Главная Новости Галерея Статьи и фотоотчеты Фотоконкурс ПУТЕФОТ Книги Правила
Вход в клуб
06 ноября 2012 г.

17-я СПб Фотоярмарка – итоги, фоторепортаж и видеофильм

Уверен, все знают, что осень – самое любимое время фотографа. Яркая природа, яркие снимки, яркие впечатления! Но есть и еще один повод любить осень – традиционная ежегодная Санкт-Петербургская Фотоярмарка, ведь это тоже яркий и незабываемый праздник для фотографов, фотолюбителей, фотомоделей, фотожурналистов, – всех, кто так или иначе связал свою жизнь с фотоискусством. Мероприятие проводилось в нашем городе с 25 по 28 октября 2012 года, и это была уже в 17-я по счету Фотоярмарка, однако я по какой-то причине первые 10 пропустил, и эта выставка стала для меня седьмой. Знакомые лица участников, знакомое расположение стендов, знакомые лекторы и фотомодели – как будто 16-я Фотоярмарка была на прошлой неделе, а не год назад, и вот мы все снова собрались в Манеже около Исаакия и снова искренне рады друг другу. Однако мир не стоит на месте: было представлено много новинок фототехники, проведены новые мастер-классы и лекции, новые выступления и семинары, поэтому я с огромным удовольствием приглашаю всех вновь окунуться в мир фотографии, на сей раз с помощью моего небольшого видео- и фоторепортажа.

17-я Санкт-Петербургская Фотоярмарка

Видеофильм

Предлагаем вашему внимаю небольшой видеофильм о 17-й Санкт-Петербургской Фотоярмарке. В фильме репортаж со стендов Nikon, Rekam (Алексей Колобков), Pentax (Антон Мельников), Samsung (Алексей Марченко), Canon, Лучший Русский Фотоблог (Сергей Самсонов) и Гильдии Рекламных Фотографов (Евгений Швед). Корреспондент: Роман Гуцунаев, оператор и режиссер: Константин Биржаков, музыка: Сергей Ярмонов.

Церемония открытия выставки

Обычно я не уделял должного внимания церемонии открытия, тут же по приходу на выставку увлекаясь новыми фотокамерами. В этом году я все же решил на церемонии побывать. Все было без лишнего пафоса, просто и по-деловому: церемонию сопровождали девушки с громкими барабанами, а директор Фотоярмарки Алексей Васильев пожелал всем участникам и гостям мероприятия успехов и отличного настроения. К пожеланиям также присоединился руководитель Гильдии Рекламных Фотографов в Санкт-Петербурге Александр Насонов.

Директор Фотоярмарки Алексей Васильев

Директор Фотоярмарки Алексей Васильев

Громкие барабанщицы К пожеланиям присоединился Александр Насонов
Громкие барабанщицы К пожеланиям присоединился Александр Насонов

Как всегда, я буду вести свой рассказ в таком порядке: сперва новинки фототехники от ведущих производителей, затем небольшой обзор стендов Фотоярмарки, и в заключении фотоотчет с мастер-классов, лекций и семинаров. Будет также и видеофильм, который мы с моим другом и коллегой Романом Гуцунаевым сняли в воскресенье, в последний день выставки.

В самом начале хотелось бы еще раз отметить тот факт, что для меня это мероприятие уже седьмым по счету, за 7 лет многие вещи стали привычными, сложные моменты – простыми, а многие лекторы – хорошими знакомыми и даже друзьями. К тому же я легко обучаем, все новое познаю быстро и с удовольствием: ведь еще пару лет назад я открыв рот слушал мастер-классы Игоря Сахарова по постановке студийного света, учился работе с моделью, а сегодня у меня уже собственная студия, а мастер-классы Игоря я воспринимаю скорее как примеры для подготовки своего авторского курса, в котором лектором буду уже я сам.

Ложка дегтя в сладкую бочку меда 17-й Фотоярмарки – в этом году почти у всех производителей любимым стало слово «НЕЛЬЗЯ». Особо «порадовал» стенд Canon: почти на все новинки делать снимки было нельзя. Запреты были и у Sony, и у Samsung, и у Nikon – вот такая политика компании и точка. Объяснить, зачем принимать участие в выставке фотоаппаратуры, если нельзя делать тестовые снимки, толком никто не мог. «Предсерийные сэмплы», «альфа-прошивка», «камера вышла вчера» – это все выдуманные, на мой взгляд, аргументы: на других международных выставках новинки уже были успешно представлены, в сети уже появились подробные тесты и обзоры, опубликованы сотни тестовых кадров, на том же Дпревью. Так что же, дело в сэмплах и прошивках? От кого прячемся? Только на стенде Pentax Ricoh снимать можно было сколько душе угодно, на все выставленные камеры с любыми желаемыми объективами в комплекте. Браво! С этого стенда, пожалуй, и начну свой рассказ.

Стенд Pentax Ricoh

В этот раз на стенде Pentax A Ricoh Company (далее просто Pentax) решили построить некое подобие спортивной площадки, на которой три спортсмена все дни демонстрировали чудеса паркура. Сперва было как-то неуютно фотографировать полуголых лиц мужского пола, но затем все друг к дугу привыкли, и даже оказалось интересно, что можно было поснимать движение паркурщиков на короткой выдержке, а качество оценивать по ярким татуировкам на мускулистом теле. Но все же если на стенде была бы и красивая девушка-фотомодель, и спортсмены, – было бы вообще шикарно.

