Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: Никита Биржаков  
  • Название статьи: Canon EOS M. Авторский тест камеры
  • Дата добавления статьи: 12 июля 2013 года
  • Страна: Флаг страны РоссияРоссия
  • Статья опубликована: Статья специально подготовлена для публикации на сайте клуба Фотопутешественников Fototraveller
  • Copyright: © Никита Биржаков, Константин Биржаков, 2013 г.
  • Комментарии членов клуба: [8]

Canon EOS M. Авторский тест камеры

Никита Биржаков, Константин Биржаков, июнь 2013 г.

Беззеркальные камеры сегодня выпустили все крупные производители фототехники. Компания Сanon тоже не осталась в стороне и анонсировала свою первую беззеркальную камеру, назвав ее EOS M, или ласково и коротко – «Эмка». Новинка была анонсирована осенью 2012 года, а весной 2013 уже была в продаже. Итак, упаковку в сторону, камеру в руки – делаем первые снимки, знакомимся с фотоаппаратом. Это Canon! Пусть не зеркалка, зато легкая, компактная и удобная. Фотограф, привыкший снимать на камеры Canon, как и я, будет доволен – меню привычное, управление простое и понятное. Отличная замена зеркалкам Canon в доступном ценовом диапазоне. А, быть может, они уже и не нужны – их заменит M?

Эмка пригодится и тем, у кого уже есть профессиональная зеркалка, рабочий инструмент, скажем, 5D Mark II. Это – для работы. Другое дело М, – для путешествий, загородных прогулок, пикников с друзьями и вечеринок – самое то! Особенно, когда много ходишь пешком, когда нет машины и предстоят долгие пешие прогулки. Когда жара +30 °С, и ты целый день на ногах, когда уже колени ноют, спина болит и нет сил, а вместо спасительного автомобиля – метро или автобус. Вот тут начинаешь радоваться, что с тобой в маленькой сумочке на плече эта легкая и удобная камера, а не тяжеленный рюкзак с увесистой зеркалкой, вспышкой и набором оптики!

Так что же такое Canon EOS M? Дань моде, или новый продукт, который найдет своего потребителя? Прикольная игрушка, или верный спутник в далеких странствиях? Нашим тестом мы постараемся ответить на все эти вопросы.

Методика тестирования

Как обычно, все фотографии приводятся без обработки, для портретов выполнена лишь минимальная необходимая ретушь. Все фото сделаны на Canon EOS M с китовым объективом 18-55; съёмка велась в RAW с последующей конвертацией в Adobe Lightroom 5. Фотографии, где в кадре сам фотоаппарат, сделаны на Canon 5D Mark II.

Основные характеристики Canon EOS M

Прежде чем приступить к съёмке, напомним вкратце основные технические характеристики фотокамеры Canon EOS M:

Матрица 22,3 x 14,9 мм, тип CMOS, разрешение 18 мегапикселей
Объективы EF-M
Объективы EF и EF-S через адаптер
Кроп-фактор 1,6
Фокусировка Система гибридного CMOS-автофокуса
31 точка автофокусировки
Покадровая, следящая, обнаружение лиц
Чувствительность ISO Авто (100-6400),
100-12800 с шагом 1 ступень. Расширение ISO до 25600
Экран Сенсорный ЖК-экран Clear View II, 77 мм (3,0") 3:2, Разрешение 1 млн. точек
Формат файлов Фото: JPEG, RAW (14 бит)
Видео: MOV, 1920x1080, 1280x720, 640x480
Габариты 108,6 x 66,5 x 32,3 мм
Вес корпуса без объектива 300 г (включая аккумулятор и карту памяти)

Портрет в усадьбе Кусково

Весна – лучшее время для съёмки портрета. Наконец-то можно оставить дома теплую одежду и отправиться на прогулку налегке! Деревья уже распустили листву, а на газонах растут яркие красивые цветы. В эти прекрасные майские дни цвели тюльпаны – отличный фон для портретов! Хороший пример – кадр с цветами на переднем плане. Его снимать этой камерой очень удобно: вытянул руки, на экране видно, каким получится кадр. Удобно фокусироваться! И хороший снимок сделали, и цветы не помяли.

В день съёмки нам повезло с погодой, и снимки получились солнечные и веселые. Снимали с 16:00 до 19:00. Было ярко и солнечно, однако мы старались снимать в моменты, когда солнце пряталось за тучи и свет становился мягче. Достаточно дождаться, когда солнце на минуту скроется – вот самый лучший момент для съёмки. В этот момент свет становится мягким и рассеянным, но все равно достаточно ярким для фотографирования без вспышки. Важно не пропустить удачный момент! Лучше всего подготовиться заранее, найти красивое место и дождаться правильно света.

Ниже приведем галерею портретов, снятых в усадьбе Кусково.

Портрет со вспышкой

В комплект с камерой идет небольшая внешняя вспышка Speedlite 90EX, которая крепится на горячий башмак камеры. Вспышка включается отдельной кнопкой на ее корпусе, работает она от двух тоненьких батареек ААA.

