Главная | Новости | Галерея | Статьи и фотоотчеты | Фотоконкурс ПУТЕФОТ | Книги | Правила |
Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву и обратно (май 2008 г.)
Биржаков М.Б., вице-президент Международной Туристской Академии, вице-президент АТЭП
Премьер-министр РФ, председатель партии «Единая Россия» В.В. Путин призвал активно привлекать частный бизнес к развитию транспортной системы России. Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся правительством. Она оценивается в 13,484 трлн рублей. Бюджет РФ готов выделить 33,4% этой суммы. Значительную часть оставшейся суммы, дадут частные инвесторы. Им только нужно дать определенные гарантии (Деловая газета Взгляд, 20 мая 2008 г.).
По утверждению министра транспорта г-на И.Левитина, в России к 2010 г. «пригодными для проезда» будут 51% автомобильных дорог. А стало быть, остальные «непроезжими» или непригодными для проезда. Для достижения этого показателя принята дорожная Стратегия. Более 60% средств мероприятий Стратегии будет привлечено за счет внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ, а около 1 трлн рублей будет выделено за счет инвестиционной составляющей тарифа на грузовые перевозки. Планируется введение сборов за проезд по федеральным дорогам грузовиков массой более 12 т.
Сколько «проезжих» дорог сегодня — история умалчивает.
Для примера можно рассмотреть всего одну, которая и называется «Россия» — федеральная трасса Москва—Санкт-Петербург. Трафик по указанному пути столь большой, что первая фура въезжает на трассу в Москве и соответственно немедленно другая выезжает в Санкт-Петербурге с разрывом в двадцать метров. Протяженность трассы 640 км и колеи, соответственно, в два раза больше, поскольку таковая устойчиво наблюдается в обе стороны движения. В направлении на Москву колея глубже и отчетливее, выехать из нее можно лишь с трудом — в направлении «туда» из Санкт-Петербурга фуры идут груженые под крышу, обратно почто все пустые. Практически на каждом ДПС весовой контроль, но измерить вес всех грузовиков просто невозможно.
Сказки о восьмиполосном скоростном шоссе — эдаком «полноценном хайвэе» — пока пригодны для раздела газетных новостей из категории слухов «о». Реально трасса еще в умах проектировщиков, да и финансирования не выделено. На пути между Москвой и Санкт-Петербургом планируется построить 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов. Ширина проезжей части будет 10 полос — на выезде из Москвы, по 8 — в Подмосковье и Ленобласти, по 6 — в Тверской и Новгородской областях. Расчетная скорость движения — 150 км/час. Трасса пойдет в обход городов, поэтому из Санкт-Петербурга до Москвы можно будет добраться за 5–7 часов. Сегодня для нормальных водителей путь занимает 12-14 часов с получасовой остановкой на обед. Ориентировочная сметная стоимость всего проекта — около 350 млрд рублей, однако на практике все будет дороже минимум в два раза. 14 января 2008 г. Д. Медведев, в ту пору еще вице-премьер, заявил, что «Концессионер приступит к строительству этой дороги возможно уже в этом году, потому что решение о проведении конкурса будет принято в середине 2008 года». Более того, устроители твердо рассчитывают на привлечение средств частного капитала в основном за счет обустройства прилегающих к трассе земельных участков. А нынче километр дороги стал золотой — до 6 млрд рублей (за последние шесть лет стоимость возросла в шесть раз). Сколько по времени будет строиться дорога, еще неизвестно, но первый подмосковный участок планируется сдать к 2010 г. Всего — по объему и количеству объектов — лет тридцать. А если учесть, что построенное будет тут же разрушаться и требовать ремонта раз в пять лет, то и все пятьдесят.
Сегодня (на май 2008 г.) можно уверенно говорить, что данная федеральная трасса исчерпала свою пропускную способность как транспортный путь. Дорогой, «пригодной для проезда» небольшого количества автомобилей, можно назвать небольшой отрезок от Москвы до Твери (дальше высокие чиновники не ездят на личных и служебных автомобилях). В Твери трасса следует по двухполосному мосту через Волгу, который создает пятикилометровые пробки с каждой из сторон движения. Мыслей и видимости строительства нового моста нет в принципе.