Стенд Pentax Ricoh

А поснимать было на что: выставлялась полная линейка всех новинок от Pentax и Ricoh – и компакты, и беззеркальные камеры со сменными объективами, и зеркалки, и чудо-камера Pentax 645D – среднеформатная зеркалка, выставляемая на прошлых выставках. А вот малютка Q10 приехать на выставку, к сожалению, не успела.

Уже знакомый нам по участию в предыдущих выставках Антон Мельников, руководитель отдела маркетинга Pentax Россия, в этом году провел несколько необычных презентаций техники Pentax Ricoh – трибуной ему служил стол, по которому он расхаживал с микрофоном, время от времени специально роняя ударопрочные модели фотоаппаратов на пол, после чего брал в руки зеркалки и обильно поливал их водой из бутылочки. Техника Pentax показала себя молодцом, как ни в чем не бывало продолжая работать после таких водных процедур. Если кто-нибудь попросит меня помочь выбрать влаго- и пылезащищенный зеркальный фотоаппарат, я знаю какую марку оборудования ему посоветовать. Хотя камеры Pentax хороши не только своими защитными свойствами, в первую очередь это, конечно, качество картинки и удобство использования. Небольшое интервью с Антоном Мельниковым см. в нашем видеофильме.

Антон Мельников рассказывает о технике Pentax

Первым делом я решил протестировать компактный беззеркальный фотоаппарат со сменными объективами Pentax К-01. Выставлялись модели в белом и желтом корпусе в комплекте с объективами 18-55 и блинчиком 1:2.8 40 мм.

Pentax К-01

4 фотографии сняты на камеру Pentax K-01 с объективом 18-55мм, ISO 800

Также выставлялась анонсированная недавно зеркалка Pentax K-30. Камера на первый взгляд выглядит миниатюрной, однако она очень удобно сидит в руке, а видоискателель на основе стеклянной пентапризмы обеспечивает 100%-ное покрытие кадра, что чрезвычайно удобно для построения снимка. Камера к тому же погодоустойчивая, пылезащищенная и морозостойкая, с быстрым и точным автофокусом и возможносью съемки видео full-HD. Новинкой очень удобно управлять: все функции простые и понятные, разобраться можно моментально. Для любителей Time Lapse: камера умеет сама снимать и клеить готовый видеоролик.

зеркалка Pentax K-30

Pentax K-30 с объективом DA 50мм F1.8, ISO 200 Pentax K-30 с объективом DA 18-135мм F3.5-5.6, фокусное растроение 18 мм, ISO 800
4 фотографии: Pentax K-30 с объективом DA 18-135мм F3.5-5.6, фокусное растроение 135 мм, ISO 800

Камера Pentax K5-II была на стенде в единственном экземпляре, пришлось немного постоять в очереди. Флагман среди зеркалок Pentax оправдывает свое гордое название – снимать камерой одно удовольствие. Камера вышла совсем недавно, и поддержки формата PEF именно этой модели на момент написания статьи не было ни в одной программе обработки изображений, кроме новенькой DxO Optics Pro 8. Я скачал демонстрационную версию DxO 8 и отснятые изображения все же открыл:

4 кадра сняты на Pentax K-5 IIs, объектив DA 50мм F1.8, ISO 800

В один из дней на стенд Pentax принесли игрушечные вертолеты, которые планировали запускать в холле. Чем кончилась эта затея, я так и не узнал, так как запуска не дождался. Ну, а теперь будет больше фотографий девушек.

Стенд Nikon

Друзья, не поверите, – дизайнеры стенда Nikon услышали мои мольбы о подиуме для фотомоделей, про который я говорил в репортаже о прошлогодней выставке! Я сам не поверил своим глазам. Дизайн стенда Nikon в этом году был самый красивый, удобный, функциональный и оригинальный! Все компактно, удобно, и очень симпатично. А главное – свободный и удобный доступ к технике и возможность поснимать очаровательных девушек – как моделей, которые позировали на подиуме, так и самих работниц стенда в стильных желтых платьях.

Кстати, работницы были очень рады попозировать всем желающим, коих было немало – в разгар рабочего дня проход мимо стенда Nikon как правило был плотно заблокирован гражданами с фотокамерами :-)

Какие же красивые девушки на стенде Nikon! Не так ли?

Организаторы стенда Nikon привезли самую новинку из новинок – компакт со сменными объективами Nikon 1 V2, о выходе которого было официально объявлено лишь за день до открытия выставки! Само собой, снимать на эту камеру не разрешалось, но, к счастью, запрет касался только V2 – на всю остальную выставленную технику можно было снимать сколько угодно, пока флешка не закончится.

Nikon 1 V1 Новинка из новинок Nikon 1 V2

Слева от подиума располагался отдел с зеркалками, перечислю их по порядку: на первом столе – D3100, D5100, D90, D7000, на втором – полнокадровые D600, D800 и флагман всей линейки D4. Камеры с первого стола уже выставлялись на прошлой выставке, а вот три камеры со второго стола были очень интересны – я тестировал их все четыре дня, выбирая дома наилучшие кадры. На Nikon D4 я сделал всего пару кадров и просто влюбился в нее, настолько она удобная, быстрая, предсказуемая! Сделано для профессионала – точный мгновенный автофокус, никакого зерна на высоких ISO, безупречная эргономика, потрясающее качество... Поняв, что Nikon D4 мне искренне нравится, я скорее положил эту камеру на место и сосредоточил свое внимание на D600 и D800.

