Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Автобус — не роскошь, а средство передвижения по Европе
Путевые заметки о 12-дневном автобусном путешествии во Франицию, май 2005 г.
Санкт-Петербург — Турку — Стокгольм — Кёльн — Брюссель — Лилль —
Париж — Любек — Стокгольм — Хельсинки — Санкт-Петербург
Как и большинство автобусных туров в Европу, наш маршрут начинался у гостиницы «Октябрьская» в половине шестого утра. Интересно наблюдать за толпами сонных туристов с огромным количеством вещей, которые снуют по Лиговскому проспекту в поисках своего автобуса. Я отыскал гида Ольгу с табличкой «Париж 12 дней», вокруг нее уже собралась почти вся наша группа.
Итак, я занял самое лучше место в автобусе на втором этаже (спасибо менеджеру Илоне!) — и мое первое путешествие в Старый Свет началось. Город только начинал просыпаться, а наш автобус уже мчался навстречу европейским приключениям.
На границе в Торфяновке в очереди было потеряно незапланированно много времени и пришлось направиться сразу в Турку, без заезда на обзорную экскурсию в Хельсинки; в столице Финляндии мы побывали в самом конце путешествия, по пути из Скандинавии домой в Санкт-Петербург.
Здравствуй, Европа! Турку — первый город на маршруте, где у нас была полноценная экскурсия, и поэтому впечатления особенные. На пристани нас уже ждал паром — Турку является крупнейшим портом Финляндии. Расписанием отправления парома Viking Line и была обусловлена спешка — «Викикг» опоздавших ждать совершенно не намерен.
В Турку расположена главная церковь Финляндии — Кафедральный собор, в котором ежедневно происходит богослужение. Собор считается одним из наиболее ценных памятников архитектуры страны.
Мы достаточно бегло осмотрели собор и замок, причем замок только снаружи. В средние века замок был одной из наиболее важных крепостей Шведского королевства в Финляндии, выдержавшей несколько осад и битв. Во время Второй мировой войны он был разрушен в результате бомбардировок. Cегодня бóльшая часть помещений замка восстановлена в соответствии с их первоначальным видом. Дорога с непривычки оказалась утомительна — я бродил по Турку в полусне и о фотокамере вспомнил в самый последний момент, но успел сделать несколько кадров замка.
Тех, кто никогда не ездил на пароме (моряки избегают слова «плавал»), «Викинг Лайн» (Viking Line) поражет своими размерами, лифтами, отделкой, разнообразием магазинов, ресторанов и тем фактом, что автобус заезжает прямо на паром и путешествует с нами. Я, признаться, наивно думал, что на другом берегу нас будет ждать другой автобус и плакало мое место на втором этаже у окна! В ожидании ужина я побрел гулять по парому: на верхней палубе можно сделать отличные портреты на закате! Жаль, что я еще не был знаком ни с кем из нашей группы и вместо портретов снял небольшой видеофильм. С погодой явно повезло: любуясь прекрасным закатом в окружении скалистой скандинавской природы, я чуть не опоздал на ужин.
При оформлении тура можно оплатить питание на пароме — ни за что не отказывайтесь от этого! Как выяснилось позднее, два ужина на «Викинг Лайн» были самым лучшим питанием за все 12 дней путешествия. Отличный ресторан, прекрасные виды из окон на неторопливый закат, огромный выбор блюд сделают ваше путешествие незабываемым (рекламный штамп, но это правда!).
Следует сказать пару слов про каюты на «Викинге»: во-первых, они как купе в поезде — и мужчины и женщины могут оказаться в одной 4-местной каюте, как сложится ситуация. Во-вторых, они достаточно удобные: есть 220 Вольт для зарядки аккумуляторов телефона и фотокамеры, работает туалет и душевая кабина, даже фен. Я с собой возил маленький электрический чайник и готовил термос с чаем про запас, поэтому несколько электророзеток были как раз кстати — я тут же занял все три. Обязательно покупайте воду, а не набирайте из крана! Подозреваю, что вода из крана совсем не полезна для желудка, к тому же факт — она очень противна на вкус.
Если вы не сделали портрет на закате, у вас есть шанс исправить положение — сфотографироваться с друзьями на рассвете при подъезде к Стокгольму! Вид с верхней палубы ничуть не менее захватывающий, чем накануне вечером.
