Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
01 июня 2010 г.

Боремся с шумом с помощью плагина Topaz DeNoise 4. Примеры и сравнения

Софтверная компания Topaz Labs представляет свою новую разработку — технологию по удалению шума с цифровых изображений под названием «IntelliNoise» и новую версию плагина, основанную на этой технологии — Topaz DeNoise 4. Об одной весьма успешной разработке компании Topaz Labs уже говорилось в новостях, а именно о плагине Topaz Adjust 4, сегодня на очереди новая разработка этой фирмы.

Уже знакомый интерфейс в темно-серых тонах предлагает удобное и логично организованное управление всеми настройками (см. скриншот 1). Радует, что разработчики сделали единообразный интерфейс для всей линейки своих новых продуктов, нет смысла останавливаться на нем подробнее, в предыдущих обзорах были рассмотрены принципы работы в нем более детально.

Topaz DeNoise 4

Скриншот 1. Общий вид плагина Topaz DeNoise 4

Основная идея разработчиков алгоритма снижения шума IntelliNoise состоит в том, что при съемке в условиях недостаточного освещения фотограф может выставить нужную ему глубину резкости, закрывая диафрагму согласно своему творческому замыслу и увеличивая ISO. А с шумами, которые неизбежно при этом дадут о себе знать, при обработке фотографий будет бороться программный алгоритм, обеспечивая чистые изображения и четкую проработку деталей. Такой подход будет полезен при съемке интерьеров и пейзажей, а также различных спортивных соревнований.

«Удалить шум с изображения просто. Однако неплохо при этом не потерять мелкие детали, которые также затронуты шумом, — говорит проф. Альберт Янг (Dr. Albert Yang), ведущий разработчик IntelliNoise. — Наш алгоритм IntelliNoise анализирует паттерн шума фотографии в целом, чтобы определить области с деталями и учесть их в процессе финальной обработки. В этом основное отличие нашего метода борьбы с шумом от аналогичных программ. Мы рады положительным отзывам наших бета-тестеров, которые оказали неоценимый вклад в разработку новой версии плагина».

Плагин Topaz DeNoise 4 на сегодняшний день является единственной коммерческой программой, использующей алгоритм IntelliNoise. Плагин совместим с большим числом приложений, среди которых Photoshop (включая CS5 х32 и х64), Aperture и Lightroom для Mac и Windows.

Разработчики предусмотрели целый набор пресетов для обработки как JPEG, так и RAW файлов с разным уровнем шума. Рекомендуется сперва выбрать один из готовых пресетов и оценить его действие на изображение, после чего можно произвести некоторую доводку параметров вручную. Как уверяют разработчики, готовые пресеты подойдут почти на все случаи жизни, так что доводка вручную вряд ли понадобится. Однако при желании пользователи могут делать свои собственные пресеты, адаптируя настройки для своей камеры и для конкретной фотосессии. Это будет удобно для пакетной обработки фотографий.

Основные регулировки собраны в две весьма логичные вкладки — Noise Reduction (Снижение шума) и Detail Recovery (Проявление деталей). Вкладки располагаются справа в основном окне плагина и могут сворачиваться (см. скриншот 1).

Topaz DeNoise 4

Регуляторы вкладки Снижение шума помогают осуществлять контроль над силой воздействия алгоритма IntelliNoise на изображение.

Overall Strength (Сила воздействия) управляет общим количеством снижения шума, которое будет применено к изображению, и является первоначальной установкой, от действия которой зависят другие параметры.

После настройки Силы воздействия необходимо отрегулировать проявление шума в красном (Adjust Color - Red) и синем (Adjust Color - Blue) каналах фотографии.

За проявление шума в тенях и светах отвечают регулировки Adjust Shadow и Adjust Highlight соответственно. В большинстве случаев имеет смысл удалять шум именно в тенях, защищая детали в светах.

Вкладка Detail Recovery (Проявление деталей) отвечает своему названию — три ее движка заботятся о деталях фотографии.

Recover Detail — уникальный алгоритм, который «возвращает» размытые детали, которые могли пострадать после активной борьбы с шумом.

