Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
14 июля 2010 г.

Новинка на рынке HDR-редакторов: Oloneo PhotoEngine Beta

С бурным развитием цифровой фототехники, разумеется, не менее бурно развивается и индустрия компьютерных программ по обработке и управлению созданными цифровыми изображениями. И если цифровые фотокамеры одного ценового диапазона различных фирм более или менее похожи друг на друга по своим функциям и характеристиками, то на софтверном рынке дела обстоят куда интереснее: только различных RAW-конвертеров выпущено более десятка, не говоря уже о всевозможных вспомогательных программах по обработке графики и плагинов. Сегодня пришла новость от программистов из Франции — компания Oloneo анонсировала бета-версию программы Oloneo PhotoEngine, которая призвана помочь фотографам реализовать творческие замыслы по работе со светом и экспозицией. Рассмотрим основные функции программы.

Oloneo PhotoEngine: четыре основные функции. Ничего лишнего

Программа Oloneo PhotoEngine работает в рельном времени, обрабатывая 32-битные изображения (96 бит/пиксел), и делает это очень быстро, без лишних тормозов и падений, что было бы в какой-то степени простительно для Бета-версии. Программа обладает четырьмя основными функциями:

  1. HDR ToneMap: создание HDR-изображений из нескольких файлов, специально снятых с разной экспозицией
  2. HDR ReLight: управление эффектами освещения на изображении, составленном из нескольких кадров, снятых с одинаковой экспозицией (ISO, выдержка и диафрагма у них должны быть идентичны) но с разным световым рисунком
  3. HDR DeNiose: составление малошумного изображения из нескольких кадров, снятых с экстремально высоким значением ISO (ISO, выдержка и диафрагма у них также должны быть идентичны)
  4. RAW-конвертер с богатейшими возможностями цвето-, тоно- и экспокоррекции

На официальном сайте программы всем желающим раздают полнофункциональную бета-версию, надеясь на пользовательские отклики. Интерфейс программы довольно прост, разобраться в нем никакого труда не составит, тем более, что на сайте в большом количестве доступны видеоролики, поясняющие принципы работы.

Рассмотрим основные функции программы Oloneo PhotoEngine по порядку. В первой части обзора я использовал свои фотографии и фотографии Никиты Биржакова, а вот далее пришлось использовать демонстрационные файлы, которые разработчики приложили к программе, так как, разумеется, съемку подобного рода нужно планировать заранее.

Oloneo PhotoEngine: HDR ToneMap

Главное окно программы представляет собой стандартный трехколонный интерфейс (см. скриншот 1). Слева расположено окно с общей информацией о выбранном файле, в центре — браузер фотографий, справа — вкладка проектов (сюда надо добавить фото, с которыми будет вестить работа), а также три вкладки согласно основным функциям программы. В меню особой надобности нет, так как оно пустое — там нет каких-либо настроек или функций. Видимо, этот будет реализовано позднее. Обратите внимание на интерфейс: он тщательно продуман и аккуратно нарисован, но при этом некрасив. Очень много свободного места, очень крупные окна вкладок, размер самих вкладок вниз-вверх не регулируется, слишком мало места для главного...

Скриншот 1. Интерфейс программы Oloneo PhotoEngine

Скриншот 1. Интерфейс программы Oloneo PhotoEngine

Судя по всему, работа над внешним видом все еще ведется. Итак, приступим к обработке. Для начала склеим HDR-изображение из тех же исходников, которые я уже использовал для работы над обзором про Adobe CS5. Для этого в браузере файлов выберем нужную папку (вверху по центру Browsing:) и выделим с шифтом пять экспозиций, с которыми будем работать. Далее в правом верхнем окне надо нажать кнопку Add, чтобы добавить файлы в работу. Обратите внимание, тут же нам дают исчерпывающую информацию об экспозиции каждой фотографии (см. скриншот 1).

Если все верно, во вкладке HDR ToneMap нажимаем Create HDR ToneMap Project и начинаем наконец заниматься творчеством (см. скриншот 2).

Скриншот 2. Создание HDR-изображения

Скриншот 2. Создание HDR-изображения

Метод обработки выбирается в самом верху вкладки High Dymanic Tone Mapping, я выбрал метод локальной адаптации. Инструментов обработки много, они прячутся под прокруткой вниз:

3 4
3. Гордость разработчиков: кривая изменения насыщенности цветов! Просто тянем за движки и регулируем насыщенность в разных участках изображения: в светах, средних тонах и тенях. Не помню, чтобы я встречал настолько удобный инструмент работы с кривыми! 4. Движки изменения цветового тона, насыщенности и светимости выполнены вот в таком интересном виде: выбираем цвет и тянем вверх-вниз, отслеживая их действие в реальном (!!!) времени, без рывков, без каких-то задержек на экране. Фантастика :-)
5 6
5. В самом центре красуется инструмент тонирования. Выбираем тон в светах, выбираем тон в тенях, рулим яркостью и контрастом. Мне не нравятся подобные эксперименты, я пока не нашел, к чему бы этот инструмент правильно применить 6. Просмотр увеличенного варианта, судя по всему 1:1, хотя об этот нигде не говорится. Ветки и иголки сосны удивительно четкие: не забывайте, что фото составлено из 5 экспозиций. Увеличение-уменьшение по щелчку мыши, что удобно

На скриншоте 6 я изменил метод обработки — выбрал метод расширенной локальной адаптации. Движков прибавилось: в этом режиме можно рулить деталями.

Обратите внимание на панель слева — это история всех действий. Эту панель очень хочется свернуть, убрать с экрана, освободив место для фотографии. Но пока это сделать нельзя: панель можно только свернуть вверх, оставив на ее месте темно-серый фон. Вот такие мелочи, к которым мы привыкли по работе с другими программами, здесь просто отсутствуют. Также тут нет поворота, кропа, ретуши, ключевых слов, слайдшоу, подписей, создания вэб-галерей... Здесь только тоновая обработка и точка.