На Nikon D4 я сделал только этот кадр.
1/250 f/4.0, приоритет диафрагмы, ISO 1600, объектив 24-70 mm f/2.8, фокусное 70 мм

Во время моих тестов произошел забавный случай. Дождавшись своей очереди, я взял в руки Nikon D600, вставил в слот свою SD-карту, припасенную заранее, и начал делать снимки очаровательной фотомодели в русском наряде. Все это время мой Canon 5D Mark II с 580-й вспышкой болтался у меня на шее, слегка стукаясь о стол и при этом сильно мне мешая. Работник стенда Nikon любезно предложил подержать мою камеру, пока я не наснимаюсь, однако вовремя опомнился! На стенде с огромной черной надписью Nikon во всю желтую стену, будучи одетым в форменную одежду с этим же ярким лого на спине нельзя сидеть, держа в руках одну из лучших камер конкурента!

Флагман Nikon D4 Nikon D 600

Тестовая съемка на Nikon D600:

5 фотографий: Nikon D600, 1/125 f/4.5, ISO 800, объектив 85мм f/1.8, приоритет диафрагмы, NEF

Тестовая съемка на Nikon D800:

5 фотографий: Nikon D800, 1/100 f/4.5, ISO 800, приоритет диафрагмы, объектив 100мм f/2.8, NEF

Поснимав камерами D600 и D800, я так и не смог определить, какая же мне нравится больше: обе полнокадровые зеркалки можно смело посоветовать всем продвинтым фотолюбителям и профессионалам. Нужно внимательно читать спецификации и выбирать то, что будет необходимо.

В этом году на стенде Nikon не было никаких выступлений или мастер-классов. Всем знакомый преподаватель Андрей Кудрявцев работал на стенде все дни, но выступлений не проводил. Конечно, всевозможных мастер-классов на Фотоярмарке и так было достаточно, однако качество никононовских всегда было на высоте, жаль, что мы их так и не увидели. Небольшое интервью с представителем Nikon Дмитрием см. в нашем видеофильме.

Андрей Кудрявцев на стенде Nikon

Стенд Canon

Мой любимый стенд, ведь я поклонник фирмы Canon – как я купил свою первую камеру в 2005 году, так и по сей день снимаю на камеры только этой марки, прибавьте сюда несколько объективов, вспышку, тросик, другую мелочевку, и вы получите портрет истинного кэнониста :-) Стенд Canon всегда привлекал меня своими новинками, очаровательными фотомоделями, доброжелательными работниками, а также ярким, неповторимым и продуманным до мелочей дизайном. Так вот, в 2012 году на основном стенде моего любимого производителя всего перечисленного выше не наблюдалось :-(

Новинки, правда, были, но снимать на них было запрещено. Причем работница стенда сообщила об этом факте с таким видом, как будто я попросил ее разрешения камерой G15 заколотить пару гвоздей в стендовую стойку. Не веря своим ушам, я подумал, что эта неприязнь направлена персонально на меня (повесил Марк 2 на шею и хочет снимать на G15?), но мужчина, который подошел в этот момент поинтересоваться новинкой, никакой камеры на шее не имел, однако тоже получил подобный от ворот поворот.

Canon EOS M – интересный и недоступный Canon 6D – желанный и недоступный
PowerShot G15 – любопытный и недоступный А это вполне доступный 5D Mark III с новым объективом EF 24-70mm f/2.8L II

А как хотелось поснимать на свеженькие Canon 6D, Canon M, да и PowerShot G15 тоже вполне интересен. Вставлять свою флешку разрешалось лишь в Canon 5D Mark III, но, позвольте, что можно было снять? Чаще всего в кадр попадали лица стендистов напротив, да вдобавок посетители слева и справа. Иногда в кадре оказывались спины работников стенда, стоящих за противоположной стойкой. Красота?

Погоревав, взял в руки Canon 5D Mark III. Да, он стал немного удобнее моего Mark II, появилась фокусировка в режиме Live View как при съемке видео, так и фото. При видеосъемке будет чрезвычайно полезен индикатор уровня записи аудио, мне этого индикатора очень не хватает. Но главный сюрприз был в том, что на 5D Mark III был установлен новенький объектив EF 24-70mm f/2.8L II, который, как утверждалось, был представлен в России в единственном экземпляре, и этот самый экземпляр я держал в своих руках! Настроение мигом улучшилось, и я с интересом начал рассматривать новый объектив.

Снимать было нечего и некого, и я ограничился этими двумя кадрами...
Снято на Canon 5D Mark III, объектив EF 24-70mm f/2.8L II, ISO 800, приоритет диафрагмы

Новый 24-70 2.8L II стал значительно легче и компактнее, к тому же механизм зума теперь двигается в более привычном направлении: в первой версии этого объектива в положении 24 мм передняя линза выдвигалась вперед, теперь же она выдвигается при зуме на 70 мм. В целом 24-70 стал очень похож по размерам на популярный и любимый многими объектив 24-105, их можно даже с первого взгляда перепутать. Его поверхность стала матово-черной, исчезла надпись белыми буквами на переднем конце объектива, диаметр для светофильтра увеличен до 82 мм. То, что не видно на первый взгляд, но то, что можно будет увидеть на своих снимках, – оптическая схема нового 24-70 2.8L II USM была полностью переработана для обеспечения еще более высокого качества фотографий. Только заявленная цена новинки почти в два раза выше цены, которую сегодня просят за первую модель.