После Твери имеет место участок «псевдохорошей дороги», которую совсем недавно построили, расширили, но покрытие уже сходит с первым снегом и желает всего лучшего. После села Колесные горки (чисто транспортное название) дорога вновь обретает состояние реконструкции, однако деятельность по укладке нового асфальта имеет место. После Торжка, который остается в стороне от трассы, дорога опять приобретает состояние «хорошо бывшей в употреблении» ровно до Вышнего Волочка. Собственно Вышний Волочек является единственным городом на пути, не считая Клина и Светлогорска, через центр по узким (центральным) улицам которого проходит федеральная трасса. Нет необходимости говорить, что старая двухполосная городская улица с десятком светофоров не является автомобильной трассой ни в каком смысле — это чистый анахронизм и издевательство над горожанами.
Регулировщики вживую на перекрестках работают в круглосуточном режиме, с трудом дозволяя пешеходам в ужасе и риском для жизни пересечь улицу. Пробка из тяжелых грузовиков заполняет город дымом, гарью, грохотом моторов также круглосуточно. О состоянии асфальта говорить не приходится.
Из Волочковских достопримечательностей, которые можно разглядеть, стоя часами в бесконечной пробке — проржавевший остов речного суденышка с надписью «Титаник», хорошо наблюдаемый с дороги, приткнувшийся к берегу канала уже добрый второй десяток лет, да и надпись на пути в Москву на огромном информационном плакате «Москва» (указатель по ходу движения), «Центр» (указатель в другую сторону). Видимо, Центр находится в стороне от Москвы.
Другой камень преткновения, о который дорожные службы спотыкаются уже более десяти лет, — объездная дорога мимо Великого Новгорода. Она перманентно находится в состоянии реконструкции. Накатка полотна дороги в районе пос. Вины создает пробку из грузовиков километров на шесть-семь. Надо отметить, что в основном по трассе едут тяжелые грузовики с прицепами; желающих преодолеть трассу на легковой машине от Москвы до Санкт-Петербурге практически нет (соотношение легковушка-грузовик 1:20), исключая местных жителей, которые поневоле пользуются этим путем местных перемещений для разрешения жизненных ситуаций.
На участке р. Мста — р. Волхов дорога не поддается здравомыслию и описанию и, несмотря на то, что мосты через эти водные препятствия второй ниткой уже построены, полотна дороги просто нет. Повсеместно установлен указатель «40», «обгон запрещен» и как неотъемлемое приложение — следящий экипаж мздоимцев, исправляющий ошибки в формировании заработной платы штатного персонала соответствующих служб.
Дорога в пределах от Великого Новгорода в сторону Санкт-Петербурга и по Ленинградской области до северной столицы относительно приличная, с натяжкой «проезжая».
В целом трасса весьма не безопасная, ежедневно на ней гибнут люди как на войне, все обочины столбы и деревья с частотой метров в пятьсот увешаны погребальными венками, есть даже фундаментальные памятники. За прогон туда и обратно мы насчитали четыре фуры, мертво лежащие в канаве, дымящиеся или горящие, смятые до неузнаваемости с отсутствием малейших признаков выживания водителей. Строителей и ремонтников автомобильных трасс России могут обязать выплачивать денежную компенсацию водителям, попавшим в ДТП из-за плохого состояния дорожного полотна. По статистике МВД, доля таких дорожных происшествий составляет не менее 20 % от общего числа аварий. Кроме того, отмечают сами водители, плохие дороги разбивают подвеску, как минимум, увеличивая риск аварий в будущем.
Интересный факт, в шоферской столовке в Коломне, что ровно на половине пути, в окне выдачи блюд вечная надпись, наблюдаемая нами реально уже двенадцать лет подряд — «Клиенту, взявшему полный обед стоимостью более 180 руб. — 50 граммов водки бесплатно». Ну, кто ж откажется от халявы…
Не менее интересна манера кассиров на заправочных станциях. Кассовые чеки при заправке выдают только после заливки бака топливом. Иногда выдается подобие фискального чека с благодарностью, сам чек надо догадаться взять, его не навязывают. Большинство водителей забывает взять чек… дальнейшее можно легко придумать. Тут уже ловкачи от туризма меркнут по объемам левой выручки неучтенной налички. Напомним тем, кто не знает, современная наука не придумала способа измерять объем топлива в подземных емкостях автозаправочных станций. Повсеместно уровень топлива меряют… большой мерной линейкой. Каковы возможности для лукавства.
Фуры группами жмут по селеньям не снижая скорости до лимитированной, у всех водителей есть рации, по которым сообщают друг другу о сидельцах с приборами в придорожной канаве или проулке.
«Потери России из-за низкой пропускной способности автомобильных дорог составляют 3% от валового внутреннего продукта».