Reduce Blur борется с эффектом шевеленки, возникающем вследствие движении камеры при съемке. Как уверяют разработчики, в отличие от знакомого нам шарпа (sharpening) этот движок способен вернуть фокус в нужное место. Движком Add Grain можно при желании, наоборот, добавить на фото эффект зернистости.

Уникальный алгоритм автоматической подстройки яркости Auto-Brightening призван заботиться о темных участках изображения. На деле эксперименты с этой опцией не оказывали на тестовые фотографии никакого воздействия. Видимо, этот алгоритм срабатывает в каких-то по истине «уникальных» случаях.

Практика работы по удалению шума

Красивые картинки на сайте разработчика и смелые заявления о новом алгоритме удаления шума с цифровых фото, который интеллектуально может обрабатывать разные участки изображения по-разному, вызвали большой интерес и желание немедленно попробовать плагин в действии. Разработчики предусмотрели полнофункциональную 30-дневную демо-версию, за что им огромное спасибо.

Итак, плагин скачен, установлен, теперь можно приступить к непосредственной работе.

Борьба с шумом компакта Sony DSC-W90.
Пример 1. Таллинн

1.1. Фотография без обработки

Sony DSC-W90, ISO 800

Эта фотография автора KeyMan, он ее сделал осенью 2009 года в Таллинне. Съемка велась с рук, фотокамера автоматически выставила ISO 800.

Обратите внимание на верхнюю левую панель: на ней по идее должна отображаться служебная информация о снимке, на основе которой можно принять верное решение о применении того или иного пресета.

На деле все не так радужно — программа не смогла определить модель камеры и тип файла, хотя камера совсем не новая, да и ее производитель не из последнего десятка... Программа говорит, что фото снято зеркалкой в формате RAW. Странно это.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.2. Topaz DeNiose 4, JPEG light

Но мы-то точно знаем, что фотография является Jpeg-файлом, поэтому для начала выбираем самый «легкий» пресет — Jpeg with light noise (Jpeg с небольшим шумом).

От оригинала отличий немного, двигаемся далее.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.3. Topaz DeNiose 4, JPEG strong

На этом скриншоте проявился один неприятный глюк, который довольно сильно мешает — обратите внимание на серую полосу на последнем пресете. Выбран в данный момент все же третий сверху.

Мне действие этого пресета не нравится: кроны деревьев превратились в какую-то массу, детали все так же шумны, на крыше дома справа как был заметен шум, так он никуда и не исчез, вот только небо приобрело гладкий вид.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.4. Topaz DeNiose 4, RAW strong

Это уже лучше: кроны деревьев уже не представляют собой какую-то массу, фотография стала выглядеть немного интереснее. Однако даже самый «сильный» пресет не смог справиться с шумом на этом фото.

Видимо, дальнейшие действия необходимо производить вручную, добиваясь наилучшего варианта. Однако мне было интересно все же посмотреть работу готовых пресетов, о которых так красноречиво говорилось в пресс-релизе.

Смотреть оригинал (1024х768)

Сравнение Topaz Denoise 4 с альтернативными программами

1.5. Обработка в ACDSee Pro 3

Чудес от программы ACDSee Pro 3 ждать не стоит: шумодав в ней установлен слабенький. Оба регулятора вправо до упора, толку от этого, прямо скажем, не много.

Программу ACDSee Pro 3 я сегодня упомяну для примера только 1 раз, чтобы не отвлекаться от основной темы обзора. ACDSee Pro 3 — очень странный продукт, весьма неоднозначный. Однако она чрезвычайно удобна и проста для рядового пользователя, новичка или человека, у которого нет времени и желания возиться с изученим сложных пакетов, а фото все же обрабатывать надо. Таких людей достаточно много, они зачастую являются настоящими профи в своем деле. К примеру журналисты, историки, этнографы и др. ученые, которые недавно начали снимать на цифру для своих исследований. ACDSee Pro 3 позволяет им осуществять полный цикл по управлению фотосессиями, для них она просто незаменима.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.6. Обработка в Adobe Camera RAW 6.1

Основное назначение плагина Camera RAW 6.1 — все же обработка именно файлов RAW, хотя он и позволяет открывать JPEG. Я постоянно обрабатываю в нем JPEG-и моих друзей и коллег, так как привык к интерфейсу и функционалу ACR.

