Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
Статьи по странам: Перечень стран, о которых написаны статьи или фотоотчеты. В скобках цифра — всего статей по данной стране. Некоторые статьи могут рассказывать о путешествии сразу в несколько стран
Карточка статьи
  • Автор статьи: Виктор Беляев  
  • Название статьи: «Берингия» — на собаках через всю Камчатку
  • Дата добавления статьи: 04 апреля 2008 года
  • Страна: Флаг страны РоссияРоссия
  • Статья опубликована: Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы», выпуск 45(13), май 2008 г.
  • Copyright: © Виктор Беляев, 2008. Фото в статье: автор и Александр Петров/Liberty.SU

«Берингия» — на собаках
через всю Камчатку

Виктор Беляев, главный судья гонок «Берингия»
Виктор Беляев, главный судья гонок «Берингия»

Виктор Беляев, член экспедиционного клуба «Берингия», участник гонок «Берингия» 1999, 2002, 2003, 2006 гг., гонок «Камчадал» 2004, 2005 гг. Фото в статье: автор и Александр Петров/Liberty.SU

Камчатка — страна снегов. Большую часть года ее бескрайние просторы покрывает снежный ковер. Во многих местах, особенно в горах, снег лежит круглый год. Плотность населения Камчатки и сейчас не превышает одного человека на квадратный километр, а пару сотен лет назад была еще меньше. Стойбища местных жителей, коряков и ительменов, были разбросаны по всему побережью и по берегам многочисленных рек.

Но в природе человека изначально заложена тяга к общению. И если для коренных жителей, живущих по берегам рек, короткое камчатское лето давало возможность общаться, перемещаясь по воде на долбленных из ствола тополя лодках — батах, то для основной массы населения единственным видом транспорта была собачья упряжка. Этим же транспортом пользовались русские первопроходцы, прибывавшие на Камчатку морским путем и остававшиеся на долгие зимовки в устье реки Камчатки, Авачинской губе и других местах побережья. В каждом поселке и каждом селе конца XIX и начала XX века были десятки упряжек, которые использовались в хозяйстве, как лошади в средней полосе России. Перепись 1876 года на Камчатке зарегистрировала около 10000 собак. Были также отдельные, специально подготовленные упряжки — для передачи сообщений, почты и доставки государевых людей в отдаленные места. Должность каюра на таких упряжках была почетной и высокооплачиваемой.

Пришедшие с материка в середине XIX века эвены привели на полуостров стада оленей. Но, переняв оленеводство как способ обеспечения пищей, коренное население в качестве транспортного средства продолжало использовать собачьи упряжки.

Быт эвенов быстринсуого района, февраль 1941 г.
Быт эвенов быстринсуого района, февраль 1941 г.

В 60-е годы прошлого века происходило искусственное укрупнение поселков. Людей насильственно переселяли в районные центры, закрывая исторически сложившиеся небольшие поселения с национальным укладом жизни. Местному населению ограничивали или совсем запрещали вылов лосося — основного корма ездовых собак. Потом появились снегоходы, которые показались хорошей заменой собачьим упряжкам. Ведь снегоход не надо кормить каждый день, обучать его тащить нарту. Достаточно в нужное время заправить топливом и маслом и в путь. Но даже дешевый советский «Буран» был роскошью (а не средством передвижения) для большинства обычных жителей Камчатки. Что уж говорить про современные импортные снегоходы, стоимость которых начинается от 10000 долларов. А население Камчатки вряд ли стало богаче.

Камчатская ездовая собака
Камчатская ездовая собака

А вот завести собак, построить по чудом сохранившемуся образцу деревянную нарту — по карману любому камчадалу. Но в суровые послевоенные годы, когда для сохранения ценных лососевых пород рыбы планомерно уничтожалось ездовое собаководство, это древнее искусство едва не исчезло на Камчатке.