О чудо! Наш автобус цел и невредим выбрался из недр парома, мы погрузились на знакомые каждому места и поехали смотреть на Стокгольм со смотровой площадки недалеко от пристани. Я попытался сделать панорамный снимок из 8 кадров туманного утреннего Стокгольма, аккуратно склеить которые потом не получилось.
Далее следует увлекательная обзорная экскурсия по городу с краткими остановками на Рыцарском острове около церкви Риддарсхолькиркан и на острове Кунгсхольм у городской Ратуши. Около Ратуши открывается изумительный вид на город — визитная карточка Стокгольма. Увлекшись фотосъемкой, я посадил батарейки в камере, а свежезаряженный комплект аккумуляторов остался в большой сумке в багажном отделении автобуса...
Внимание! Настала пора рассказать, как следует организовать свои вещи в путешествии. Удобно иметь большую дорожную сумку/чемодан и рюкзак (или маленькую сумку). В чемодан надо сложить одежду и другие тяжелые вещи — во время движения и на остановках эта поклажа в большинстве случаев недоступна. Рюкзак же надо брать с собой в автобус, и все вещи первой необходимости класть в него. А именно: фотокамеру, все батарейки, зарядные устройства, телефон, CD-плеер, книгу, какую-то еду на день, термос с чаем, свитер и зонтик на случай дождя, кружку для чая или кофе. Если честно, я потом вообще отказался от идеи двух сумок и все вещи держал в автобусе под сиденьем — у меня «большая» сумка была маленькая — не люблю много вещей.
В нашем автобусе на первом этаже работало устройство для кипячения воды, дежурные то и дело наполняли его свежей водой; во время движения автобуса вода вскипала и очень быстро куда-то изчезала. Поэтому самые удобные места — на втором этаже около лестницы. Как только начинается паломничество с пустыми кружками вниз и подъем с полными обратно — зевать не следует. Откуда бралась свежая вода? Как выяснилось через несколько дней — водители знают места забора чистой воды. Например, я своими глазами видел, как набирали воду из Луары в городе Амбуаз (разумеется, не из реки, а из колонки). Качество и вкус воды выше всяких похвал. Думают в Европе об экологии.
Далее в программе — посещение музеев Стокгольма, большинство из них сосредоточены на Зверином острове. Это одно из любимых мест отдыха жителей столицы Швеции, здесь расположены самые популярные в городе музеи: Скансен, Васа, Скандинавский музей, Аквария и парк аттракционов. Туристы самостоятельно принимают решение о посещении того или иного музея. Особо популярен музей Васа и легендарный поднятый со дна моря корабль. Почти во все музеи вход платный. Я решил купить батарейки, чтобы поснимать в музеях, но ЕВРО у меня нигде не принимали. Если планируете делать покупки в Стокгольме — поменяйте деньги заранее.
Потеряв на покупку комплекта батареек уйму времени, я попал только в Скандинавский музей. Там бесплатный вход, бесплатный туалет и жуткая диарама средневековых пыток, сделанная так тщательно и правдоподобно, что людям с тонкой психикой лучше выбрать другой музей. Корабль, к примеру, ночью сниться не будет.
Полные впечатлений туристы садятся в автобус, и, сделав небольшой круг по Стокгольму, водитель держит путь на самый юг Швеции, где в порту города Треллеборг ждет еще один паром — для ночного переезда в Росток (Германия).
Надо сказать, что нам очень повезло с туристской группой — бóльшую часть составляли студенты туристского вуза Санкт-Петербурга, которые во время поездки проходили практику. По этой причине во время переездов нам постоянно что-то рассказывал тот или иной студент, что было очень интересно, и желание углубиться в чтение книги или в прослушивание музыки возникало редко. Раз уж зашел разговор о группе, надо отметить, что хорошие компаньоны в путешествии — очень важный момент. Наша группа состояла из очень интересных интеллигентных людей, в компании которых чувствуешь себя комфортно.
Во время переезда через всю Швецию нам успели рассказать историю этой страны, про нравы людей, обычаи, кухню, про монархов и войны... Очаровательные пейзажи за окном (местность к югу становится более равнинная) и исторические доклады очень скрашивают переезд. К этому времени уже привыкаешь к сидению в одной позе и получаешь удовольствие от путешествия.