В жизни всегда черную полосу сменяет белая: о чудо! – в воскресенье, перед самым закрытием, разрешили-таки снимать на камеру Canon EOS M. Я тут же взял ее в руки, вставил свою SD-карту и минут 15 тестировал Canon M в связке с объективом 18-55. Ощущения необычные – это и правда миниатюрный компакт с качеством и функциями зеркалки. Камера очень небольшая, но вполне удобная, объектив маленький по сравнению с тем же китовым 18-55 EF-S, к тому же на камеру можно запросто установить любой объектив Canon через переходник. Моими ручищами держать эту малютку, правда, не совсем удобно, а вот девушке она подойдет как нельзя лучше.

Управление Canon M эргономичное и понятное, сенсорный 3-дюймовый экранчик поддерживает функцию «прикоснись, чтобы сделать кадр» (touch to shot) – нужно пальцем указать место, на которое нужно навести резкость, например на лицо человека, и камера сама выставит все параметры съемки, наведет фокус и сделает кадр. Удобно! Почти все управление камерой происходит посредством касания экранчика, механических кнопок осталось совсем немного. Своей встроенной вспышки у камеры нет, зато имеется настоящий полноразмерный разъем «горячий башмак», так что можно использовать любую из вспышек Canon. На кого рассчитана эта камера? По моему мнению, покупатель Canon M – обеспеченный человек, который часто бывает в дороге, и которого не устраивают компакты наподобие PowerShot G15, а таскать с собой зеркалку ему неудобно и тяжело.

Тестовая съемка на Canon EOS M:

4 кадра: Canon EOS M, объектив 18-55. Я не стал мудрить и выставил автоматический режим с функцией touch to shot

Был у Canon еще один стенд, небольшой, в углу. Там были представлены широкоформатные принтеры, а также работал фотограф и модель Ксения, с которой мы в четвертый день работы выставки и подружились. Ксения – самая очаровательная фотомодель на Фотоярмарке, хочется искренне поблагодарить ее за шикарные снимки и отличное настроение! Если бы не улыбка Ксении, впечатление от стенда Canon так и осталось бы пасмурным. Ксения, ты спасла мир!

Снято, само собой, уже на мою камеру Canon 5D Mark II, объектив 70-200mm f/4L IS

Стенд Sony

Помните мой прошлогодний рассказ про Sony и голый торс? Кто не читал, прочитайте, это интересно, с картинками. В этом месте моего рассказа будет уместно сделать небольшое отступление и рассказать про Oblico Morale :-)

А именно – на 17-й Фотоярмарке не было полуголых девиц, все модели были красиво и со вкусом одеты. Исключений было три: 1) боди-арт шоу на стенде Polaroid, 2) мастер-класс Игоря Сахарова по съемке ню и 3) практика съемки ню на подиуме ФотоМастер, которую проводил Юрий Тимофеев, но в третьем случае девушка было почти одета, или плохо раздета... :-) короче говоря, летом иногда так по улице ходят, и никакого вам ню. Все коллеги, с которым я обсуждал этот вопрос, в один голос заявили, что такое положение вещей – нормальное. Ню – тайна, волшебство, интим, а не прогулки в голом виде между стендами!

Стенд Sony в этом году был оформлен в стиле James Bond. И выступления артистов, и позирование моделей было именно в этом ключе: элегантно, просто, со вкусом и вполне прилично. Браво, Sony, так держать! Для успешного фотографирования было мало света; явно не хватало еще нескольких прожекторов, направленных на подиум.

Стенд Sony

Как обычно, все выставленные модели разрешалось брать в руки и снимать на свои флешки, при этом можно было попросить установить любой объектив, да и любой другой аксессуар с витрины. Исключением стала лишь камера Sony RX1, которая была надежно спрятана в витрину кубической формы из пуленепробиваемого оргстекла. Работники стенда утверждали, что это – единственный в России экземпляр, который даже они сами в руки брать боятся, поэтому на него можно лишь смотреть через стекло и тихо мечтать о маа-а-аленьком компакте с огро-о-омной полнокадровой матрицей, кожаным чехлом и кучей мелочей в придачу, и пылинки они с камеры не сдувают, так как внутри куба вакуум.

Новинок было представлено несколько – новый NEX-6, зеркалки Alpha 99 и Alpha 77, а также несколько новых видеокамер и компактных фотоаппаратов. Как всегда на стенде Sony, камер было много, места тоже хватало; эх, света бы на подиум побольше!

Тестовая съемка на Sony NEX-6:

10 кадров сняты на Sony NEX-6 c объективами 18-55 F3.5-5.6 OSS и 18-200 F3.5-6.3 OSS

Полный кадр становится доступным – вот сегодня девиз всех крупнейших производителей. У Canon это 6D, у Nikon это D600 и D800, у Sony – Alpha 99, которая должна придти на смену Alpha 900. Большая удобная черная камера с полным кадром и полупрозрачным зеркалом – сами работники Sony называют ее фотовидеокамерой – и правда, видеосъемка на Sony Alpha 99 будет удобнее и качественнее многих любительских видеокамер.

Sony Alpha 99 в комплекте с объективами: Zeiss 24-70, Fish-Eye 16mm F/2.8, G 70-300 F/4.5-5.6

Тестовая съемка на Sony Alpha 99:

Sony A99 и Fish-Eye 16mm F/2.8 Sony A99 и Zeiss 24-70

Тестовая съемка на Sony Alpha 77:

4 фотографии: Sony Alpha 77, объектив 70-300 F4.5-5.6, ISO 1600, 1/400 F5.6, приоритет диафрагмы

Также была представлена видеокамера NEX-VG900E – первая модель Handycam с полнокадровой матрицей 35 мм, на которую можно установить любую сменную оптику Sony и Carl Zeiss.