Я абсолютно убежден, что выбрать нужную березку, обработать ее с помощью ножа и топора, выгнуть без лекала и инструментов, стянуть без единой металлической детали ремнями и веревками, чтобы получилась легкая, прочная, красивая нарта — это настоящее искусство. Другая грань этого искусства — отобрать, закалить, подобрать упряжку из десятка собак, обучить командам двух-трех собак, называемых передовиками. Стоимость передовика на Камчатке была очень высокой и равнялась стоимости десятка просто рабочих ездовых собак. Но повести за собою упряжку, не сбиться с пути в пургу и остановить упряжку, если хозяин выпал на вираже, может только передовик, выкормленный и воспитанный своими руками и душой. Передовик — единственный пес, которому дана привилегия ненадолго зайти в жилище человека. Все ездовые собаки всю жизнь проводят на открытом воздухе. В мороз и пургу. В дождь и зной.

Cтартует неоднократный чемпион «Берингии» Андрей Притчин
Cтартует неоднократный чемпион «Берингии» Андрей Притчин

Начало возрождения ездового собаководства на Камчатке смело можно датировать 1990-м годом. В этом году неравнодушный и активный человек задумал и провел первую на Камчатке гонку на собачьих упряжках «Берингия». Имя этого человека — Александр Печень. Геолог в недавнем прошлом, Александр не понаслышке знал Север.

За долгие годы, прошедшие с той поры, «Берингия», как и вся наша страна, знавала разные времена. Организация экспедиций на Север — занятие дорогостоящее. А организация протяженных многодневных гонок на упряжках осложняется большим количеством груза и жесткими сроками его доставки. По правилам гонки в упряжке на старте может быть до 14 собак. Большее количество дает каюру преимущество, как в тяговой силе, так и в возможности сдать на любом контрольном пункте заболевшую, сбившую в кровь лапы или просто выбившуюся из сил собаку в обоз. В обозе собак везут до финиша. Исключение из этого правила может быть в том случае, если гонка проходит через селение, где живет каюр или есть попутный транспорт для отправки собак к месту их постоянного проживания.

Для всей собачьей братвы числом до полутора сотен в день необходимо не менее 300 кг корма. К этому следует добавить еду для каюров и сопровождающих гонку людей — помощников каюров, волонтеров для выполнения многочисленных повседневных работ, врачей для людей и собак (должность эта часто совмещается), снегоходчиков, водителей вездеходов, фотографов, видеооператоров, журналистов и судей. К тому же по пути следования нет заправок, и для всей техники необходимо забросить тонны бензина, дизельного топлива и масла для техники.

Несмотря на все эти трудности, Александр смог в 1992 году организовать и провести гонку с Камчатки до села Марково (Чукотка). Эта гонка протяженностью 2044 км (дистанция 1991 года — 1980 км) до сегодняшнего дня является самой длинной и входит в книгу рекордов Гиннесса. А гонка 1994 года, прошедшая в районе «домашних» камчатских вулканов недалеко от Петропавловска-Камчатского и в которой приняли участие австрийские машеры (каюры), стала первой на Камчатке международной гонкой.

Каюр Александр Скрягин
Каюр Александр Скрягин

Маршрут «Берингии» последних лет традиционно начинается в селе Эссо, расположенном в центральной части Камчатки, в шести сотнях километров от краевого центра. После 15 этапов, проходящих через 12 населенных пунктов, пройдя часть пути по суровому побережью Охотского моря, гонка, преодолев красивейший Карагинский перевал (1500 м) Срединного хребта, выходит на восточное побережье. Заканчивается гонка в поселке Оссора. Предпоследний перед финишем контрольный пункт — село Карага и расположенный севернее Тымлат — традиционно выставляют на «Берингию» до половины участников. Могли бы и больше, но вывезти большее количество упряжек не позволяет вечная проблема — нехватка средств. В Оссоре уже несколько лет проводят свою районной гонку «Макалау», и победители ее обязательно попадают на «Берингию».

По названиям населенных пунктов и возрасту каюров, выходящих на старт в селе Эссо, видно, что в каждой гонке появляется молодежь из населенных пунктов, через которые проходила «Берингия» прошлых лет. Хотя бывают и исключения. В гонках 2005 и 2006 годов дебютировали старейшие каюры Карагинского района Яков Танвилин и Алексей Коллегов. И не просто выступили, а стали чемпионами, победив очень сильных, молодых и амбициозных участников, среди которых — каюры-профессионалы. Правда, на жизнь эти профессионалы зарабатывают не участием в гонках. Доход приносит сотрудничество с турфирмами. Экзотика и незабываемые ощущения, которые дают путешествие или просто прогулка на собачьей упряжке становятся с каждым годом популярней не только среди приезжающих на Камчатку туристов, но и среди местных жителей. Тем более каждый раз дни начала гонки сопровождаются праздниками, и гости Камчатки могут увидеть своими глазами национальные танцы, спортивные состязания, работы народных умельцев.