Вот так слово за слово мы и приехали в порт, где уже ждал паром Scandline. Очень сложно сделать удачную фотографию парома «в полный рост», поэтому привожу панораму с верхней палубы: видно, как внутрь заезжают фуры и целые железнодорожные составы.
Этот паром не такой «крутой», как Викинг; он скорее грузовой, чем развлекательно-туристский. Разумеется, есть и магазин, и ресторан, скамейки которого служат спальными местами тем, кто не купил каюту. Каюты очень похожи на Викинговые: тоже 4-местные, тоже есть санузел с душем, фена только нет. Оплачивать ли каюту на этом пароме — личное дело каждого. Если вас не смущает проведенная ночь на скамейках ресторана или в «самолетных» креслах в специальном зале, а то и просто на полу в спальном мешке — смело отказывайтесь от бронирования каюты.
Очень огорчили цены в ресторане: простенький легкий ужин мне обошелся в 30€. Скорее всего, это связано с пересчетом крон в ЕВРО. Бывалые туристы бегом занимали места в ресторане ближе к левой его части, доставали припасенные продукты и начинали праздновать. Потом просили у своих компаньонов (кто купил каюту) помыться в душе в их каюте — это оказалось удобнее, чем пользоваться общей душевой комнатой.
В Кёльн мы приехали в середине дня; стояла великолепная погода, непривычно жаркая для начала мая: все листья на деревьях уже распустились и просто было лето на дворе. А ведь всего два дня назад мы мерзли утром на Лиговском проспекте!
Кёльн — это прежде всего Кёльнский собор и мост через Рейн. Какой фотолюбитель упустит такой великолепный кадр: обе достопримечательности во всей красе и сразу? Я не упустил.
Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь шпилей. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. Около собора шли ремонтные работы дороги, поэтому пришлось кружить по городу в поисках стоянки для автобуса: драгоценное время было потеряно.
Время, время, время... Сколько раз его еще будет не хватать за эти 12 дней! В спешке осмотрев собор снаружи и особенно внутри, могу сказать, что это надо делать не торопясь. Будете в Германии — обязательно побывайте в Кёльнском соборе. Огромные башни собора видны практически из любой точки города, но рассказывают, что благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне собор особо красив вечером. Теперь у меня есть мечта побывать в Кёльне еще раз и сделать вечерние фотографии.
Центральное место Брюсселя — площадь Гранд-Плас — считается самой красивой площадью в мире. Я много раз на фотографиях видел эти здания (часто в рекламе с надписью «туры в Европу»), и вот я сам на этой площади! По дороге удалось сфотографировать фигуры Дон Кихота и Санчо Пансо. Брюссель оставляет впечатление современного чистого красивого уютного европейского города. Нам повезло: вечерело и удалось сфотографировать здания на площади как при естественном освещении, так и с великолепной подсветкой.
Площадь впечатляет; складывается ощущение, что куда ни направь камеру — получишь отличный кадр. Вид на фото слева особо популярен: на ступеньках, откуда ведется съемка, дежурили 5 фотографов с профессиональными камерами и ждали удачного света. Конечно, нужен широкоугольный объектив: здание Городской ратуши в кадр помещается с трудом.
Еще мы гуляли по вечерним улочкам Брюсселя: очень красиво! Слева фото знаменитого фонтана-мальчика; этим мальчиком всех цветов и размеров заполнены сувенирные лавки в округе. У гидов есть договоренность с одним очень недорогим сувенирным магазином («у вас 10 минут на разграбление») — не упустите свой шанс купить подарки родным и друзьям.
Из Брюсселя выехали уже поздно вечером и около полуночи прибыли во французский городок Лилль, всемирно известный своим палачом. Ночь в гостинице — наконец-то нормальный двухместный номер, ванна и телевизор! Гостиница три звезды, но такая она по-домашнему уютная, что хотелось там и остаться. Утром вместо стандартного европейского завтрака (о нем чуть ниже) нас ждало настоящее пиршество, которое любезно приготовили работники отеля. Внизу в холле стоит подключенный к Интернету компьютер, так что можно успеть написать домой пару строк.