Некоторые думают, что вспышкой нужно пользоваться только в темноте, но это совсем не так! И в яркий солнечный день без вспышки никуда. Наша фотосессия, правда, проходила не ярким днем, а ближе к вечеру. Солнце уже не в зените, близится к закату, но на улице светло, как днем! Снимаем в парке. Оказываемся в тени, так как солнце уже спряталось за деревьями. Достаем вспышку, тестируем. Делаем 3 кадра, 3-4 метра, ближе, совсем близко. Снимали в режиме «Портрет». Иногда вспышечка на срабатывала (!), почему – непонятно. Батарейки новые, только купленные. Дальше для примера одеваем большую вспышку Canon 580EXII – синхронизируется отлично! Выдвигаем рефлектор, снимаем так же – дальше, ближе, крупный план. Свет мягче, бликов меньше, портрет получается более выразительный.

Пример 1. По щелчку –  кроп 1:1
Без вспышки. Режим Портрет, 1/60 сек. при F/4, 27 мм, ISO 100
Вспышка 90EX. Режим Портрет, 1/200 сек. при F/5.6, 27 мм, ISO 400
Вспышка 980EXII, выдвинут рефлектор. Режим Портрет, 1/200 сек. при F/5.6, 27 мм, ISO 400
Пример 2. По щелчку –  кроп 1:1
Без вспышки. Режим Портрет, 1/80 сек. при F/5.6, 55 мм, ISO 200
Вспышка 90EX. Режим Портрет, 1/200 сек. при F/8, 55 мм, ISO 400
Вспышка 980EXII, выдвинут рефлектор. Режим Портрет, 1/200 сек. при F/7.1, 55 мм, ISO 400
Пример 3. По щелчку –  кроп 1:1
Без вспышки. Режим Av, 1/200 сек. при F/4.5, 32 мм, ISO 100
Вспышка 90EX. Режим Av, 1/160 сек. при F/4.5, 34 мм, ISO 100
Вспышка 980EXII, выдвинут рефлектор. Режим Av, 1/200 сек. при F/4.5, 29 мм, ISO 100

Вечерний портрет

Снять хороший портрет вечером без использования вспышки чрезвычайно сложно, ведь даже используя уличное освещение, огни реклам, окна кафе и ресторанов мы все равно получим лицо человека в тени, или окрасим его разноцветной яркой подсветкой, что совершенно не улучшит наш портрет. К тому же света все равно будет недостаточно, и чтобы исключить смазывание от длинной выдержки, придется поднимать ISO. Так или иначе, но вспышка вечером становится нашим незаменимым помощником.

Мы снимали вечерний портрет в самом романтичном городе в самое романтичное время – наверняка все узнают на наших фото питерские Белые ночи. В это время практически до полуночи ярко светит закатное солнце – светло как днем, и даже после заката подсветка зданий и уличное освещение включаются не сразу, а небо так и не темнеет, постепенно становясь рассветным, встречая новый день силуэтами разведенных мостов. Лучшие условия для фотографирования, не так ли?

Мы приехали вовремя – только-только зажглись фонари подстветки. Первые кадры делаем без вспышки, режим приоритета диафрагмы Av, F/5,6, авто ISO, автофокус в режиме лицо+слежение, формат RAW, автобаланс белого. Камера уверенно фокусируется, также уверенно при этом поднимая чувствительность до значения ISO 4000, создавая на фото прекрасно заметное зерно... Фотографии при этом годятся разве что для просмотра на экранчике камеры, на компьютере их хочется скорее закрыть.

Без вспышки, Av, 1/30 сек. при F/4, ISO 4000, фокусное расстояние 23 мм

Самое время надеть вспышечку 90EX и проверить ее в деле. Батарейки новые, никакие настройки в камере не меняем, просто устанавливаем вспышку, нажимаем кнопку включения на ее корпусе и продолжаем съёмку.

Вспышка 90EX. Режим Av, 1/6 сек. при F/4.0, 23 мм, ISO 400

Вспышка 90EX. Режим Av, 1/5 сек. при F/4.0, 25 мм (слева) и 40 мм (справа), ISO 400

Портрет как по пояс, так и более крупно получается очень неплохо: и модель, и задний план прорабатываются хорошо, не создавая засветки переднего плана. Как и ранее, при съёмке днем, вспышка иногда не срабатывала, испортив несколько неплохих кадров. Мы пробовали снимать динамичные сцены в движении, но камера не успевала отслеживать фокус и не смогла заморозить движение человека в кадре. Хорошо вышли только статичные портреты и некоторые эксперименты с ракурсом. Импульс вспышки в минус уводить в нашем случае большого смысла нет – настройки по умолчанию подходят как нельзя лучше.