Стенд Samsung Elecrtonics

Главной новинкой сезона на стенде Samsung служила Galaxy Camera – фотоаппарат на операционной системе Android. Первое впечатление – вау, какой большой экран! Второе – вау, какая удобная камера! Третье – вау, так это же планшет! И правда, в Galaxy Camera можно установить сим-карту, превратив таким образом камеру в настоящий мини-компьютер, только вот звонки делать не получится (а Skype – на здоровье, у нас же операционная система Android!). Сделал снимок, сразу же его обработал, тут же его выложил в социальную сеть, мгновенно получил лайки и восторженные комменты, что с успехом именно в таком порядке и демонстрировалось прямо на стенде в реальном времени. Предлагаю пари: кто первым выпустит настоящую фотокамеру с функцией телефона? Я ставлю на Samsung.

Алексей Марченко демонстрирует возможности Samsung Galaxy Camera

В камере Samsung Galaxy Camera мне понравилась одна очень интересная функция – выбор наилучшего выражения лица на групповом портрете. Руководитель отдела маркетинга продукции фото и видео компании Samsung Алексей Марченко рассказал про эту функцию в нашем видеофильме. В двух словах, идея такая: на групповых портретах как правило кто-нибудь обязательно моргнет или выйдет крайне неудачно. Если включить данную функцию, камера сделает серию снимков, после чего предложит фотографу выбрать из серии лиц каждого конкретного человека наиболее удачное. После выбора достаточно нажать кнопку завершения процесса, и камера склеит финальный снимок, на котором у всех будут открытые глаза и широкие улыбки. Очень интересная функция!

Делать снимки на свою флешку на Galaxy Camera не разрешалось, а вот делать снимки и отправлять самому себе на электронную почту было можно. Я минут 10 дискутировал с работниками стенда о полной абсурдности этого запрета, в результате чего каждый остался при своем мнении, но проиграл все же я, испортив себе настроение и оставшись таким образом вовсе без тестовых снимков.

Samsung Galaxy Camera. Тестовых снимков нет :-(

Все 4 дня на стенде Samsung проходили выступления братьев Калуцких, которые неизменно собирали вокруг себя плотное кольцо зрителей с фотокамерами. Одно «но» – каждый при этом прекрасно снимал своей камерой, и было не совсем понятно, при чем тут собственно Samsung. Хотелось бы одновременно с просмотром выступления тестировать технику, которая в большом количестве была представлена на стенде, но это было практически невыполнимо, так как стойки с камерами располагались по бокам далеко от подиума, на котором артисты и выступали. Однако на стенде Samsung за стойками работали очаровательные девушки, они с удовольствием всем позировали, устроив на прощание настоящее дефиле в последний день работы выставки (а я как раз в том момент тестировал камеру Canon EOS M, и дефиле осталось только в памяти головного мозга, а не флеш-карты).

Шоу братьев Калуцких, кадры сделаны в разные дни

Также на стенде выставлялись камеры семейства NX: Samsung NX 20, NX 210, NX 1000. Ни для кого не секрет, что сегодня чрезвычайно популярны планшетные компьютеры, которые также в большом количестве были представлены на стенде, демонстрируя возможности передачи отснятого материала с фотокамеры (например Samsung NX 20) по Wi-Fi на планшет. Выставлялись также SMART камеры: WB850F, WB150F, EX2F – все они тоже оснащены Wi-Fi модулем.

Samsung NX 20, NX 210, NX 1000

На стенде Samsung проходили не только шоу артистов, но и интересные лекции и мастер-классы. Этот кадр сделан на мастер-классе «Семейная фотография», причем мальчик пришел играть с шариками на подиум совершенно независимо от выступающего, так вот интерено получилось:

На стенде Samsung Мастер-класс «Семейная фотография»

В целом стенд Samsung очень порадовал, однако на мой взгляд, в этом году самсунговцы маленько перемудрили с акробатами и с непонятными запретами; намного интереснее было бы сделать акцент на технику и высокие технологии, ведь именно этим и славится самая технологичная компания в мире.

Стенды участников Фотоярмарки

Стенд Tarmron располагался на своем привычном месте, только в этом году он был ярко-ярко освещен по периметру; на стеклянных стеллажах красовались десятки объективов всех типов и байонетов. Можно было сделать тестовые снимки, однако моделей для съемки не наблюдалось, как и в прошлые годы.

Стенд Rekam располагался на своем обычном месте, на первом этаже, и был оформлен в своем узнаваемом стиле, в ярко-красных тонах. В этом году кроме фотокамер, фоторамок, фотосумок и штативов в большом ассортименте был представлен постоянный свет для съемки фото и видео, всевозможные студийные аксессуары, а также множество планшетных компьютеров. Но, наверное, самыми интересными были программируемые поворотные предметные столы, маленькие и большие, которые будут незаменимы для съемки товаров для интернет-магазинов и других презентаций. В нашем видеофильме см. интервью с Алексеем Колобковым, руководителем направления «Профессиональное осветительное оборудование» компании Rekam.

Легендарная компания Polaroid возвращается! По выставке ходили девушки, держа перед собой знаменитую полароидовскую белую рамку и фотографировались со всеми желающими, а на стенде Polaroid был устроен темный куб с флуоресцентными лампами, внутри которого проводились боди-арт шоу. Моделью была девушка по имени Зап: мне удалось узнать, что Зап – сертифицированный преподаватель по хатха-йоге, она обучалась в Индии, практикует и преподает йогу и технику медитации. Параллельно в сети проводился конкурс для посетителей выставки: предлагалось сделать фотографию стенда Polaroid и боди-арт шоу в нем, после чего разместить фото в одной популярной социальной сети. Победитель был определен прямо на Фотоярмарке и получил в подарок новую моментальную камеру Polaroid PIC300.