Короткий переезд — и мы как-то неожиданно оказались в конечной точке нашего маршрута; там, куда так долго стремились, проехав половину Европы. Мы в Париже! Сразу же происходит обзорная экскурсия по городу. Мне рассказывали о жутких автомобильных пробках, но ничего подобного: наш большой автобус целый час без проблем кружил по самому центру Парижа в самый час пик, а мы, соответственно, в такт вертели головами по сторонам.
Остановка около жемчужины Парижа — собора Нотр-Дам. Нам дали довольно много времени на осмотр собора: я отснял мегабайт 150, обойдя собор со всех сторон, сделав фотографии со всех мостов в округе и внутри собора. Настолько это было необычно, неожиданно красиво, что на глаза сами собой наворачивались слезы и в горле стоял комок: неужели так бывает? не сон ли это?
Перед собором расположена точка Point of Zero: отсюда испокон веку ведется отсчет всех расстояний во Франции. Надо на нее встать, закрыть глаза, прокрутиться три раза против часовой стрелки и загадать желание. Действует только на тех, кто в Париже впервые.
Отличная прогулка! Она оплачивается отдельно; настоятельно рекомендую возможностью воспользоваться, тем более, что это не дорого. Сам круиз длится не долго: начало около Эйфелевой башни, потом мимо уже знакомого нам собора Нотр-Дам, под мостик и обратно уже объезжая остров, на котором стоит собор, с другой стороны и все. Некоторые маршруты доходят до статуи Свободы и, огибая ее, возвращаются назад к башне; это единственный шанс сфотографировать статую Свободы в фас.
Около пристани при отправлении в круиз снуют бойкие фотографы и предлагают сделать ваше фото на пароходике. По прибытии вы ищете свое изображение среди многих других и за 10€ становитесь его счастливым обладателем. По моему скромному мнению, уж куда лучше сделать портрет самому или попросить друзей снять вас на вашу камеру.
Экскурсия озвучивается гидом на разных языках по выбору: надо взять специальную железную штуковину, из которой торчит шнур наподобие дýша в ванной, нажать на ней кнопку согласно выбранному языку и поднести ее к уху. Проделав это, я услышал оттуда тишину, понажимал другие кнопки и затею эту забросил. Ниже я привожу лишь несколько фотографий из всего того, что удалось отснять. К примеру, можно сделать отличный портрет на фоне мостов через Сену или собора Нотр-Дам.
Эйфелева башня — основной символ Парижа. Каждый ее знает с детства из картин, фильмов, фотографий. Башня — замечательное и блистательное техническое сооружение XIX в., построенное Густавом Александром Эйфелем к очередной Всемирной выставке в Париже, приуроченной к 100-летию Великой французской революции.
Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста. Она сделана из железа и состоит из трех этажей. Башня имеет одну интересную особенность для фотографов: практически любой кадр с башней получается удачным, настолько гармонично она вписывается в архитектурный облик Парижа. Вечером и ночью башня очень красиво освещается; на вершине работает прожектор, который вращается против часовой стрелки. Со смотровых площадок можно любоваться панорамой Парижа и получить великолепные снимки.
Почти вся наша группа без исключения полезла на башню, но я стал исключением (сильно боюсь высоты) и пошел гулять. Теперь я, конечно, жалею, что не поднялся хотя бы на первый этаж. Будете в Париже — непременно поднимитесь на башню.
В мае 2005 года были установлены такие цены: 1 этаж — 4,10 €, 2 этаж — 7,50 €, оба этажа — 10,50 €. Детям от 3 до 10 лет — скидки.
Пока я гулял около башни, сделал очень много неплохих кадров и придумал несколько превосходных ракурсов для съемки портрета. Обязательно сделайте несколько портретов на память о поездке.
На другой день — экскурсия в старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, который находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города берет начало в середине I тысячелетия, к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.
С Покровом связано два чуда: первое произошло в 911 году: шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене, и норманны, планирующие захватить город, отступили.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, успели перенести в подземный тайник-часовню. Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора, от предыдущего храма уцелел только западный фасад. Это первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии, он получил название Нотр-Дам де Шартр. Его ценность еще и в том, что он отлично сохранился до наших дней.