Мы решили поменять имидж, а пока поправляется прическа спрячем маленькую вспышечку 90EX в челох и установим вспышещу 580EXII. Снова настройки камеры не трогаем, вспышка в режиме ETTL, делаем снимок в полный рост и более крупно. Как и следовало ожидать, профессиональная мощная вспышка прекрасно работает в тандеме с Эмкой – свет яркий, но в то же время мягкий и аккуратный.

Вспышка 980EXII, ETTL, Av, 1/5 сек. при F/4.0, 27 мм, ISO 400.
Вспышка направлена прямо («в лоб»)

Те же параметры съёмки, фокусное 18 мм, в полный рост

Но и это еще не все! Самое вкусное – на десерт: достаем из чехла отражатель, головку вспышки назад и вверх, и после первых же кадров убирать отражатель больше не хочется. Все наше действо вызывает у прогуливающихся горожан и гостей города неподдельный интерес, веселые компании в проходящих мимо речных трамвайчиках активно машут руками, удивляясь маленькой незаметной камере на штативе и огромному золотому отражателю. Завидуют, не иначе. А мы продолжаем снимать, не обращая ни на кого внимания, придумывая по ходу новые ракурсы. Приведем здесь лишь несколько фотографий, на самом деле вся фотосессия вышла как на подбор. Хотелось снимать и снимать! Обязательно поснимайте вечерний портрет – отличное настроение и прекрасные снимки Эмка вам обеспечит. И да, если будете использовать большую внешнюю вспышку, без штатива ничего не выйдет, или же нужна помощь ассистента, чтобы он держал отражатель.

Вспышка 980EXII, ETTL, Av, 1/5 сек. при F/4.0, 27 мм, ISO 400.
Вспышка направлена в отражатель

Еще два примера с теми же настройками. Вспышка направлена в отражатель.
Слева –  отражатель с золотой поверхностью, справа – с серебристой

Управление камерой. Меню

При съёмке на зеркалку процесс выбора режима не вызывает никаких проблем – повернул колесо и установил P, Av, Tv, M, Авто или любой другой, доступный в той или иной модели камеры. В случае с Эмкой такой трюк не пройдет – инженеры Canon решили быть оригинальными, и взяли да спрятали смену режимов далеко в меню. Даже опытный фотограф, впервые взяв в руки EOS M, не сразу сообразит, как поменять программу P на приоритет диафрагмы Av :-)

Да, управление через меню непривычно и кажется неудобным, но только первое время. За два-три дня съёмки привыкаешь к работе с меню, оно выполнено в стиле камер серии Canon EOS, так же удобно и логично организованно. Однако при выборе параметров съёмки через меню теряется оперативность, это отнимает какое-то время, что неудобно в ситуации, когда нужно быстро поменять настройки камеры. Слегка спасает ситуацию сенсорный экран – изменить тот или иной параметр, как правило, можно несколькими способами, мы чаще всего пользовались кнопкой INFO.

Для творческих фотосессий не стоит лениться, и постоянно следить, в каком режиме ты снимаешь, всегда выбирать нужные параметры экспопары и ISO. А когда выбор основных режимов спрятан, камера так и подталкивает пользователя довериться ее автоматике, установив «Портрет» или «Пейзаж».

Китовый объектив

В комплекте с камерой поставляется объектив Canon EF-M 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM (29-88 мм в 35-мм эквиваленте). Весит он около 200 граммов, размеры – 61х61 мм, диаметр фильтра – 52 мм. Конструкция состоит из 13 элементов и 11 групп, 7 лепестков диафрагмы, минимальная дистанция фокусировки – 25 см. Разумеется, объектив со стабилизатором, который работает эквивалентно 4-м ступеням выдержки, причем никакой кнопки или рычажка включения/отключения стаба на объективе нет, это настраивается в меню. За фокусировку отвечает привод с шаговым двигателем STM – для более плавной и бесшумной фокусировки при съёмке видео.

Для демонстрации возможностей объектива мы выбрали кадр, снятый в Марьиной Роще (Av, 1/160 сек., F/4.0, ISO 100, фокусное 18 мм, конвертация из RAW без обработки). Щелчок на каждый фрагмент – кроп 1:1.

Линейка объективов EF-M

Родной байонет для Эмки называется EF-M, и в этом стандарте на сегодняшний день выпущено всего три объектива:

  1. EF-M 18-55 мм F/3.5-5.6 IS STM – наш китовый зум-объектив,

  2. EF-M 22 мм F/2 STM – фикс-«блинчик», который пока можно найти далеко не в каждом магазине фототехники и

  3. EF-M 11-22 мм F/4-5.6 IS STM – суперширокоугольный зум – новинка лета 2013 г.

По размеру новые объективы немного меньше, чем их аналоги для зеркальных камер, а с «блинчиком» камера еще более компактна и может запросто поместиться в карман. Вполне вероятно появление в будущем штатника 24-70 и телевичка 70-200 для байонета EF-M, на наш взгляд это было бы весьма логичным и полезным шагом для развития новой линейки техники Canon.

