Паломничество на Святую гору Афон
Виктория Щербакова, заместитель главного редактора издательства «Невский Фонд»
Журналистке Виктории Щербаковой посчастливилось взять короткое интервью у известного сербского писателя Павла Рака во время его недолгого визита в Санкт-Петербург. Мы полагаем, что будущим паломникам будет интересна эта беседа.
Павел Александрович, вы не только бывали на Афоне, но и прожили там полтора года в качестве послушника. В России очень мало знают об этой православной святыне, куда стекаются ежегодно многие тысячи паломников со всего мира. Поэтому для первой нашей встречи дайте, пожалуйста, общую картину.
Начну с того, что приехать на Афон могут исключительно мужчины и, несмотря на многочисленные просьбы, настояния и даже постановления самых солидных всемирных общественных институтов, монашество категорически отвергает любые попытки допустить на Афон женщин, в том числе и паломниц. В день разрешено посещение Афона 150 православными паломниками и 10 неправославными.
Полуостров Афон на северо-востоке Греции имеет 50 километров в длину, 10 километров в ширину. На этом пространстве размещены 20 монастырей и еще 300–400 скитов, келий и пустынь. В малых скитах непременно есть с восточной стороны церковка и живут на ее же территории обычно до пяти монахов. Всего в Афоне сейчас примерно 2000 монахов.
Как осуществляется связь с греческим государством?
Полуостров загорожен с суши, а все снабжение идет исключительно по морскому пути.
Святая Гора Афон была посвящена Божьей Матери, которая намеревалась посетить Святого Лазаря, являвшегося епископом на Кипре, но задули ветры и корабль прибило к этому полуострову, где стояли тогда храмы Аполлона. И тогда же послышался глас, который пророчествовал, что эта земля будет посвящена Божьей Матери и все здесь живущие получат ее вечное покровительство. Известно, что еще в V веке здесь жили монахи и было множество скитов и келий, а в 963 году здесь был основан первый большой мужской монастырь Афанасием Афонским. Именно с тех пор стали тут развиваться и расти большие монастыри, и уже в средние века закрепилось здесь 20 монастырей. После этого любые строения входили в состав одного из 20 монастырей и число 20 не превышалось.
Расскажите, пожалуйста, о системе правления в Афоне.
Да, она существует. В Карее — столице — внешне сказочном городке монашеском — живут представители каждого монастыря, пекущиеся об его интересах. От каждого монастыря ежегодно в состав своеобразного парламента направляется по 1 человеку. Первый, главный на святой горе — ПРОТОС — меняется он ежегодно по ротационной системе.
А монастыри все православные?
Все, из них 17 греческих, 1 русский, 1 сербский, 1 болгарский, а у румын, например, нет своего монастыря, а есть только кельи.
Расскажите подробнее о русских на Афоне.
Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона до революции был самым крупным. Были выстроены большие здания. Иные стоят до сих пор, иные сгорели, разрушились, но все равно в целом осталось большое хозяйство. Я помню времена, когда там буквально все было дряхлое, чахлое. А вот сейчас отреставрировано многое, но заполнить помещения монашествующими русскими не удалось и живет немногим более 50 монахов. И не то что бы нет желающих из России, напротив, но есть объективные причины, препоны. Греческое правительство до революции очень было озабочено прибытием большого количества русских монахов на постоянное жительство. Доходило их число до 7 тысяч. Греческие монахи естественно боялись, что русские могут вытеснить их с Афона количеством своим. Вот сегодня рост монахов из России и придерживают. Но, Вы знаете, русские-то живут не только в русском монастыре, а и в других, например, в греческом, да и в отдельных скитах, кельях они есть.
Стремление когда-то мирских людей после ухода в монастырь не иметь контактов с женщинами понятно, но и сами паломники сегодня не представляют собой какой- то однозначной картины?
Да, Вы важный вопрос затронули. Паломничество на Афон из России возобновилось, но чистый туризм совершенно не допустим в такое святое для православных место. Оставим в стороне внешнее: одежду, в целом благостный вид, а поговорим о внутренней готовности. Если человек приехал издалека за пищей духовной — покаянием, исповедью, очищением души или возможно даже за окончательным решением: принять ли ему православие? — тут все понятно. Но масса не паломников, они-то едут как раз с благословения своих пастырей, а отправляемых туристскими фирмами туристов, желают только полюбоваться красотами Афона. Они раздражаются, как это ни странно, от вида сосредоточенных на внутренней молитве людей и тем самым мешают духовной работе истинных паломников.
К тому же, несмотря на то, что восстановление русского монастыря идет при огромном участии российских предпринимателей, богатых людей из России, и храмы уже обретают достойный облик, случаются и ненужные вещи — например, раздавание денег направо – налево. А это развращает монахов, мешает им сосредоточиться на бескорыстном служении Богу. Но, к счастью, чаще бывают радостные встречи с русскими солидными предпринимателями, вносящими огромный вклад в восстановление святынь Афона, жертвующими на благое дело реставрации или конкретно на питание монахов, и тут уже видишь, что люди стремятся к изменению, светлому Источнику всего. Они подходят на коленях к старцам, стоят на службе со светлыми лицами.
Невозможно без помощи из России восстановить не только сам монастырь, но и малые здания. Ведь до революции было несколько сотен русских келий, пустынь и скитов.
Мне — женщине — пока не удастся посетить Афон, а хотелось бы представить общую картину, ведь и фотографий даже не видела.