Боди-арт шоу на стенде Polaroid

На стенде Lowepro были представлены десятки удобных фоторюкзаков, а также большое количество различных аксессуаров фирм HOYA, Lensbaby, Eneloop, Kenko, Flama и других. Стенд Lowepro был на втором этаже, а ниже привожу небольшой обзор стендов участников выставки первого этажа.

Lowepro Hofmann Фотосклад.ру
Трумэн ФотоВидеоКуб Manfrotto, KATA, Hensel, Zeiss
Falcone Eyes Фото Ди Фотодом.BY
МегаФото AquaPhotoStudio Albumplus
Фотодизайнстудия Павла Боярова Мои Фотостраницы Фотокниги
Camera Case Бартикс, SLipSLider Иста

На втором этаже недалеко от подиума ФотоМастер располагался стенд «Фотопространство Остров», на котором все дни работали визажисты и позировали фотомодели на фоне гигантских размеров осветительного прибора.

Фотовыставки

Традиционно на втором этажа проходили фотовыставки. Слева, на синем фоне, проходила фотовыставка «Парад фотоклубов стран СНГ и Балтии». Справа, на красном фоне проходили: репортажная фотоэкспозиция Агентства журналистских расследований «АЖУРный Петербург» и выставка популярного московского фотоколлажиста Андрея Будаева «Политические портреты».

Мастер-классы и семинары

Для выступлений и мастер-классов в этом году было выделено целых три места: одно на первом этаже в конце зала (подиум ФотоПрактикум), другое около лестницы на втором этаже (подиум ФотоМастер) и здесь же конференц-студия на своем обычном месте. Хочется искренне поблагодарить организаторов Фотоярмарки за отлично подготовленную насыщенную программу выступлений: мастер-классы и семинары проходили практически в режиме нон-стоп, на всех трех площадках постоянно происходило что-то интересное, поэтому приходилось все время бегать между ними, чтобы ничего не упустить. Я частенько ловил на себе недоуменные взгляды публики – прибежал человек, залез в самую гущу событий, сделал несколько кадров и убежал (это был я, прошу прощения если кому помешал).

Есть пожелание техническому персоналу – за каждой площадкой необходимо закрепить ответственного за обслуживание оборудования. Практически каждый выступающий сталкивался с ситуацией, когда было невозможно вывести на экран большого телевизора ту или иную картинку, причем это состояние перманентно продолжалось все 4 дня работы выставки. И вместо интересной и важной информации публика с фотоаппаратами наготове подолгу наблюдала, как двое или трое парней с недоумением нажимали всевозможные кнопки, чесали затылки, втыкали туда-сюда разноцветные шнуры, пытаясь вывести на экран искомый сигнал. Иногда это сделать удавалось, иногда и вовсе нет, как на одном из мастер-классов Игоря Сахарова, в то время как большое изображение было крайне необходимо – Игорь рассказывал непростые нюансы работы со светом. В результате он был вынужден демонстрировать результат на обычном офисном мониторе, развернув его к публике, а два огромных телевизора показывали паутину, совсем как в мультике про кота Матроскина...

Стоп, критику прекращаю рацпредложением – в следующем году заменить конференц-студию еще одной открытой площадкой, на которой и проводить все выступления в стиле лекций. Ситуация, когда лектор спрятан под крышу конференц-студии и из темноты что-то говорит в плохо отстроенный микрофон, демонстрируя какие-то блеклые слайды на сером экране позади себя – это прошлый век, воспринимать информацию очень сложно. Что и доказал Юрий Молодковец, который провел свой мастерский класс «От Profoto до арт-фото» на подиуме ФотоМастер: уютная атмосфера, яркий цветной большой телевизор, светло, выступающий и слушатели рядом, рукой подать, всем видно и всем все слышно. А вот как физически успеть посмотреть все выступления на всех трех площадках, я так до сих пор и не понял.

Юрий Молодковец, мастер-класс «От Profoto до арт-фото»

Игорь Сахаров, профессиональный фотограф и преподаватель работал на выставке все четыре дня на подиуме ФотоПрактикум, в конце зала первого этажа. Выступлений было много, вот основные темы:

  • свадебная фотография в студии
  • предметная съемка
  • съемка ню
  • постановка света для fashion

По ходу дела Игорь выступал и на других площадках, и каждое выступление было по-своему интересным. Вообще говоря, про мастер-классы Игоря Сахарова сложно что-либо еще рассказать, их нужно просто внимательно смотреть, слушать и все запоминать. Я видел ребят, которые вели записи в блокноты, старательно конспектируя лекцию, сопровождая конспект подробными рисунками расстановки студийного света. Молодцы, так держать! Есть желающие научиться фотографировать? Смело идите на курсы фотографии, где преподает Игорь Сахаров, это Мастер с большой буквы, вы не пожалеете.