Переходник для любых объективов Canon

Для Canon EOS M выпущен специальный переходник, который позволяет использовать с камерой любой объектив линейки Canon. По отзывам коллег, фокусировка становится заметно медленнее, а вот по качеству снимки практически идентичны снимкам, сделанным на зеркалки с такими же линзами.

Чувствительность ISO

В путешествии часто бывают интересные экскурсии в музеи, в пещеры, можно заходить в храмы и соборы, во всех случаях света маловато, а съёмка со вспышкой либо запрещена, либо нежелательна. Тут придет на помощь чувствительность – смело поднимайте ISO, лучше иметь шумный кадр, нежели никакого. Будет полезна также настройка Авто ISO – камера сама выставит чувствительность в пределах 100-6400 единиц согласно условиям освещенности. Можно заранее настроить верхний предел автоматически поднимаемой чувствительности в диапазоне 400–6400, при этом камера не будет поднимать ISO выше указанного значения.

Если есть желание самостоятельно рулить процессом, в творческих режимах чувствительность можно установить вплоть до 25600, однако параметры 12800 и 25600 назвать рабочими можно с трудом – их следует использовать только в случае крайней необходимости.

Примеры съёмки с различными ISO

Для примера мы сняли три различных сюжета, каждый с различными значениями ISO. Съёмка: приоритет диафрагмы Av, F/5,6. По щелчку кроп 1:1.

ISO
Петропавловская крепость в сумерках
фокусное расстояние 55 мм
Здание Эрмитажного театра с подсветкой
фокусное расстояние 25 мм
100
200
400
800
1600
3200
6400
12800
25600

Камера прекрасно показала себя в благоприятных ситуациях съёмки, когда света достаточно. В сумерках даже на минимальной чувствительности – ISO 100 – появляется сильный шум, что хорошо видно на примерах с Петропавловской крепостью. Бороться с этим шумом можно в RAW-конвертере, однако при этом потеряются мелкие детали.

На длинных выдержках при F/22 можно запросто получить вот такие дорожки света:

Фокусировка

Все СМИ как один говорят про медленную автоматическую фокусировку. Да, она не моментальная, как в дорогих зеркалках, но при хорошем освещении вполне уверенная, а использовать экранчик для фокусировки очень и очень удобно! Привыкаешь, и перестаешь замечать тормоза. К тому же для трэвел-камеры такой параметр, как скорость автофокуса не столько критичен, в большинстве ситуаций съёмки медлительность не ощущаются. Сложно снимать играющих детей, бегущую собаку, какой-либо танец или другое выступление артистов, в этих случаях отчасти спасает режим «Спорт».

Режимов автофокуса три:

  1. Лицо+Слежение – удобно для съёмки портретов, когда человек может перемещаться, камера будет «следить» за его лицом, которое будет всегда в фокусе

  2. FlexiZone Multi – камера сама выбирает область фокусировки из 31 точки по всему экрану, причем пользователь сам выбирает зону. Подойдет для большинства ситуаций съёмки

  3. FlexiZone Single – используется только 1 точка фокусировки, и можно указать камере ее расположение. Подойдет для пейзажей, архитектуры, интерьеров, натюрмортов и прочих зарисовок, когда нужно точно указать объект, который должен быть в фокусе

При съёмке пейзажей в режиме FlexiZone Single сразу же возникает вопрос: как переместить рамку фокусировки, не сделав при этом лишний кадр? К примеру, мы снимаем многоплановый пейзаж с объектами и на ПП, и на ЗП и хотим сделать серию кадров с фокусом на разных объектах. И вот тут любое касание экрана сразу же приводит к спуску затвора, так как по умолчанию сенсорный спуск затвора включен. Попытка долгим нажатием пальца перетащить рамку в новое место также терпит фиаско :-( Для этого используется такой прием – отключить сенсорный спуск затвора, переместить пальцем точку фокусировки в новое место, затем снова включить сенсорный спуск затвора. Это делается касанием маленькой пиктограммы в левом нижнем углу экрана.

Также можно нажать кнопку «Корзина» – рамка фокусировки переместится в центр кадра.

Чайная пауза

Одно из преимуществ хорошей оптики – возможность фокусироваться вручную, поворачивая фокусировочное кольцо. Традиционные объективы для зеркалок как правило снабжены переключателем ручной фокус – автовокус, который расположен на корпусе слева, у нашего же китового объектива 18-55 никаких переключателей нет, режим автофокус/ручной фокус выбирается в меню. Для демонстрации работы фокусировки вручную мы решили устроить чайную паузу и немного поснимать натюрморты.

При наведении фокуса вручную еще одна очень полезная функция – увеличение зоны фокусировки в 5 и 10 раз для детального просмотра точности фокуса. Это делается касанием пиктограммы с лупой в правом нижнем углу экрана. Одно касание – нет увеличения, еще одно – 5х, еще одно – 10х и так по кругу. Кстати, после этого зону фокусировки можно перемещать стрелочками, что чрезвычайно удобно! Видимо, создатели данной функции не один день провели в студии, фотографируя различные предметы, – сделано на совесть.