После долгого перезда мы прибыли в город-крепость Сан-Мало. Нам сказали, что здесь мы сможем поужинать. Пока я бродил в поисках места для ужина, резко стемнело и пошел ливень. Как и любой ливень он быстро кончился; как же красивы пустынные мокрые улицы в лучах весеннего солнца!
Город-крепость Сан-Мало мне понравился больше снаружи, чем внутри. Скорее всего это связано с огромным количеством страждущих что-либо купить и, соответственно, это что-либо продать. Бесчисленное множество магазинов, кафе, ресторанов, баров, сувенирных киосков, потом снова ресторан и так далее. Однако мне так и не удалось поужинать: выйдя на крепостную стену, я увидел уходящий вдаль пирс и помчался в самый конец пирса, к маяку, чтобы сделать вот этот кадр.
Монт-Сен-Мишель — «Чудо Запада» — остров-гора, возвышающийся над водами Ла-Манша. Право называть его своим уже давно оспаривают два французские региона — Нормандия и Бретань. Монт-Сен-Мишель — в переводе «Гора Святого Михаила» — находится недалеко от Сан-Мало и в 400 км к северо-западу от Парижа. Более тысячи лет он является объектом паломничества, в наши дни среди туристских объектов его считают «восьмым чудом света». Много веков назад остров был частью материка, но постепенно от него отделился. Остров в окружности 900 м, при максимальной высоте поверхности 90 м над уровнем моря. Побережье Нормандии и Бретани известно высокими приливами и отливами (свыше 9 м). Дно залива мелкое, ровно уходящее в глубину моря. Во время отлива море стремительно отступает на несколько километров, а всего через несколько часов — морская вода вновь быстро поглощает сушу со скоростью до 1 м/с. Редко, но случается очень высокий прилив, и дамба, соединяющая остров с материком, вся уходит под воду, и тогда на остров можно добраться только на лодке. В туманную погоду, а туманы здесь частые и стоят подолгу, остров-легенда вовсе исчезает из видимости.
За все время существования Монт-Сент-Мишель ни разу не был захвачен врагами: водная преграда в совокупности с зыбучими песками служила защитой монастырю во времена набегов и войн. С лодок штурмовать высокие стены замка было трудно, а для кораблей глубин залива было недостаточно. Численность постоянного населения острова около 50–60 чел. Днем в туристский сезон остров оживает, единственная улочка с отелями, ресторанчиками и сувенирными лавками переполнена туристами.
Монт-Сент-Мишель — рай для фотографа. В любую сторону открывается великолепный пейзаж, есть несколько смотровых площадок. В любую погоду можно получить отличные снимки. Узкие улочки, крутые каменные лестницы создают романтическую атмосферу средневековья. Владельцы сувенирных лавок, как ни странно, не разрешают фотографировать свои сувениры. Мне не удалось получить разрешение на съемку даже после покупки кружки и батареек. Я считаю, что это в корне не верно и, дождавшись случая, фото все-таки сделал.
В тот день в аббатство экскурсии не было. И тут я вовремя вспомнил про ужин: в Монт-Сен-Мишеле самые вкусные сандвичи во Франции! Путешествие на этот загадочный остров просто незабываемо.
Замок Фонтебло, окруженный живописным лесным массивом, является старейшей загородной резиденцией французских королей с VI по XIII в. Его история начинается с охотничьего домика, построенного в богатом дичью лесу, около родникового источника Бло, откуда и пошло название местности Фонтебло. Позже на месте домика был возведен замок. Великим французским королям Филиппу Августу, Филиппу Красивому замок Фонтебло служил резиденцией на протяжении XII–XIV веков.
На этот раз нам с погодой не повезло, но сквозь грозовые тучи иногда выглядывало солнце; в такие моменты камеру надо держать наготове. После осмотра покоев замка я пошел гулять в великолепный парк. Накрапывал дождь, и в парке я был один. Композицию кадра сверху я подсмотрел на одной из картин, выставленных в замке, и решил повторить шедевр. Такой же ракурс найти не удалось; я изрядно промок под дождем. Если вам повезет с погодой, обязательно погуляйте подольше — парк изумительной красоты, в пруду плавают белые лебеди.