Вероятно, с шумом матрицы зеркалки ACR будет справляться куда лучше; данный пример обработан не очень хорошо. Обратите внимание на положение движков — запас еще есть, и можно продолжать эксперименты. Я решил остановиться на данном варианте: и шуму стало заметно меньше, и детали не сильно пострадали.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.7. Обработка плагином NoiseNinja 4.2

NoiseNinja предлагает довольно известный алгоритм подавления шума. Этот движок используют многие разработкими в своих программах, например он установлен в пакете от Bibble Labs. В данном примере я использовал плагин NoiseNinja версии 4.2 для Photoshop.

Так как интерфейс плагина NoiseNinja не позволяет показать на экране большой участок изображения для оценки действия обработки, я привожу экранник Photoshop с уже обработанной фотографией. Обработка была выполнена с установками по умолчанию.

Результат не слишком порадовал: он вполне сравним с Topaz DeNoise 4.

Смотреть оригинал (1024х768)

1.8. Обработка плагином
Imagenomic Noiseware Professional 4.2

Так же как и плагин NoiseNinja, интерфейс плагина Noiseware Professional позволяет просматривать только небольшой участок фотографии, поэтому привожу экранник Photoshop c уже обработанным фото.

Noiseware порадовал чрезвычайно. Наряду с автоматическим пресетами он предлагает оргомное количество ручных настроек, которые запросто могут стать темой отдельной статьи.

Результат — практически идеальная проработка мелких делатей вкупе с отличным подавлением шума. Плюс огромный запас по обработке — можно было регуляторы двигать еще вправо.

Смотреть оригинал (1024х768)

Пример 2. Ночная Венеция при ISO 3200

2.1. Фотография без обработки

Sony DSC-W90, ISO 3200, f/2.8, программа

Когда я увидел данный кадр, я был искренне расстроен, что ее автор KeyMan поленился сходить в отель за штативом. Конечно, ISO 3200, которое выставила автоматика камеры, не обещает хорошую проработку деталей, зато шум во всей красе нам обеспечен!

Как раз для наших экспериментов.

Смотреть оригинал (1024х768)

2.2. Обработка в Topaz DeNoise 4,
RAW strong

Как я уже убедился ранее, сильный шум способна победить лишь установка RAW width strong noise. Слева как раз вариант обработки данным пресетом.

Как ни странно, но фотография выглядит совсем неплохо, учитывая что была снята на недорогой компакт с такой экстремальной чувствительностью.

Смотреть оригинал (1024х768)

2.3. Обработка в Imagenomic Noiseware Professional 4.2

Обратите внимание на гладкий участок стены в левой части фотографии. Он гладкий! И в то же время с проработанными деталями, даже текст на табличке виден. Я был просто шокирован возможностями данного плагина и решил прекратить эксперименты с ним в рамках данной статьи.

На этом месте захотелось прекратить писать про Topaz DeNoise 4 и начать обзор Noiseware, ибо он этого заслуживает!

Смотреть оригинал (1024х768)

Борьба с шумом компакта FujiFilm FinePix F200EXR
Пример 3. Портрет

3.1. Фотография без обработки

Данная фотография сделана мной в рамках тестирования замечательного компакта от FujiFilm под названием FinePix F200EXR. К сожалению, камера была у меня всего несколько дней, и полноценного теста не вышло. К тому же после долгих лет общения с зеркалками Canon я впервые взял в руки компакт, и делать интересные фотографии с его помощью было сложновато.

Данный снимок сделан в парке Сергиевка осенью 2009 г. в автоматическом режиме «EXR». ISO 1600, f/3.4, 1/90 c.

Смотреть оригинал (1024х768)

3.2. Обработка Topaz DeNoise 4,
JPEG light

Работа с портретами — явно не самая сильная сторона плагина Topaz DeNoise 4. Обратите внимание на пальто: большие размытые участки явно не улучшают восприятие фотографии. Волосы потеряли в деталях, лицо приобрело какой-то пластмассовый вид.