Все параметры съемки на экранчике. При переключении в ручной режим фокусировки справа внизу появляется пиктограммы лупы

Увеличение 5х Увеличение 10х

В сети есть отзывы фотографов, которые снимают различные предметы для каталогов именно Эмкой, используя светосильные макрообъективы Canon через переходник. Скорость фокуса тут не важна – наводимся вручную, а удобство управления на высоте, да и качество картинки отменное. Попробуйте! Увлекательное занятие. А эта ягодка (Физалис) по вкусу напоминает крыжовник.

Фокусировка вечером

Фотографируя вечерние городские пейзажи, мы столкнулись с неуверенной фокусировкой: ниже приведены два кадра (снято со штатива, приоритет диафрагмы Av, ISO 200, F/5, фокусное расстояние 18 мм, FlexiZone Single). В первом случае мы пытались навести фокус на здания справа или слева: всякий раз камера подолгу возила фокус туда-сюда, и, так и не поймав его, делала нерезкий снимок. Спасла положение фокусировка по отражению в воде, во втором примере фокус нацелен именно на отражение справа.

Фокус на здания справа Фокус на отражения справа

В инструкции к камере сказано, что подобное поведение фотоаппарата является нормальным; там советуют либо найти более контрастрый и яркий объект для наведения фокуса, либо переключиться в ручной режим.

Режим «Спорт»

Единственное спасение от неспешного фокуса. Мы тестировали камеру, фотографируя детей, играющих на детской площадке. В спортивном режиме камера делает 3 снимка подряд, успевая схватывать нужные моменты и эмоции детей, что очень важно, так как уговорить ребенка позировать довольно сложно, а снимки, когда дети увлечены игрой, гораздо живее и интереснее.

Скорость серийной съемки зависит не только от автоматики камеры, но и от объектива. Например, вместе с нашим китовым объективом 18-55 мм в спортивном режиме Эмка развивает скорость 1,7 кадров в секунду, а с блинчиком 22 мм разработчики обещают только около 1 кадра в секунду.

Режим «Съёмка ночью с рук»

Довольно удобная штука. Камера делает 4 последовательных снимка и какое-то время думает, склеивая финальное изображение. В итоге получается действительно четкий снимок! Если лень таскаться со штативом и устанавливать его – «Съёмка ночью с рук» рабочий и полезный режим (для любителей). В данном примере автоматика камеры выставила ISO 1600 при F/5.6.

Съёмка HDR

Матрица хорошая, объектив отличный, почему бы не побаловаться HDR? Новичкам напомним: HDR – High Dynamic Range – фотографии с расширенным динамическим диапазоном, как правило полученные путем совмещения нескольких экспозиций в графическом редакторе.

Для съёмки HDR камера Canon EOS M предлагает два варианта.

Первый вариант – творческий, в этом случае фотограф сам выставляет параметры съемки и вилку экспозиции, а камера делает 3 снимка: один нормально экспонированный, один в минус, один в плюс, после чего нужно в специальной программе склеить HDR. Для съемки нужно установить один из творческих режимов, например M, формат RAW, настроить вилку экспозиции, задать серийную съемку, можно с задержкой 2 сек. Разумеется, для достижения 100%-ного совмещения трех кадров камера должна быть на штативе, хотя, если освещение позволяет, можно снимать и с рук, надежно уперевшись в дерево, столб, стену или какой-либо другой объект. Вилку экспозиции лучше сразу настроить максимально широкую (+-3 камера не позволяет, хотя тройки на шкале нарисованы), получается сделать только +-2EV.

-2EV 0EV +2EV

Для сравнения мы сделали еще два кадра с этой точки – один в автоматическом режиме и один в режиме «HDR контрового света»:

«HDR контрового света» Автоматический режим

Второй вариант – использовать один из двух автоматических режимов: «Съемка с рук ночью» – камера делает 4 последовательных снимка или «HDR контрового света» – 3 последовательных снимка. В этих режимах камера самостоятельно снимает серию, после чего автоматически склеивает итоговое изображение в формат JPEG.

«HDR контрового света» – капризный режим. Не всегда очевидна разница со снимками, снятыми в обычном режиме «пейзаж». Иногда получается неплохо, иногда не очень. Пример – дерево в тени на переднем плане и ярко освещенная церковь на заднем. Снимали в режиме HDR – камера сделала 3 снимка, немного подумав выдала странный результат: на ветках дерева явно видны неудачные наложения кадров.

Второй пример – съемка из арки монастыря, вид на церковь. В этот раз автоматика камеры справилась хорошо, экспозиция кадра лучше, он более живой и интересный. А детали в тенях в верхнем правом углу кадра можно запросто вытянуть при обработке.