Идея строительства замка принадлежит Франциску I, а при работе воплощены в жизнь идеи Леонардо да Винчи. Первоначально предполагалось использовать замок Шамбор для остановок во время королевской охоты, поэтому он окружен охотничьими угодьями, ныне ставшими заповедником, где содержатся олени, кабаны и лани. На выходе с территории замка среди деревьев устроен небольшой рынок. Здесь можно попробовать и приобрести вина, сыры и колбасы местного изготовления, а также огромную вкуснющую французскую булку.
Замок окружен рвом с водой, работает лодочная станция с прокатом лодок. Разумеется, у нас совершенно не было времени на водные прогулки: я в спешке сумел лишь обойти замок кругом. Далее я еще раз повторю свою мысль, а сейчас скажу, что каждый замок достоин того, чтобы провести там целый день, чего и хочется пожелать будущим туристам.
На мой взгляд, этот замок — вот настоящая жемчужина Долины Луары. Его еще называют замком двух дам. Историю я не буду рассказывать — это тема отдельной статьи!
Замок воздвигнут на месте древней мельницы и находится в живописнейшем парке, обнесенном оградой, поэтому надо купить билет на вход. При входе можно взять буклет на русском языке с кратким описанием замка и планом парка. Обязательно изучите план и осмотрите все объекты; я же схватил его и помчался фотографировать замок, и уже только в автобусе потом узнал из плана, что в парке есть лабиринт, средневековая винодельческая ферма и еще много всего интересного. На посещение этого замка однозначно нужно потратить день, вы не пожалеете!
Изумительной красоты два сада: справа — Дианы де Пуатье, слева — сады Екатерины Медичи. В каналах плавают огромной величины рыбы. Внутри замка воссоздана атмосфера средневековой жизни: бытовые приборы на кухне, убранство комнат — все как и много лет назад. И огромное количество толкающихся туристов, которые в тесных лестничных проемах наступают друг другу на пятки. Тесно, но никому не обидно. С погодой очень повезло: было солнечно и по-летнему жарко, хотя, наверное, в разгар лета сады будут еще красивее.
Третий и последний замок на нашем маршруте — Амбуаз. Теоретически он должен быть более интересен: там располагается музей Леонардо да Винчи, замок построен прямо на берегу Луары в центре города Амбуаз. Практически же расстроенный непомерно высокими ценами на вход в замок и музей, я гулял снаружи и сделал несколько неплохих кадров.
Зато после нас ждала поездка на винодельческую ферму и дегустация вин. Искусство виноделия на этой ферме передается от отца к сыну с XIV века, о чем свидетельствует фамильный герб. Очень приветливый, веселый владелец фермы рассказал нам на английском языке, как делают вино, провел увлекательную экскурсию по своей ферме и ответил на вопросы.
Разумеется, в соседнем зале проходит дегустация. Всего нам предложили 5 сортов белого, 5 сортов красного вина и 2 шампанских. После дегустации пары сортов белых вин мне очень приглянулось белое сухое за 5€. Прекрасное вино из самого сердца Франции — отличный подарок друзьям или родным и вообще приятный сувенир.
Так вышло, что у нашего водителя Славы как раз был день рождения и он решил туристов угостить вином по дороге в Париж (сам он, разумеется, вина не пил: за рулем с этим шутки плохи!). Что делают русские туристы, напробовавшись молодого вина? Правильно, поют песни. Дорога назад с караоке пролетела быстро и весело.
Шутка, конечно! Наш отель три звезды назывался прото Пакс. Отель расположен на Монмартре на улице Rue des Poissonniers буквально в двух шагах от великолепного собора Сакре-Кёр; вечерами я ходил его фотографировать. Отель устроен с старом доме: узкая винтовая лестница, маленькие номера и малюсенький холл, он же столовая. Однако все 60 человек без проблем разместились и еврозавтракали в две смены.
Обещал рассказать про еврозавтрак: французская булка, масло, джем, круасан и напиток. Кофе французы варят изумительный, ароматный и вкусный (наверное). Но кофе я не пью, а на просьбу «ти, сильвупле» мне с улыбкой приносили тепленькую желтенькую водичку: «Бон апети!». Чай французы не любят и делать не умеют.