В этот раз участвует в гонке и православный священник
В этот раз участвует в гонке и православный священник

На прологе, короткой 10-километровой гонке в селе Эссо в этом году на старт вышло 16 участников, но в дальний 950-километровый путь отправилось лишь 13. Среди них — единственная за последние годы женщина, фельдшер скорой помощи из поселка Оссора Маргарита Байшуакова. В прошлом году она уже прошла этот путь, а в этом году жаждет улучшить результат. Из немногих профессиональных каюров Камчатки в этом году в гонке участвует только один — Николай Левковский. Он уже дважды становился чемпионом, и со своими 14 собаками имеет неплохие шансы и в этом году. Остальные участники гонок в обычной жизни — рыбаки, охотники, учащиеся и пенсионеры. Есть спортивный тренер Александр Скрягин, единственный представитель Петропавловска-Камчатского.

Сенсация «Берингии-2008» — в гонке принимает участие православный священник, настоятель храма села Эссо иерей Владислав (Ревенок). Этим священник возрождает традиции дореволюционного прошлого – ведь именно так путешествовали по бескрайним просторам Камчатки его предшественники.

С детства аборигены учатся управлять собачьими упряжками
С детства аборигены учатся управлять собачьими упряжками

Самыми активными и восторженными зрителями «Берингии» являются дети. Во всех поселках они первыми встречают гонку. Их восторженные глаза и веселые лица дают право считать, что главная цель, поставленная при создании проекта — возрождение ездового собаководства на Камчатке, выполняется. Недаром каждый год в день старта «Берингии» в Эссо проходит детская гонка «Дюлин» («Вперед»). В этом году в ней приняли участие 9 мальчишек и девчонок из Эссо и Анавгая.

Сложнее обстоят дела с другой целью, обозначенной проектом — селекционной работой по возрождению породы «камчатская ездовая». Работа эта занимает долгие годы, требует не только значительных начальных вложений, но и знаний, и выполнять ее могут только профессионалы. А профессионалы должны быть обеспечены материально. Ни победы в гонках, ни выведение и продажа щенков ездовых собак не могут обеспечить даже самого скромного прожиточного минимума. Только для пропитания небольшого, в 50 собак, питомника (в США, Франции и Канаде питомники насчитывают сотни собак) необходимо каждый день не меньше 100 кг корма, не говоря о месте под питомник, о помещении для обслуживания и приготовления пищи, о содержании двух-трех человек для черновой работы. А еще нужны витамины, лекарства, упряжь, нарты и еще многое, о чем даже я, многие годы связанный с гонками, не имею представления.

Перетягивание палки – эвенский
Перетягивание палки – эвенский национальный спорт

Гонка на собачьих упряжках «Берингия» в 2008 году прошла уже восемнадцатый раз. Ее цель – сохранение традиционного образа жизни и национальных культур коренных народов Камчатки, а также привлечение внимания международного сообщества к проблемам коренных народов Севера.

Только целевая федеральная программа с выделением серьезных денег не чиновникам и комитетам, а конкретным людям и проектам, позволит возродить на Камчатке ездовое собаководство. А это даст возможность не только достойно выступать на международных соревнованиях, но и обеспечить жителей и гостей полуострова невероятным ощущением путешествия по снежным просторам без рева двигателя, а под веселое повизгивание псов и скрип снега под полозьями.

Архивное фото: Эссо в 1930-е гг.
ООО ВИТУС
По всем интересующим Вас вопросам обращайтесь по телефонам:
ООО «ВИТУС»

8 (4152) 443-992, федеральный номер 8-908-495-3992
т/ф/авт.отв. 424-495
E-mail: vitus.bel@mail.ru
http://www.vitus.kamchatka1.ru/

Редакция сайта Фотопутешественников благодарит Виктора Беляева за интересный рассказ об этом путешествии и предоставленный для публикации фотоматериал.