Выбор пресета с более сильной обработкой безнадежно портил портрет, поэтому я остановился на «легком» варианте обработки.

Глядя на эту обработку я с уверенностью могу сказать, что необработанный вариант мне нравится значительно больше, несмотря на явно заметный шум на нем.

Смотреть оригинал (1024х768)

3.3. Обработка в Adobe Camera RAW 6.1

Плагин Camera RAW 6.1 и в этом примере не способен на пятерку справиться с задачей по борьбе с шумом. Дальнейший сдвиг регуляторов вправо приводит к потере деталей, что критично для портрета.

В результате недолгих экспериментов я остановился на некотором промежуточном варианте: здесь и шум слегка снижен, и детали все же не размыты. А пальто выглядит вообще замечательно.

Смотреть оригинал (1024х768)

Обработка RAW-файлов зеркальных камер.
Пример 4. Ночное шоссе и Sony Alpha-500

4.1. Фотография без обработки

Данная фотография снята на камеру Sony Alpha-500 из салона автомобиля зимой 2010 г. на Приозерском шоссе в районе Орехово, о чем свидетельствует дорожный указатель справа. Снято с пассажирского места во время движения.

Единственной возможностью было установить чувствительноть ISO 12800, так как при меньших значениях добиться выдержки хотя бы 1/30 не получалось. F/5, RAW, AWB, съемка в режиме Live View.

Смотреть оригинал (1024х768)

4.2. Обработка в Topaz DeNoise 4

Плагин Topaz DeNoise 4 достойно справился с этой нелегкой задачей, обратите внимание на плавный фон вокруг фар, а также на отличную проработку дорожного указателя «Орехово».

Смотреть оригинал (1024х768)

Пример 5. Статуя льва в ЦПКиО и Canon 30D + ISO 640

5.1. Фотография без обработки

Мне нравится шум, который дает матрица моей 30-ки. Признаться честно, мне вообще не хочется этат кадр обрабатывать шумодавом: шум настолько мелкий и незаметный, что он совершенно не мешает.

Это простенькая фотография — одна из моих любимых. Внимательный читатель заметит, что я ее использую во многих обзорах различных программ.

Canon 30D, ISO 640, M, f/4.0, объектив EF17-40mm f/4L USM

Смотреть оригинал (1024х768)

5.2. Обработка в Topaz DeNoise,
RAW strong

Я выбрал режим обработки RAW strong, так как более «легкие» режимы не оказывали заметного воздейтсвия на фото.

Обработка произведена какими-то пятнами, некрасиво, да и шум никуда не делся... Видимо, алгоритм не может определить, где же тут мелкие детали, где ровный фон.

Смотреть оригинал (1024х768)

5.3. Обработка в Topaz DeNoise,
RAW stongest

Самый сильный вариант обработки — RAW strongest.

Комментарии излишни, фото испорчено.

Смотреть оригинал (1024х768)

5.4. Обработка в Imagenomic Noiseware Professional 4.2

Кто еще совневается в профессионализме фильтра Noiseware Professional 4.2? Вот эту работу смело можно назвать профессиональной.

Мне снова пришлось обработать фото и поместить тут экранник Photoshop, так как интерфейс плагина Noiseware, повторюсь, не позволяет рассматривать сразу большой участок фотографии, а для нашего примера это важно.

Теперь у меня возникло большое желание написать про этот замечательный плагин отдельный обзор.

Смотреть оригинал (1024х768)

Пример 6. Как насчет ISO 25600?

6.1. Фотография без обработки

Данная фотография была сделана автором progresssive в рамках тестирования камеры Canon 5D Mark II, ISO 25600, M, f/5.6, 1/80 s, RAW, съемка с рук. На снимке известный Новодевичий монастырь в Москве.

Смотреть оригинал (1024х768)

6.2. Обработка Topaz DeNoise 4,
RAW moderate

В целом неплохо для такого уровня шума. Попробуем применить более «строгий» пресет.

Смотреть оригинал (1024х768)

6.3. Обработка Topaz DeNoise 4,
RAW strongest

Я, признаться, был приятно удивлен результатом, так как ожидал более слабого результата. Плагин в целом с этой непростой задачей справился.