Расскажу только про Версаль, так как вырос я уже из диснеевского возраста. Версаль составил славу правления Людовика XIV, Короля Солнце. Перед замком расположена огромная стоянка для автобусов и свободное место найти непросто; перед Версалем ну просто толпы туристов. Однако наши гиды заранее позаботились о музейных картах на целый день, и мы прошли совсем без очереди. Внутри, разумеется, очень красиво и все экспонаты можно фотографировать. После посещения музея я решил немного перекусить после этого еврозавтрака: около стоянки есть неплохие кафе.
Лувр — первоначально королевский дворец в Париже, затем — художественный музей, одно из величайших художественных хранилищ мира. В музее представлены собрания мировых древностей и известнейшие произведения мирового искусства. Можно сказать, что это второй после Эйфелевой башни символ Парижа. Быть в Париже и не побывать в Лувре — непозволительно, поэтому в любой туристской программе предусмотрено посещение Лувра. Любознательным туристам можно порекомендовать сходить в Лувр еще раз в свободный день — одного посещения явно недостаточно.
Наибольшей популярностью у туристов пользуются три экспоната: Мона Лиза (Джоконда) работы Леонардо да Винчи, статуя Афродиты (Венеры Милосской, 323–31 BC) и статуя богини Ники (190 BC). Для Моны Лизы устроен специальный зал; картина надежно закрыта специальными стеклами, которые, кроме общей защитной функции, видимо, выполняют роль фильтра от бесчисленных вспышек фотокамер. К этому залу от входа в музей ведут многочисленные указатели, подогревая нездоровый ажиотаж публики. Просмотра картины как такового не получается — можно полюбоваться лишь толкающейся толпой с поднятыми вверх камерами.
У статуи Венеры гораздо спокойнее; она расположена в конце длинной темной галереи и ярко освещена. Если найти хорошую точку опоры или иметь карманный штатив, можно сделать отличный снимок из глубины галереи: вполне реально дождаться такого момента, когда около статуи не будет посетителей. Статуя же Ники расположена на лестнице, которая ведет на второй этаж и называется The Winged Victory of Samothrace, поэтому удается найти ее не сразу, так как ищешь в схеме Nica.
В Лувре практически невозможно осмотреть все экспонаты за один день; к концу дня туристы еле стоят на ногах и плохо воспринимают любую информацию. Это несмотря на то, что практически везде устроены удобные места для отдыха, много туалетов и кафе. В Лувре разрешено фотографировать, и фотолюбителям можно посоветовать заранее запастить ёмкой флэш-картой или запасными пленками, а также комплектом батареек. Фотографируйте все, что привлекло ваше внимание, ведь не каждый день удается побывать в Лувре! Освещение в большинстве случаев продумано очень грамотно, и снимки получаются очень хорошие без вспышки просто в режиме P. На втором этаже есть одно окно, из которого открывается отличный вид на собор Сакре-Кёр на Монмартре (где-то около Flanders 17th c. на карте-схеме).
Надо отметить, впечатление от посещения Лувра настолько сильное, что его можно назвать самым незабываемым из всего путешествия по Европе.
Все хорошее когда-либо кончается, вот и нам пора ехать домой. Автобус нас ждал около Гранд Опера ровно в полночь, поэтому после закрытия Лувра было 6 часов на прогулки по вечернему Парижу. Честно говоря, от подсветки города я ожидал большего: Париж в тот вечер был мрачен, хорошо освещались лишь Лувр (внизу слева) и Эйфелева башня, но к башне я уже дойти не успевал.
Человек — живой организм, и проблема своевременного отправления естественных надобностей путем посещения туалета так или иначе затрагивает всех без исключения туристов. Особо остро проблема стоит у автобусных туристов: даже если на автобусе красуются буквы WC, туалет рассчитан максимум на 60–70 посещений, поэтому пользоваться им разрешается только в крайнем случае (если кому-то стало плохо в пути). Остановки по ходу движения делаются каждые 3,5–4 часа, чтобы туристы смогли посетить туалет на стоянке и перекусить. К необходимости посещать туалет строго по расписанию привыкнуть удается не всем и не сразу; это иногда приводит к расстройству желудка и обострению хронических заболеваний. Особо непросто диабетикам, людям с болезнью почек или мочевыводящей системы.