Все 20 монастырей строились в византийском стиле. Это кладка из коричневого камня, а в промежутках кирпич — очень красиво! Если здание покрашено, то обычно в темно-красный цвет, который символизирует Пасху. Но Пантелеймонов храм, например, зеленого цвета с куполами, непривычными русским. Купола обычно каменные у малых церквей и свинцовые у больших храмов. Однако больших храмов на Афоне мало, всего два — в Андреевском скиту и в Ильинском. Остальные здания церквей по размерам средние.
Можно предположить, что убранство церквей красиво?
Это слово тут не подходит. В церквах Афона — самый большой в мире православный музей. Несколько лет назад Салоники были выбраны Европейской столицей культуры на текущий год. Тогда, чтобы люди могли увидеть главное событие — выставку сокровищ Афона, был даже расширен аэропорт Салоники. И действительно, невозможно подсчитать, сколько же людей приехали, какие очереди они отстояли, чтобы одним глазком увидеть эту красоту, почувствовать, ощутить духовную пользу от прикосновения к необыкновенным святыням.
Если честно, у нас в России, не было подробной информации об этой чудо-выставке. А жаль. Вот куда должны были активно возить в тот год паломнические туры петербуржцев, и желающие непременно нашлись бы.
* * *
Это небольшое интервью, мы думаем, уместно дополнить следующей информацией:
В юго-восточной части полуострова Халкидики возвышается вершина горы Афон высотой 2033 метра над уровнем моря. Святая гора Афон была знаменита еще в древности. До Рождества Христова сюда стекались во множестве паломники, чтобы совершать языческие торжества перед золотым кумиром Аполлона, главный храм которого стоял на самой вершине Афона. Гору в те времена называли Аполлониада. Позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который по-гречески назывался Афос (по-русски — Афон).
Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Святого Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстоит на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе, наполненной идолами. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем воскликнули: «Люди, обольщенные Аполлоном! Ступайте в Климентову пристань и примите Марию, Матерь Великого Бога Иисуса». Бесы, бывшие в идолах, против воли принуждены были, силою Божию, возвестить истину, Народ изумился, и все поспешили на берег моря к пристани. Увидев корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением. Богородица возвестила народу об Иисусе Христе, и все пали и поклонились Богу, от Нея рожденному и потом, уверовав, крестились. Тогда Богоматерь сказала: «Место сие да будет Моим Жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим!» Поставлен был тогда же учителем народа один из приехавших с Нею. Между тем Богоматерь, благословив народ, продолжала: «Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благословением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Все нужное для земной жизни будут они иметь в изобилии с малым трудом; уготована им будет небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Сему месту Я буду заступница и теплая о нем ходатаица к Богу». Было это около 44 года после Рождества Христова.
Особенностью Афона является то, что женщинам вход на Святую гору совершенно невозможен и запрещен. По афонским преданиям вход женщинам был возбранен после следующего случая. Плакидия, дочь греческого императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Византию, мимоездом пожелала видеть Святую гору и, в особенности Ватопедский монастырь, выстроенный иждивением ее отца. Она прибыла прямо к Ватопедской пристани, торжественно была встречена и введена в монастырь с подобающей почтительностью и церемониалом. В умилительном благоговении подступила она к собору и, слагая с себя царственное величие, так смирилась, что не хотела войти с главного входа, а прошла через боковую дверь. Она только хотела войти в главный храм, как вдруг ее поразил голос Богородицы, исходивший от Ее иконы, написанной в стенной нише: «Зачем ты сюда, здесь иноки, а ты женщина, для чего же даешь врагу случай ратовать их преступными помыслами! Ни шагу далее! Удались, если хочешь себе добра!»
Пораженная страхом царевна молча удалилась из обители. (Было это в конце IV или в начале V века.) А святые отцы Афонские законоположили между тем, чтобы с той поры ни одна женщина не проникала в тайники афонского подвижничества, что и доныне свято исполняется. На Афоне есть только одна мать и одна хозяйка — это Богородица.
Немного об истории русского монастыря на Афоне: монастырь этот никогда не являлся собственностью России. В XIX веке в нем жили в основном русские и греки. Греки служили в соборе Великомученика и исцелителя Пантелеимона, а русская братия — в Покровском соборе. В великие праздники на Божественную литургию собирались в одном храме. Только в XX веке монастырь становится чисто русским. Но Афон — часть Греции, и поэтому русские монахи принимают греческое гражданство. В главном соборном храме св. великомученика и целителя Пантелеймона хранится глава св. Пантелеймона и частицы мощей Иоанна Предтечи, преподобномучеников Стефана Нового, Параскевы, великомученицы Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.
В монастыре вторым соборным храмом является храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь св. Александра Невского. Имеется также малый храм Успения Пресвятой Богородицы и несколько параклисов-приделов или малых храмов. Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей. Самый большой колокол св. Пантелеимона весит 818 пудов 10 фунтов, он отлит в Москве и пожертвован в монастырь в 1894 году самарскими жителями И. М. Плешаковым и А. М. Шумовой. Это один из величайших колоколов православного Востока, может быть, и самый большой.
Редакция выражает благодарность Болговой Оксане за предоставленные фото.
* * *
Статья опубликована: Национальный туристский журнал «Туристские Фирмы». Выпуск 42(10) — СПб.: «Невский Фонд», 2007. — 212 с. Все права защищены. На сайте публикуется с разрешения правообладателя.