Смотреть оригинал (1024х768)

6.4. Обработка в Imagenomic Noiseware Professional 4.2

А вот в этом примере мой любимый Imagenomic Noiseware Professional 4.2 показал себя не с лучшей стороны. Автоматический пресет выдал совсем ужасную картинку, я все же слегка подправил действие шумодава руками.

Обратите внимание на пространство вокруг крестов храма. В целом работа Noiseware именно в данном примере оказалась неудовлетворительной.

Смотреть оригинал (1024х768)

6.5. Обработка в Camera RAW 6.1

А вот старый добрый ACR 6.1 творит чудеса. Согласитесь, обработка в данном случае наиболее сбалансированная.

Разумеется, мы не можем ждать от программы чудес по полному удалению столь интенсивного шума! Понятно, что в сумерках вряд ли можно порекомендовать использовать ISO 25600 для чего-либо кроме теста :-)

Смотреть оригинал (1024х768)

Некоторые выводы

В целом выводы не очень утешительные для плагина Topaz DeNoise 4. Однако есть и несколько плюсов. Итак, по порядку:

Что понравилось в плагине Topaz DeNoise 4:

  1. Единый продуманный интерфейс новых плагинов от компании Topaz Labs. Разобравшись один раз, например с плагином Topaz Adjust 4, вопросов о том, куда жать мышкой не возникает.
  2. Наличие ручных довольно понятных регулировок.
  3. Версии для x32 и x64, совместимость с несколькими программами. Поддержка на официальном сайте, подробные инструкции и обучающие ролики.

Минусы:

  1. Во всех примерах (кроме одного) плагин не смог порадовать своей работой. То, для чего он предназначен — бороться с шумом и делать фотографии привлекательнее — с тем он справлялся не убедительно. Может быть, это лично мое восприятие, или же я примеры подобрал какие-то не подходящие, но мне работа плагина не понравилась.
  2. Плагин отказывался определять модель камеры, которой был сделан обрабатываемый снимок, а также тип файла: в большинстве случаев было написано RAW, хотя я обработал всего три RAW файла, остальные все были JPEG.
  3. По умолчанию фото раскрывается в 200%. Почему не 100%, это ведь было бы логичнее и удобнее?
  4. Всю ту же самую обработку можно легко сделать в Camera RAW 6.1. И если рабочий процесс у фотографа построен на основе программ Lightroom или Bridge, необходимость в плагине Topaz DeNoise 4 отсутствует полностью. Как показала практика, именно в ACR 6.1 каждый раз получалось добиться хороших результатов по борьбе с шумом.
  5. Слабые результаты по сравнению с конкурентами. Плагин от NoiseNinja показывает примерно похожие результаты, но обладает большей функциональностью. А плагин Imagenomic Noiseware Professional 4.2 кладет Topaz DeNoise 4 на обе лопатки почти во всех рассмотренных примерах (кроме примера с экстремально высоким ISO). Я специально для верности протестировал различие работы этих двух продуктов еще на 5-6 различных примерах и получил тот же результат.
  6. Topaz DeNoise 4 стоит $80 против $70, которые просят за профессиональную версию Imagenomic Noiseware Professional 4.2 и тех же $70 за профессиональную версию NoiseNinja (есть домашняя более дешевая версия).

Кому может быть интересен плагин Topaz DeNoise 4?

  1. Предположим, пользователь является поклонником продуктов компании Topaz Labs; ему пришелся по душе интерфейс и он купил сразу много плагинов этой фирмы.
  2. ...сколько я ни старался придумать еще причину для покупки именно этого плагина, а не других, придумать так и не смог. Буду рад оказаться неправым, с удовольствием продолжу дискуссию на форуме.

KonstRuctor, 1 июня 2010
По материалам http://www.topazlabs.com/denoise/
Автор обзора не может нести ответственность за достоверность сведений,
взятых из открытых источников.
Автор использовал для работы над обзором пробную версию плагина.
В обзоре использованы фотографии автора, а также Андрея (KeyMan) Куприянова.

Другие новости по данной теме

↓ Новости производителя «Topaz Labs»

↓ Новости по теме «софт»