Поэтому питаться в автобусных турах нужно аккуратно: если поесть соленых и острых сосисок — будет хотеться пить, а пить надо тоже вдумчиво, иначе поездка может обернуться мучением.
В каждой стране есть свои правила и обычаи устройства туалетов. Например, в Финляндии туалет есть на каждой автозаправочной станции, он очень чистый и оборудован современной сантехникой; всегда в наличии мыло и туалетная бумага. При этом туалет чаще всего бесплатный. Однако в центре Хельсинки при посещении церкви в скале туалет стóит 2€.
В Швеции в Стокгольме посещение туалета стóит 5 крон, причем одной монеткой. Хитрые туристы образуют небольшой клуб рядом с туалетом: первый из них посещение оплачивает, остальные в порядке очереди проходят, не закрывая дверь. В Германии туалеты платные: перед входом стоит тарелочка, на которую надо положить от 50 евроцентов до 1€. Рядом зачастую дежурит работник и незаметно, но внимательно наблюдает за приходом средств. Иногда на входе стоят турникеты и кассовые машины: чек на 50 евроцентов потом можно предъявить в кассе кафе и получить скидку на эту сумму при оплате заказа. В Париже туалеты закрываются довольно рано — около 19:00–20:00 и гулять по ночному городу весьма затруднительно; прогулку по живописной набережной Сены слегка портит характерный запах.
Часто бесплатно можно посетить туалет в ресторане Макдоналдс, при этом не обязательно делать покупку. В маленьких ресторанчиках и кафе часто туалет только для персонала, однако в тех, что покрупнее, можно сделать покупку и туалет посетить. Туалеты бесплатны во всех музеях (разумеется, в часы их работы). Можно посетить туалет в храмах и соборах, но не стоит устраивать перед ним очередь.
На обратном пути в Германии мы посетили небольшой уютный город Любек. Было воскресенье и магазины были закрыты, поэтому все туристы сосредоточились на экскурсии по городу.
Из достопримечательностей следует отметить церковь Св. Петра, построенную в XII–XVI веках, а также Мариенкирхе — шедевр готической архитектуры, ставший образцом для постройки многих соборов северной Европы. В Любеке мне удалось-таки попробовать настоящих немецких сосисок!
Сразу за церковью есть здание старого гоститаля, а еще через пару домов — отличный немецкий ресторан, куда гид Ольга посоветовала нам зайти. Старинный интерьер, вежливый персонал и отличная кухня этого заведения оставили теплые воспоминия об этом городе. Официант плохо говорил по-английски, но после долгих переговоров сдался, махнув рукой: «Ладно, все понял, сейчас все сделаю в лучшем виде!» и через какое-то время передо мной появилась огромная сковорода с едой и бокал местного пива. Такой простой и вкусной еды я больше нигде не пробовал. Слушайте своего гида!
На обратном пути нас ждала не менее увлекательная экскурсия по старому Стокгольму. Там есть одна улочка, где я плечами почти задевал за стены. Когда путешествие подходит к концу, начинаешь как-то по-другому воспринимать окружающее. С жадностью смотришь на обычные булыжники на мостовой, фотографируешь каждый переулок, каждый фонарь на стене; здесь я отснял почти 200 кадров. Наверное, тут так красиво вечером...
В этот раз мы увидели королевский дворец и смену караула, потом выглянуло солнце и мне удалось сделать отличный «открыточный» вид Стокгольма. Жаль, что место-то уже закончилось, фотография не поместилась.
Как уже говорилось, завершали наше путешествие экскурсия по Хельсинки и посещение аквапарка «Серена». После всего увиденного Хельсинки мне не очень понравился. Может быть, причиной тому стала пасмурная погода или я просто был переполнен впечатлениями, как мои три флэшки — снимками. Мы приехали на главную площадь и осмотрели собор. Пока я стирал снятые ранее неудачные кадры, чтобы освободить место для нескольких снимков Хельсинки, время кончилось. Я с чистым сердцем вскинул камеру, нажал спуск и, не глядя на экран, залез в автобус.
До свидания, Европа! Я не говорю тебе «прощай», мы обязательно увидимся снова. Я в этом абсолютно уверен.