Режим «пейзаж» Режим «HDR контрового света»

Ниже приведем небольшую галерею HDR изображений, снятых в деревне Торосово Ленинградской области (это недалеко от Гатчины) – развалины усадьбы барона Врангеля. Очень живописная усадьба, причем отличные снимки можно сделать в любое время года. Любимое место для съемки различных портретов, здесь любят снимать свои видеоклипы злые металлисты :-) Усадьба почти никак не охраняется и, можно сказать, разваливается прямо на глазах :-(

Все приведенные выше примеры сняты в режиме брекетинга +-2EV, склейка: Merge to HDR в Photoshop.

Стиль изображения

Стиль изображения можно изменять для съемки в творческих режимах. Можно выбрать один из 6 стилей – Авто, Стандартное, Портрет, Пейзаж, Натуральное, Точное, Монохромное. Разумеется, все эти стили имеют смысл при съёмки в JPEG, снимая в RAW мы в любом случае будем обрабатывать «сырое» фото на компьютере.

Атмосфера

Атмосферу можно менять для любого режима базовой зоны (кроме HDR контрового света), предлагается на выбор: Стандартная, Живая, Мягкая, Теплая, Усиленная, Холодная, Ярче, Темнее, Монохромная. Монохромная бывает синяя, ч/б и сепия. Для всех остальных режимов можно настраивать силу воздействия эффекта: слабый/стандартный/сильный. Снимаем в JPEG, разумеется.

Стандартная Живая Мягкая
Теплая Усиленная Холодная
Ярче Темнее Монохромная/черно-белая
 
Монохромная/сепия Монохромная/синяя  

Мы провели ряд тестов и пришли к выводу, что для большинства ситуаций съемки предпочтительнее использовать стандартные настройки так называемой «атмосферы», а обработку (темнее, ярче и так далее) при желании удобнее проводить при обработке на компьютере.

Творческие фильтры

Поднимите руку, кто хоть раз пользовался творческими фильтрами, такими как «Эффект игрушечной камеры», «Зернистый чёрно-белый» или «Рыбий глаз»? Что-то рук маловато... Эти функции одноразовые, они нужны скорее для баловства, развлечения или прикола. Много ли подобных фильтров в 5D Mark II? Правильно, их там нет вовсе. Однако наличие прикольных фишек – важный атрибут любительской фотокамеры, попробуй-ка продать фотик без забавного фильтра, который позволяет сфотографировать веселого щенка с больши-и-им-большим носом во весь кадр! Само собой, в Эмке их целых 7, и все они могут применяться как до момента съёмки, с предварительным просмотром результата в режиме Live View, так и уже к снятой фотографии, позволяя экспериментировать с различными эффектами и выбирать наиболее подходящий. Во втором случае будут сохранены и оригинал фото, и обработанная версия.

Творческие художественные фильтры применяются только для изображений JPEG, что вполне логично, и только для покадровой съемки – снимать сериями не выйдет :-) Силу действия каждого фильтра еще можно к тому же регулировать, но мы решили упростить задачу и оставили настройки по умолчанию, стандартные.

Предлагаются 7 художественных фильтров на выбор:

  • Зернистый черно-белый
  • Мягкий фокус
  • Эффект рыбьего глаза
  • Эффект Масляные краски
  • Эффект Акварель
  • Эффект игрушечной камеры
  • Эффект миниатюры
Без художественных фильтров Зернистый черно-белый Мягкий фокус
Эффект рыбьего глаза Эффект Масляные краски Эффект Акварель
 
Эффект игрушечной камеры Эффект миниатюры  

Названия двух последних эффектов могут вызвать путаницу, так как эффект игрушечной камеры лучше называть Pin Hole, а эффект миниатюры как раз превращает сцену в подобие игрушечного города, он еще называется Tilt-Shift и как правило достигается сильным градиентным размытием снизу и сверху, оставляя резкой центральную часть кадра.

Зачем?

На наш взгляд все эти фильтры весьма полезны в одном – они помогают новичку понять истинную ценность настоящей, нефильтрованной красоты вокруг нас, учат смотреть на мир и понимать гармонию и композицию снимков. И да, работа с фильтрами тормозная, камера думает каждый раз от 1 до 3 секунд, поэтому следует запастись терпением.

Зернистый черно-белый, как ни странно, в ряде случаев выглядит довольное прикольно – его можно применять для творческих экспериментов.

Просмотр отснятого материала

Многие привыкли к удобству современных смартфонов, и Эмка позволяет так же комфортно листать на своем экранчике отснятые фотографии, их можно увеличивать/уменьшать привычными жестами пальцев. А если вынуть из камеры флешку, то можно запросто смотреть фото на планшетах с операционной системой Android. Конечно, для этого надо вести съемку в режиме JPEG или RAW+JPEG – и можно любоваться фото на большом планшете в полном разрешении. Ну и тут же запостить в Facebook :) А вот с iPad – как обычно – без специальных устройств типа Camera Connection Kit ничего не выйдет. Для просмотра на телевизоре удобно подключать камеру по HDMI.