7 8
7. Можно обрабатывать одно фото, используя программу в качестве RAW-конвертера. Разумеется, доступны все движки регулировок 8. Вот зачем нужна панель истории! На этом скриншоте оригинальное фото :-) Его можно посмотреть, щелкнув в самом низу: история идет не по спирали, как некоторые думают, а снизу вверх :-) Можно создавать «снимки» — виртуальные состояния обработки фото, чтобы потом к ним возвращаться
9 10
9. Любите эксперименты? Пожалуйста! Обратите внимание на отсутствие свечения (светлых ореолов) воркуг труб. Это также гордость разработчиков: при такой экстремальной обработке одного фото (это не HDR) обычно неизбежны эти самые ореолы вокруг объектов. Здесь их нет 10. Хотите просто немного подправить тоновый баланс фотографии? Запросто! Проявляем тени, затемняем света, рулим цветом неба — все просто и доступно. После получаса работы с программой хочется обрабатывать фото только в ней :-)
11 12
11. Помните, я обрабатывал эту фотографию в статье про Adobe CS5? Обратите внимание — из-за сильного ветра травинки колышатся и на HDR создают кашу 12. Вот этот эффект во всей красе. Программа пока не умеет бороться с движением объектов

Сохранять результаты работы можно в виде проекта в собственном формате программы, а также в виде TIFF или JPEG. Уверен, что нет смысла заострять внимание на том факте, что вся обработка недеструктивная (оригиналы RAW или JPEG остаются в первоначальном виде на диске). Программа помнит настройки для каждого обработанного файла, однако в фото-браузере фото отображается по-стаорому, то есть как оно было до обработки. Никаких значков, что фото было обработано, нет. А жаль: если в фотосессии много похожих фотографий, а вы выбрали одну и ее обработали, на следующий день эту самую фотографию придется долго искать, перебирая все подряд и называя разработчиков разными эпитетами... Но, друзья, это же только бета-версия :-)

Фукция номер два: HDR ReLight

Признаюсь честно, о подобной технике я впервые узнал сегодня. Эта техника годится лишь для полностью статичных объектов и при хорошо закрепленной фотокамере на надежном штативе. Скорее всего она будет полезна при съемке интерьеров. Ее суть в том, чтобы с одинаковой экспозицией (это принципиально) делать снимки одного и тоже же сюжета, который освещается каждый раз по-разному. Потом мы можем соединить все кадры и рулить отдельно каждым источником света. Конечно, у меня подобных примеров нет, поэтому я использовал готовые кадры (скриншот 13).

Скриншот 13. Выбираем файлы для работы с HDR ReLight

Скриншот 13. Выбираем файлы для работы с HDR ReLight

Здесь все аналогично: идум в файл-браузер, выбираем нужные заранее снятые кадры и добавляем их в проект (кнопка Add). Далее выбираем Create HDR ReLight Project:

14 15
14. Доступно регулирование основного освещения, а также подсветки номер 1... 15. ... и подсветки номер 2. Для каждой подсветки регулируем цветовой тон, яркость и т.д. и т.п.

Просто и элегантно! Пользуемся при необходимости.

Функция номер три: HDR DeNiose

Не могу придумать ситуацию, в которой эта функция пригодилась бы. Но раз такие серьезные разработчики ее в программе предусмотрели, значит ей найдется применение. Суть — снимаем 6 кадров с экстремальным ISO, не двигая камеру и не меняя настройки экспозиции. Потом соединяем все шесть кадров воедино:

Скриншот 16. Работаем с функцией HDR DeNiose

Скриншот 16. Работаем с функцией HDR DeNiose

Алгоритм выбора фотографий точно такой же. Далее все просто:

17 18
17. Соединили шесть кадров. Я немного подправил цветовую температуру снимка: мне она показалась слишком теплой 18. Увеличенный варинт. Шума нет. То есть нет совсем. Удивительно, но факт

Вопрос: если камера на надежном штативе, почему просто не поставить ISO 100 и не мучаться с шумом? Видимо, есть моменты, когда просто надо снимать с ISO 3200 или выше. Может быть, диафрагма зажата до 22, а длинную выдержку применять не хочется... Одним словом, я пока не понял практический смысл сего изобретения.

Мне программа очень понравилась

Выводы

Итак, на рынке появился еще один программный продукт, который разработан для решения вполне конкретных задач: работе с тоновым диапазоном фотографий. И сделана программа добротно, просто и в то же время профессионально. Свою работу она делает отлично, на 5 баллов. Я уверен, что пользователи будут просить превратить программу в некое подобие Lightroom, Aperture, Capture One и так далее, то есть добавить в нее функции, к которым они привыкли. Вряд ли кто-то будет искать огрехи и ошибки непосредственно в самом алгоритме работы, хотя это не исключено. Однако создателям программы несмоненно стоит поработать над ее интерфейсом.

Мне программа очень понравилась — это отличный рабочий инструмент, который в умелых руках способен на многое. Так сделаем наши руки умелыми, друзья! Достойных инструментов для них теперь будет на один больше.

KonstRuctor, 14 июля 2010 г.
По материалам http://www.oloneo.com/
Автор обзора не может нести ответственность за достоверность сведений, взятых из открытых источников.

Автор использовал Бета-версию программы для работы над статьей.
В обзоре использованы только авторские фотографии.
Все права защищены, © Константин Биржаков, 2010; © Никита Биржаков, 2010

Другие новости по данной теме

↓ Новости производителя «Oloneo»

Пока других новостей нет

↓ Новости по теме «софт»