрайние заливные луга, горы, подвесные мостики, голубые глазки озер, красные крыши домиков вдалеке. И впрямь, только с помощью высших сил мог быть построен этот замок баварским королем, не желавшим видеть и знать ничего, кроме своих грез о небесном. Несмотря на возможные большие штрафы, я бессовестно фотографировала, так как знала, что настоящий хозяин мне рад. Все-все навсегда врезалось в мою память и ничто не омрачило долгожданную встречу.
А еще были замки на Рейне. Оказалось их так много, стояли они так кучно, что невольно напрашивался вопрос: а кто же обслуживал в средние века всех этих богатых рыцарей? Замки поразительно отличались друг от друга, особенно по цветовой гамме, а помогла мне их как следует рассмотреть детская раскраска, купленная позже в Мюнхенской пинакотеке. Многие замки подвергались, конечно, неоднократным разрушениям и перестройкам, но лучше всех сохранился замок XIII века Марксбург с мощной сторожевой башней и бастионами. Может, поэтому его и выбрала для своего офиса «Резиденция немецких замков». — Да, оказывается, есть и такие на свете организации.
Роттенбург. Угадайте, какой век на дворе? |
Мюнхен вновь дождался меня после первой поездки «Галопом по Европе» в 1997 году. И пинакотеку старых мастеров посетила, и весь старый город раздумчиво обошла, и в знаменитой пивной «Хофбройхаус» с нашей группой неплохо посидели. Огромная литровая кружка знаменитого черного пива и огромная свиная нога. Очень вкусно! А вокруг вовсю кутили люди и орали песни почему-то англичане, а пиво несли и несли на все столы. Пивная была такой огромной и шумной, что нервная дама из группы отказалась терпеть такое безобразие, но она же не в Большой театр шла, в конце концов. Немного разочаровал современный Мюнхен — он холодный и огромный. Все же первое впечатление от Старого Мюнхена было куда более романтичным.
Думаю, что в рассказе о Германии и Баварии надо бы ставить точку, потому что были еще Утес Лорелеи с такими видами на Рейн сверху, что дух захватило; был Майнц с мирными посиделками молодежи на зеленой траве у реки и необыкновенным фейерверком на мосту, напоминающим наш Дворцовый; была такая душистая, с непривычно огромными цветками, сирень, что я не удержалась и купила огромную ветвь на рынке. Я все же неплохо понимаю немецкий и языковой барьер не давил.
Германию, я имею в виду именно Баварию, страну с красивыми пейзажами и краснокрышими городками в долинах, я полюбила еще больше. Во многих местах я бы хотела пожить хотя бы недельку, скажем в том же Нюрнберге, Бамберге, Роттенбурге. А почему бы и нет? Я люблю реализовывать свои желания. В большей степени это относится именно к путешествиям.
© Текст и фото, Виктория Щербакова, 2006.