Мастер-класс Игоря Сахарова по свадебной фотосъемке в студии. Телевизоры молчат

Игорь Сахаров рассказывает про использование техники Samsung в студии Предметная съемка
Мастер-класс по предметной съемке, который плавно перешел в съемку для fasion Мастер-клас Игоря Сахарова по съемке ню собрал, наверное, половину всех посетителей Фотоярмарки
Мастер-клас Игоря Сахарова по съемке ню

Визажист-стилист Наталья Никитина, компаньон Игоря Сахарова, провела прекрасный мастер-класс студийного макияжа «Визаж и стиль в модной съемке». Наталья придумала интересное выступление – на сцену вышла фотомодель без макияжа, и Наталья на глазах у публики сделала несколько разных студийных образов модели, а Игорь Сахаров делал фотографии, чтобы можно было оценить лицо до и после. Огромные телевизоры к тому времени уже исправно показывали картинку, так что слушатели смогли наблюдать за процессом во всех деталях. «Вы можете подойти и посмотреть, как я это делаю», – постоянно повторяла Наталья зрителям, однако все как вкопанные продолжали смирно сидеть на своих местах в ожидании нового чуда. Рацпредложение на следующий год: организовать подобное выступление на одном уровне со зрителями, чтобы не приходилось смотреть снизу вверх; на мой взгляд, это именно тот случай, когда желательно быть ближе к публике.

Наталья Никитина создает образ

Георгий Кургин на подиуме ФотоМастер провел мастер-класс «Семь смертных грехов, или как мастерски снять шампанское». Выступление Георгия я видел еще несколько лет назад, помните мой рассказ про сооружение макета из подручных средств для великолепно исполненной фотографии для обложки журнала кройки и шитья (14-я Фотоярмарка)? В тот момент я поверил в волшебство, прямо как в детстве. В этот раз Георгию явно не хватало помощника, однако его рассказ про ведерко с вырезанным дном и съемку бутылки шампанского для рекламы шипучего напитка был не менее увлекательным. Очень долго, мучительно долго работники стенда пытались настроить телевизор, затем программа Capture One не хотела видеть камеру... «Перезапустите Captute One уже наконец!» – отчаянный возглас из толпы возымел действие, телевизор заработал, картинка появилась, и шоу началось.

Мастер-класс Георгия Кургина «Семь смертных грехов, или как мастерски снять шампанское»

Дарья Прудникова (AquaPhotoStudio) провела мастер-класс «Детская фотосъемка. Психология детского портрета». Дарья подошла к делу основательно – она решила рассказать основы работы в студии с самого начала, с азов, для самых начинающих. Дети все это время скучали в сторонке и ждали, когда же начнут снимать кино. Ждал этого момента и я – длинная подробная лекция лично мне была мало интересна, а вот у публики интерес вызвала колоссальный, народ все прибывал и прибывал, образовав в результате плотное кольцо зрителей с фотокамерами. Пока Дарья излагала теорию, я изучал другие стенды и побывал на других мастер-классах, а когда дело дошло до практики съемки детей, которые уже устали ерзать на стульях, время выступления подошло к концу, успели сделать лишь несколько фото.

Дарья Прудникова: «Детская фотосъемка. Психология детского портрета»

Юлия Соколова на подиуме ФотоМастер провела несколько мастер-классов: «Работа с моделью», про работу с постоянным светом и еще один очень интересный мастер-класс по использованию спецэффектов в студии, в частности съемки со стробоскопической вспышкой для получения интересных необычных фотографий. В который раз повторю, что я не могу объективно судить о выступлениях Юлии – на мой взгляд слишком много теории, общих слов и слишком мало практики. Все происходит чрезвычайно медленно: неторопливая речь оратора, бесконечно долгая перестановка осветительных приборов... и когда Юлия в очередной раз предлагает поменять световую схему, можно успеть сходить и посмотреть другие выступления, что я и делал, вызывая раздражение у зрителей вокруг своей суетой. Помощникам Юлии неплохо было бы послушать выступления Игоря Сахарова, который умудряется кардинально менять световые схемы почти мгновенно, ловко переставляя стойки, меняя по ходу мощность ламп, продолжая в этот момент разговаривать с моделью и рассказывать публике интересные вещи. На мой взгляд, лекциям Юлии не хватает интерактива, беседы со зрителем, динамики и драматизма: мне ее речь напомнила хорошо выученный сухой текст учебника.

Юлия Соколова, мастер-класс по работе с моделью

Татьяна Малышева на подиуме ФотоМастер провела мастер-класс по съемке животных «Shooting animalS». Посередине подиума был установлен предметный стол, на который Татьяна посадила маленькую собачку. Татьяна много и подробно рассказывала о съемке собак, кошек, хомячков и крыс, затем показывала свои работы на большом экране, подробно останавливаясь на нюансах каждой фотографии. Собачка по имени Феня все это время старалась усидеть на одном месте, что у нее получалось плохо, в результате она стала зевать и проситься на волю. Но вот началась съемка, и Фене, а также всем зрителям стало значительно веселее. Работа с животными требует большого мастерства, любви к четвероногим и терпения, поэтому хочется поблагодарить Татьяну за замечательный рассказ, а также и очаровательную собачку Феню за ее труд.

Татьяна Малышева, мастер-класс по съемке животных «Shooting animalS»

Илья Смольянинов провел несколько мастер-классов, один из них назывался «Объективы для творчества: Tilt-Shift и Lensbaby», не менее интересным было и выступление про использование киносвета в портретной съемке. Илья – тоже наш старый знакомый, все посетили Фотоярмарки прекрасно его знают по уникальным выступлениям на стенде Фотокуб, кстати, директором одноименной фирмы Илья и является. Только фирма теперь зовется ФотоВидео Куб, и на их стенде выступлений в этот раз не проводилось. Сперва я даже немного расстроился – в прошлом году было весело. Но, как известно, история повторяет себя – на второй день выставки вся тусовка переместилась на подиум ФотоМастер – Илья снова весело «микрофонил»*, на подиуме снова толпились его помощники и друзья помощников, опять была дыммашина, свет, смех, шутки и крики, была и фотомодель, на которую были направлены десятки фотокамер, одним словом, шоу маст го он. И это – прекрасно!