Работа аккумулятора

Модель батареи называется LP-E12, ёмкость 875 мАч. Батарея неплохая. Хватает на целый съемочный день, правда, для этого придется принять меры строжайшей экономии: сделав снимок, постоянно выключать камеру, не особо увлекаться съемкой видео и реже просматривать отснятый материал.

Камеру не получится подзаряжать с помощью шнурка USB, например подключив ее к ноутбуку, поэтому в поездку в обязательном порядке нужно взять зарядное устройство. Аккумулятор из камеры вынимается и вставляется в зарядник, как во взрослых зеркалках, причем чтобы его вынуть, придется открутить каблучок штатива, если он был прикручен к камере. В сети продаются специальные адаптеры, которые позволяют заряжать аккумулятор LP-E12 от автомобильных 12V (поиск по ключевым словам EZOPower).

Лучше, конечно, приобрести дополнительный аккумулятор, однако ценовая политика Canon на аксессуары мало дружелюбна: оригинальная батарея LP-E12 обойдется примерно в 100$.

Эмка в руках профи

Canon EOS M может оказаться неплохим дополнением к зеркалке. Многие люди воспринимают фотографов с большими зеркальными камерами как папарацци, зачастую негативно, а подчас и враждебно относясь к ним. Это могут быть как обычные люди, которых раздражают фотографы, так и охранники различных интересных фотографу объектов (что особенно актуально в России). А вот праздный турист с улыбкой до ушей, неспешно гуляющий и спокойно делающий снимки на обычный маленький компакт как правило воспринимается нейтрально. Это позволяет сделать хорошие фото на Эмку, прикинувшись туристом. Это также актуально, если есть желание поснимать жанровый городской сюжет – оживленную улицу, людей в парке, играющих детей и т.д.

Горячий башмак можно использовать не только для подключения внешней вспышки, например можно при желании снимать в студии с трансмиттером; можно подключить GPS-адаптер GPE-2, чтобы записывать в EXIF снимка данные GPS; на горячий башмак можно установить внешний стереомикрофон для записи видеорепортажей, – любой совместимый аксессуар.

Управление камерой с компьютера

На сегодняшний день управлять Canon EOS M с компьютера не получится. Скорее всего, такие программы будут когда-нибудь написаны, но сегодня мы их найти не смогли. Поэтому для любителей съемки Time Lapse придется искать другую камеру, или ждать, пока какая-либо компания не выпустит специальное приложение для Эмки. Так, известная программа для управления камерами Canon с компьютера DSLR Remote Pro for Windows не поддерживает EOS M, а родная утилита Canon EOS Utilites работает с нашей подопечной только в ограниченном режиме. Можно управлять фотоаппаратом с помощью беспроводного пульта, который, во-первых, еще нужно найти в магазинах и приобрести, и во-вторых, этот пульт не позволяет делать интервальную съёмку Time Lapse.

Завершающая галерея пейзажей

Напоследок приведем небольшую галерею пейзажей, снятых в Санкт-Петербурге на Canon EOS M.

* * *

Итак, наше тестирование подошло к завершению, пришло время кратко подвести некоторые итоги.

Что понравилось :-)

  • Камера стильная, легкая и компактная
  • Отличное качество снимков
  • Продуманная, грамотно проработанная эргономика
  • Современная технологичная начинка
  • Отличная китовая оптика
  • Механический зум (привет любителям зеркалок)
  • Классный сенсорный дисплей – для домашней съемки класс! Клик на экране куда хочется навести фокус, и камера сразу снимает
  • Есть вход для микрофона
  • Защита от случайного удаления снимков

Что не понравилось :-(

  • Отсутствует видоискатель
  • Хочется иметь колесико смены режимов съемки на корпусе камеры, менять режимы через меню неудобно
  • Нет встроенной вспышки
  • Внешняя вспышка, которая идет в комплект с камерой, пересвечивает передний план, не поворотная, слабая. В ряде случаев привет эффект «красных глаз»! Решение спорное
  • Медленный автофокус
  • Автофокус не всегда с первого раза срабатывает, когда сложное освещение. Иногда не срабатывает вовсе
  • Съемка в студии превращается в кошмар: на экране плохо виден объект съёмки, приходится фокусироваться наугад, с фокусным расстоянием 55 мм камера фокусируется неуверенно
  • Шум при съемке в сумерках даже на ISO 100
  • Нет автоматического режима съемки панорамы
  • Нельзя заряжать камеру по USB
  • Нельзя управлять с компьютера, снимать Таймлапс на сегодняшний день невозможно в принципе

Рекомендуем!