* Микрофонить – жаргонное выражение, описывает действия человека, который очень много и чаще всего интересно весь вечер говорит, не выпуская из рук микрофон, не давая однако при этом говорить кому-либо другому.

Мастер-класс Ильи Смольянинова об использовании киносвета при съемке портрета

Общал расказать про практикум съемки ню, который провел Юрий Тимофеев. Это выступление и правда было чем-то вроде смеси мастер-класса и самостоятелбьной работы: сперва Юрий что-то рассказывал и делал снимки, после чего разрешал публике выйти на подиум и снимать самостоятельно. После такого практикума усадить разгоряченных фотографов на места ой как непросто.

Юрий Тимофеев. Практика съемки ню

Под самый занавес, в конце Фотоярмарки было еще одно довольно интересное выступление – свой мастер-класс провел Андрей Кеззин, хотя в программке этого выступления не значилось. Я знаком с творчеством этого фотографа – несколько лет назад он проводил мастер-класс по съемке эпатажной фотографии на стенде «Яркий мир». Его манеру рассказывать, манеру делать снимки ни с кем не перепутаешь, да и внешний вид Андрея гармонично завершает образ. В его работах неразрывно сплелись эпатаж, старинное фото, яркие кинематографические образы, вместе с тем что-то пугающее и черное-белое... как будто заморозили кадр из старого фильма.

Стенд «Лучший Русский Фотоблог»

Сергей Самсонов на стенде «Лучший Русский Фотоблог» все четыре для проводил лекции в виде интерактивных бесед. Этот стенд напоминал скорее небольшую конференц-студию, в которой кроме Сергея слово держали и другие ораторы. Так, Алексей и Виктор Колдуновы рассказали про запутанную фотографию, Константин Шамин – про организацию рабочего процесса фотографа с помощью Lightroom, Татьяна Варенцова рассказывала про особенности фотографии в путешествии. Последнее мне особенно понравилось: хорошая качественная трэвел-фотография, яркие краски, интересные ракурсы! Конечно, на обучающий мастер-класс это выступление вряд ли было похоже, однако свободных мест не было, народ с интересом слушал и задавал вопросы.

Интерактивные беседы Сергея Самсонова Татьяна Варенцова о трэвел-фотографии

Также на стенде «Лучший Русский Фотоблог» Сергей Самсонов подвел итоги фотоконкурса «Живая фотография», в котором первые три призовых места заняли Андрей Клемешов, Наталья Тихонова и Антон Алексеев. Антон из Москвы, он не смог приехать на награждение, а вот первые два лауреата приняли поздравления и получили памятные призы из рук Сергея Самсонова прямо на выставке. Лучшие фотоработы участников конкурса были выставлены на стенде. Небольшое интервью с Сергеем Самсоновым см. в нашем видеофильме.

Андрею Клемешову (слева) Сергей Самсонов вручает приз за победу в конкурсе «Живая фотография»

Сергей Самсонов объявляет результаты фотоконкурса «Живая фотография» Второе место: Наталья Тихонова

Артисты

В перерывах между мастер-классами выступали артисты: фокусники доставали из цилиндра белых голубей, клоун развлекал публику мыльными пузырями, несколько раз на сцену приносили пилон для выступлений в стиле шестовой акробатики. Последние выступления не следует путать со стриптизом, хотя они собирали неимоверное количество зрителей! Однажды на подиум выкатили мотоцикл, на котором позировала фотомодель. И снова рацпредложение на будущее: выставить на время подобных выступлений постоянный свет, а не импульсный, делать снимки будет значительно проще.

Эпилог

Самая очаровательная модель выставкиРазумеется, мой фоторепортаж не отражает и десятой доли всего, что происходило на 17-й Фотоярмарке. Сейчас пишу эти строки и просматриваю пресс-релизы компаний – сколько же всего интересного я пропустил! Сколько стендов не посетил, со сколькими людьми не пообщался, а сколько портретов красивых девушек не сделал, и не сосчитать! Проходи фотоярмарка всю неделю, кажется, все бы успел. Но все хорошее и желанное хорошо еще и тем, что оно быстро заканчивается. И ведь это замечательно, так как я уже с нетерпением жду нового праздника, новых выступлений, новых снимков и новых встреч со старыми друзьями. Самой очаровательной моделью выставки по версии Клуба Фотопутешественников выбрана Ксения :-)

Друзья, до встречи через год, на 18-й Санкт-Петербургской Фотоярмарке!

Для вас все 4 дня на 17-й СПб Фотоярмарке работал Константин Биржаков, 2012

Видеорепортаж: © Константин Биржаков и Роман Гуцунаев, 2012

Все фото в статье сделаны автором: © Константин Биржаков, 2012
Дополнительные фотографии (28.10.2012): © Владимир Статут, 2012

Данный обзор подготовлен специально для сайта Клуба Фотопутешественников Fototraveller. Любая перепечатка любого фрагмента данного обзора в любых средствах массовой информации без моего личного на то согласия категорически запрещена. Все права защищены. Текст обзора защищен с помощью Яндекс Оригинальные тексты: Текст от 06.11.2012, 01:51

Если вы хотите использовать то или иное фото в каких-либо целях, свяжитесь пожалуйста со мной: (Константин Биржаков) birzhakov [ а ] mail.ru

Несколько полезных ссылок:

Мои фотоотчеты на нашем сайте:

Другие новости по данной теме

↓ Новости «Общие вопросы»

↓ Новости по теме «события»