Ставим камере Canon EOS M твердую пятерку (даже с плюсом) и надеемся, что производители исправят мелкие недочеты в следующих версиях фотоаппарата. А сегодня Эмку можно смело рекомендовать:

  • Всем трэвел-фотографам как отличную альтернативу зеркалке. Это настоящая камера для любителей путешествий, здесь камера себя показала молодцом

  • Компактная камера на каждый день – кто ценит качество снимков, компактные вес и размер фотоаппарата

  • Владельцам зеркалок Canon с набором качественной оптики – Эмка сможет работать с ней через переходник. Это будет вторая камера в рюкзаке или замена в нужный момент

  • Начинающим увлеченным фотографам как первый шаг к серьезной зеркалке

В съёмке нам помогали

  • Марина Копылова – портрет в Кусково
  • Татьяна Гайденко – портрет в парке
  • Владимир Статут – безотказная помощь во всех наших проектах
  • Модели Жиглов и Шарапов на Марьиной Роще :)))

© Никита Биржаков, Константин Биржаков, 2013 г.

Все фотографии в статье сделаны авторами в мае-июне 2013 года на камеру Canon EOS M и китовый объектив EF-M 18-55 мм F/3.5-5.6 IS STM и все права на них защищены. Фото, где в кадре изображена сама фотокамера, сделаны на Canon 5D Mark II.

Озор написан специально для публикации на сайте клуба Фотопутешественников Fototraveller.ru.
Любая перепечатка в любых средствах масовой информации возможна только с письменного разрешения авторов.

Комментарии членов клуба

Комментарии посетителей
1) Леонид (Гость клуба) : 12 июля 2013 г.
Потрясающе! Спасибо за статью:) Благодаря этому обзору, фотографов любителей прибавится:) У меня по крайней мере сразу появилось желание выехать на природу запасшись сумкой объективов;)
2) Алексей Васильев (Гость клуба) : 12 июля 2013 г.
Отличный наиподробнейший обзор. Со знанием дела и неангажированно. Прочитал с удовольствием.
Andrew 3) Andrew : 13 июля 2013 г.
Спасибо за обзор. А можете (совершенно неполиткорректно) сравнить с Sony NEX-6? Свои личные впечатления: какая камера больше понравилась и почему.
----
Андрей, спасибо за отзыв! Мы старались :-) И сравнения не привели намеренно, так как это предмет отдельной статьи, и будет не правильно голословно утверждать, что камера А лучше камеры Б. Например, NEX-6 более технологичен, напичкан электроникой (видоискатель, электронный зум, поворотный экран, куча режимов, Wi-Fi, программы, которые можно скачать и установить прямо в камеру и т.д. и т.п.). А Canon более прост, изящен, он стоит почти в два раза дешевле, зум механический и т.д. Согласитесь, сравнить будет непросто!
4) Игорь Романов (Гость клуба) : 31 июля 2013 г.
Ребята, вы уж определитесь! Ставить "твердую пятерку" камере без видоискателя и колеса режимов, а главное - с мертвым автофокусом... Ну, не знаю.
Зато, Никита, моделям явная пятерка. Наконец-то ответственно подошел к кастингу
----
Игорь, спасибо! Это настоящая камера для любителей путешествий, здесь камера себя показала молодцом – вот в этом смысле твердая пятерка, с плюсом! Без компромиссов!
5) Александр Хурамшин (Гость клуба) : 15 января 2014 г.
Ребят, спасибо от души. Сегодня приобрел в качестве второго номера к второй морковке. Интересно было почитать и прекрасные снимки.
6) Сергей Мельниченко (Гость клуба) : 08 июня 2014 г.
Ребята, большое спасибо за подробный и интересный отчет. Пожалуй, это самый лучший обзор этой камеры в сети на данный момент. Мне очень хорошая подсказка в выборе беззеркалки для путешествий.
Один вопрос: смогу ли я снимать этой камерой одной рукой? В одном из отзывов прочитал, что хват неудобный, резинка на корпусе фактически декоративная и одной рукой снимать практически невозможно. Для меня вопрос очень важен, так как в силу полученной травмы работать приходится только правой рукой.
------
Благодарю за отзыв! Мы бы Вам рекомендовали зайти в ближайший магазин и посмотреть камеру: удобство и эргономика весьма индивидуальны. Удачи!
7) славян (Гость клуба) : 15 сентября 2014 г.
Выкинь Кит! накрути ДВУШКУ! И и будет вам счастье с быстрофокусом и прочим, от пейзажей до портрета !
8) Your review about the EOS M is amazing! (Гость клуба) : 05 июля 2015 г.
Good afternoon, I am very sorry that I cannot read the lines you wrote in your review. However, the pictures you choose wonderful enough to communicate that you like the EOS M. I totally agree and use this little EOS, too in many trips.

Kind regards Jens

Добавьте Ваш комментарий:

Максимальная длина комментария - 1000 символов. HTML-код запрещен.
Все поля обязательны для заполнения.
Смайлы:
Очень доволен Улыбка Расстройство Очень смущенный
Удивление Шок Вопрос Смущенный
Круто Хохот Безумный Непристойный
Плачущий Очень расстроеный Злой Обалдевший
Подмигивание Восклицание Идея! Пройдемте, товарищ...
Влюблен Поцелуй Любовь Разбитое сердце
Лажа Знай наших Незачет Зачет




Секретный код Обновить код